Новая жизнь старых авто на Кубани: кто и зачем собирает ретро-технику в наши дни

Новая жизнь старых авто на Кубани: кто и зачем собирает ретро-технику в наши дни
Откуда у людей появляется интерес к раритетным вещам? Обратим внимание, например, на ретро-технику. Ведь во все времена находятся отчаянные романтики, для которых вдохнуть вторую жизнь в давно заглохшие моторы, починить, казалось бы, изжившие себя автомобили или мотоциклы самая важная цель. Что же движет такими коллекционерами? 
В современном мире старинные вещи выглядят будто ненастоящими, к ним всегда испытываешь особое, трепетное отношение. Будто это что-то призрачное, пришедшее на несколько мгновений, чтобы напомнить о своей эпохе, но вот-вот, когда прикоснешься, готовое немедленно раствориться в воздухе. 

Особенно это чувство обостряется, когда попадаешь в места, где таких предметов много, а рядом — люди, которые знают каждому из них настоящую цену и бережно хранят их, неустанно ухаживая, пополняя свою коллекцию все новыми экспонатами и искренне любя свое занятие.


Где живет ретро-техника

Одним из таких необыкновенных пространств можно назвать гараж-мастерскую краснодарского мастера-инженера Виталия Зарукина, куда он и его супруга Евгения пригласили меня, чтобы продемонстрировать собранные за долгие годы сокровища. Здесь каждый сантиметр занят раритетной техникой, восстановленной коллекционером по частям, которые он находит в самых разных уголках страны.

Сейчас у него около тридцати разных видов мотоциклов и велосипедов, есть и недавно приобретенная гордость со своей историей — старенький «газик», которому уже 68 лет.

— Я увлекаюсь ремонтом и коллекционированием старинной техники с самого детства. Сейчас это и моя постоянная любимая работа, и нескучное хобби, — поделился Виталий Зарукин. 



ретро-техника на Кубани
Виталий Зарукин 

Мастер — главный инженер тематического клуба «Кубань Ретро». Это сообщество известно как в нашем крае, так и за его пределами своими энтузиастами-участниками и их неподдельной любовью к раритетной технике.


Справка. «Кубань Ретро» — клуб автолюбителей, основанный во времена СССР, в 1987 году. Сейчас в его основной состав входит около 30 человек. Участники устраивают выставки и показы ретро-транспорта, ежегодно участвуют в краевых праздниках и парадах.



Коллекция краснодарского мастера

Каждое новое приобретение техники для таких людей, как Виталий Зарукин — это не только удачная покупка, но и новая, интересная история, вызывающая особый азарт и вдохновение.

После того как техника попадает в руки к мастеру, все только начинается. Теперь нужно искать о ней информацию, затем новые необходимые детали, менять запчасти, красить, чинить, реставрировать. Словом, запускается очень долгий и кропотливый процесс, который существенно осложняется тем, что поиски одной детали могут занимать до нескольких месяцев.

И вот яркая тому иллюстрация: Виталий Зарукин выкатил из гаража мотовелосипед, который был выпущен еще в 1950 году, сейчас после ремонта он снова на ходу. 


ретро-техника в Краснодаре
Мотовелосипед

«Тело» для него мастер купил в Краснодаре, а вот с коляской возникли сложности — ее удалось найти только в Санкт-Петербурге.

Также в коллекции  Виталия Зарукина бок о бок стоят советский мотоцикл М-72 1942–1943 годов выпуска с пулеметом и немецкий ЕМВ 1952 года.



ретро-техника в Краснодаре
 Советский мотоцикл М-72


старинные автомобили
Немецкий ЕМВ

Есть и более простой, но не менее раритетный велосипед «Иртыш», которые сейчас вряд ли где-то можно увидеть, кроме музеев, а здесь вот он — на стене.



старинная техника
«Иртыш»


Новая жизнь для ретро-автомобиля

Сейчас Виталий Зарукин трудится над реставрацией недавно доставленного из Барнаула ГАЗ-67, который родом из Восточно-Казахстанской области, но связан с Краснодарским краем необыкновенной историей.


раритетная техника
Виталий Зарукин на ГАЗ-67

Семья, которой «газик» принадлежал больше пятидесяти лет, считает его настоящей фамильной легендой-реликвией. Сын бывшего владельца Федор Задонцев рассказал о машине и ее судьбе новому хозяину.

«Газик» выпущен на заводе имени Молотова в 1949 году, первым местом его «службы» около десяти лет был военный комиссариат села Самарского, после, в 1960 году, машину передали директору местной средней школы. Через 14 лет автомобиль перешел по наследству к его младшему сыну Владимиру. Тот стал бессменным хозяином автомобиля на долгие 43 года.



старинная техника в Краснодаре
Вид  ГАЗ-67 внутри до серьезной реставрации

 Перед смертью бывший владелец просил похоронить его в Краснодарском крае и передать машину в хорошие, надежные руки. Завещание выполнили. Так получилось, что на объявление о продаже авто откликнулся именно я. Та семья удивилась, когда узнала, где живет покупатель, но решила, что это хороший знак, — поделился Виталий Зарукин.

Так волей судьбы раритетная машина отправилась на Кубань вслед за бывшим владельцем. 


Газ-67
 ГАЗ-67 выезжает из гаража


Теперь ее ожидает новая жизнь и реставрация ко Дню Победы. Мастер надеется успеть завершить всю работу, чтобы принять участие на обновленном «газике» со своей семьей и участниками «Кубань Ретро» в параде в Краснодаре.


Как проходит подготовка к ретро-выставкам

Показы ретро-техники в такие праздники, как 9 Мая, обычно привлекают внимание множества людей, будь это заядлые автомобилисты или те, кто не имеет к ним никакого отношения. Начищенные, сияющие, непохожие на привычные одинаковые легковушки и иномарки, раритетные мотоциклы и машины становятся желанными объектами для любителей фото.

Однако мало кто знает, сколько времени, сил и средств тратится на то, чтобы поддерживать всю эту красоту в порядке.

— Во-первых, перед выставками и парадами нужно много времени потратить на проверку техники. Во-вторых, найти бензин, ведь на многие модели обычный современный не подходит, а мест, где можно купить старый, не так и много, — поделился Виталий Зарукин.

Коллекционированию ретро-техники надо либо посвящать всего себя, либо даже не начинать этим заниматься. Сумасшедшая, в хорошем смысле этого слова, любовь к ретро-технике и объединяет участников клуба «Кубань Ретро». Отношение к раритетному транспорту у них особое, каждый готов прийти на помощь товарищу, поддержать советом, подсказать, где найти нужную деталь.

— Мы собираемся, в основном, только на общественных мероприятиях, показываем друг другу новую технику, делимся впечатлениями, общаемся, — рассказал мастер.


Раритетные вещи — проводник в мир истории

Получившая вторую жизнь техника либо остается у мастеров-коллекционеров, либо попадает в музеи или к другим автолюбителям. Так благодаря внимательным умельцам продолжается жизнь ретро-автомобилей.

— Мы считаем, что самое главное — это история. Ведь не зря говорится, что человек обязательно должен ее знать, а такие вещи, как старинные авто, помогают с ней познакомиться, лучше понять и полюбить. Кроме техники мы собираем старинные граммофоны, пластинки и другие раритетные вещи, которых сейчас не найдешь просто так даже в антикварных лавках, — поделились после показа техники супруги Зарукины.

Такое увлечение раритетными вещами вдохновляет и по-хорошему заряжает, ведь за каждым предметом тянется целая ниточка удивительных событий, множество судеб и целые истории, каждая из которых достойна отдельного внимания. Хорошенько осмотритесь кругом, сходите в старый дедушкин гараж, отправьтесь на чердак. Может быть, где-нибудь там притаился очередной старенький «Иртыш», который когда-то успели списать со счетов.

Анна Андрияненко
Фото автора

Радио «Краснодар»