" />

Рената Литвинова: Мое кино - не одноразовое!

Рената Литвинова: Мое кино - не одноразовое!
18 октября на экранах страны стартовал фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Сбылось! Долгих пятнадцать лет Рената вынашивала эту идею, искала разные формы ее реализации.
18 октября на экранах страны стартовал фильм Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». Сбылось! Долгих пятнадцать лет Рената вынашивала эту идею, искала разные формы ее реализации. А потом поняла, что за воплощение этой "Сказки…" вряд ли возьмется какой-нибудь продюсер. Поэтому собрала волю в кулак, затянула пояс и начала снимать на собственные средства. Все трудности малобюджетного проекта разделяла с режиссером Земфира Рамазанова. За день до всероссийской премьеры в Краснодаре в киноплексе "Семь звезд" при поддержке сети кинотеатров "Монитор" автор проекта Рената Литвинова рассказала, как это было. 

Фильм о трех подругах - трех состояниях души: любви, смерти и поиска счастья. О том, что люди не одиноки, у них есть небесные кураторы. Главная идея, пожалуй, в том, что перестали мы в постоянной суете замечать знаки, которые предупреждают нас о будущем, готовят к бедам и радостям. Тем не менее есть некоторые силы, которые заставляют нас по-иному взглянуть на жизнь.
- Изначальный сценарий переписывался и под актеров и под бюджет. Я признаю, что рамки иногда даже полезны для творчества, но при условии абсолютной творческой свободы, которой я обладала, - признается режиссер. - У нас все в картине было частное, многое мое. Что-то мы брали напрокат. Например, стулья нам сдавали в аренду по сходной цене.  
Некоторые роли Рената писала специально для актрис. Например, для Оли Кузиной (Маргарита Готье в фильме) и Тани Друбич (Надя). Но больше всего в фильме было, конечно же, самой Ренаты. Не ошибется тот, кто скажет, что у этой актрисы есть свой неповторимый стиль. Нельзя утверждать, что во всех ролях она одинакова. Но во всех - одинаково органична. Так и здесь она как будто шагнула из нашей реальности на экран. Кстати, перевоплощается она и в фильме. В "Сказке…" она играет, ни больше ни меньше, саму Смерть. Она приходит в мир людей, полностью подчиняется житейским законам, чтобы ничем не выдать себя настоящую. И приходит с той лишь целью, чтобы проводить в вечность "душу, умеющую любить". По словам ее героини, если смерть уважает душу, она должна лично прийти к ней заранее, подготовить ее. 
Впрочем, не так все мрачно, как может показаться на первый взгляд. В фильме много юмора. Вообще, умение синтезировать разные жанры и стили - фирменный прием Ренаты. И "Последняя сказка Риты" получилась, так сказать, в "стиле Ренаты". Шарм актрисы отразился во всем: в образе Смерти, в голосах других героев, в операторской работе, в сценах, в освещении, в символах. (Кто-то скажет: слишком много Литвиновой, но убери ее -и фильм будет уже не тот.) Впрочем, в музыке ее нет. Эта ниша полностью отдана Земфире. Кстати, о символах. "Сказка Риты" пропитана ими насквозь. Выбивается из этой череды таинственных знаков, пожалуй, только хорек - он просто друг героини Ренаты. У Смерти не может быть друзей. Но оставлять ее совсем одинокой как-то непорядочно. А этот зверек, то превращаясь в чучело, то оживая, так и сопровождает всегда свою хозяйку.
Роль Тани Неубивко, так зовут героиню Ренаты, когда она попадает в мир людей, Литвинова писала вовсе не под себя. Изначально ее должна была играть другая актриса. Но в последний момент передумала.
- И тогда я решила поработать сама с собой, - признается Рената. - Теперь мне кажется, что, если бы снималась та актриса, это было бы мрачнейшее произведение.
А на вопрос, не возникали ли у Литвиновой-режиссера разногласия с Литвиновой-актрисой в творческом процессе, ответила:
- Мне было с собой очень легко. Это, можно сказать, одно из самых идеальных отношений. Я не имею амбиций сниматься у известных режиссеров. Я лучше у себя поснимаюсь.
 Съемки шли два года. И это была настоящая пытка: приходилось многое переснимать из-за брака в операторской работе. Потом был длительный процесс монтажа и озвучания. Наконец, не один час работы съемочной группы полетел в корзину - режиссер нещадно резала фильм, оправдывая себя тем, что это пойдет только на благо картине. "Под нож" попала сцена, которая рассказывала, как у героини появился таинственный шрам на шее. А на самом деле его Таня получила от одного из своих поклонников. Не будем забывать, ведь она очень старалась походить на людей и не всегда была разборчива в выборе приключений.  
- Больше не хочу туда возвращаться, - признается она. - Я просто отпустила от себя этот фильм. Все, что могла в нем переделать, я переделывала до самого последнего момента.

Главный вопрос, который волнует читателей: стоит ли смотреть этот фильм? На него нет однозначного ответа. "Последняя сказка Риты" - неординарна. Одно ясно точно: это не массовая картина. Ну нельзя проглотить ее вместе с попкорном и запить колой. Тут нужно подумать, вникнуть. Фильм насквозь пронизан символами, намеками. Есть фильмы одноразовые, а этот, видите, многоразовый, говорит Рената. Если вы готовы думать и искать разгадку сюжета - добро пожаловать в кино.

Анастасия Воронович.
Специально для "ВК Пресс".
comments powered by HyperComments