" />

Уроки диалектики, или Все познается в сравнении: о людях с инвалидностью

Уроки диалектики, или Все познается в сравнении: о людях с инвалидностью
Более двадцати лет как я закончила Московский институт культуры. Но причинно — следственную связь, которой так кропотливо и педантично учил наш философ Яков Журов, ярый пропагандист гегелевской диалектики — науки о развитии и причинно-следственной связи, ищу и по ныне в каждой жизненной ситуации и в общественных явлениях.

Так сложилось в моей жизни, что я работаю в общественной организации инвалидов, преподавала в колледже предмет «Социальная защита инвалидов» и веду уникальный проект в школах «Уроки доброты».

Итак, многолетний жизненный опыт и личные наблюдения привели к парадоксальному на первый взгляд выводу — инвалиды нужны обществу. Инвалиды появились на самом раннем этапе его развития и сопровождают поныне. И если инвалиды есть, то для общества они несут какую-то определенную миссию! А какую?

Во-первых, в сравнении познаётся ценность того, что мы имеем. Сравнение — правая рука опыта. Общение с глухими людьми дает понять слышащим, какая же это радость — наслаждаться полной гаммой звуков. Общение с немыми людьми убеждает говорящих в ценности устной речи. Общение со слепыми заставляет зрячих осознать всё великолепие красок и оттенков. Общение с колясочником показывает, какое это счастье — самостоятельно передвигаться и владеть свободно своим телом.

А дамочкам вообще необходимо пройти тренинг «Сравни и почувствуй». Они, недовольные своей фигурой, формой ног и неэталонного вида талией, должны быть на седьмом небе от счастья, что эти ноги вообще наличествуют, что они ходят, бегают, а у некоторых даже прыгают. А далекий от эталона торс может поворачиваться и наклоняться.

Во-вторых. Сегодня вы здоровы, сильны и благополучны. А завтра? Пути Господни неисповедимы… Всякое может случиться: ДПТ, катастрофы, падение, разрушения. Очень часто искалеченный человек в первые периоды своей инвалидности бывает охвачен суицидальными порывами, если даже он при достаточных материальных благах, любящем окружении родных, квалифицированных врачах и психологах. «Все, думают многие, жизнь кончена: был здоровый и красивый, а теперь убогий — незачем жить дальше". А вот и нет! Есть зачем жить! К этому выводу пострадавший придет намного быстрее, если он раньше общался с людьми с выраженными формами инвалидности: без слуха, зрения, на коляске и так далее. А еще легче человеку адаптироваться к внезапно полученным физическим ограничениям, если он контактировал с людьми с физическими ограничениями с самого раннего детства, если он сызмальства принимал таких людей. 

Вот почему совместное обучение здоровых и детей-инвалидов необходимо для нормального общества. Оно воспитывает терпимость и понимание у одних и способствует социализации, адаптации других. 

Я — продукт такого инклюзивного обучения, причем начиная с детского сада, и считаю, это самый интересный и лучший урок длиною в двадцать лет, который усвоила на отлично!

И, наконец, последнее умозаключение. К старости надо готовиться заблаговременно и осмысленно. Старость и инвалидность идут рука об руку очень часто. Старость — естественный процесс, естественный ход времени и жизненный биологический путь. Нет ничего трагического в том, что исправная работа организма с течением десятилетий затухает, что возникают проблемы. Общаясь с инвалидами с первых дней своей жизни, человек  признает таких людей: с физическими ограничениями, с отсутствием нормального функционирования, однако с полноценным участием в жизни общества. Люди здоровые должны видеть и понимать (невольно запоминать), что можно развивать адаптивные и компенсаторные механизмы. А затем, когда придет нужда и подобные ограничения, то всплывут эти воспоминания и окажутся чрезвычайно полезными. И средства технической реабилитации: коляски, трости, слуховые аппараты, ходунки - не будут восприниматься как нечто обременительное, а окажутся необходимыми и полезными.

Ну что, я убедила, что инвалиды нужны обществу и приносят пользу только одним фактом своего существования? И чем выше будет степень их интеграции в общество, школы и детские сады с инклюзивным обучением, тем уроки жизни будут усваиваться легче и эффективнее. В природе и обществе ничего не происходит зря.

Татьяна Чурбанова

член Союза журналистов

Фото: bank-of-ideas.ru

comments powered by HyperComments