" />

В Новороссийске представили уникальную коллекцию клинков златоустовских мастеров

В Новороссийске представили уникальную коллекцию клинков златоустовских мастеров
Уникальную коллекцию клинков златоустовских мастеров представил из своих запасников Новороссийский исторический музей-заповедник на выставке, посвященной 75-летию освобождения Кубани и разгрома немецко-фашистских войск у стен города-героя. Детально изучил и описал коллекцию научный сотрудник музея Лев Степко, для чего даже посетил Златоуст, город мастеров-оружейников.
Кто с мечом к нам придет…

Центральным экспонатом выставки стал, конечно же, меч Победы, преподнесенный в дар Новороссийску, как и каждому городу-герою, в ознаменование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Торжественное вручение меча состоялось 29 апреля 2015 года в Совете Федерации. Председатель СФ Валентина Матвиенко передала его в руки делегации города-героя и края, в которую вошли тогдашний председатель ЗСК Владимир Бекетов, мэр Новороссийска Владимир Синяговский и ветеран войны Петр Левченко. А в сентябре прошлого года меч Победы был передан на вечное хранение в Новороссийский исторический музей-заповедник.

— Только златоустовские мастера могут так виртуозно написать историю нашей Великой Победы на одном клинке, — считает Лев Степко. — Идейный замысел передают самые значимые символы войны: памятник «Родина-мать», монумент «Воину-освободителю» в берлинском Трептов-парке, орден «Победа», Спасская башня Кремля, поверженный рейхстаг. И конечно — портреты самых выдающихся советских полководцев времен Великой Отечественной войны, ведь сами создатели назвали памятный клинок мечом маршалов Победы. В этом произведении златоустовских оружейников воедино слились история Отечества и их мастерство.

Как выяснил в ходе научного исследования Лев Александрович, изготовление меча потребовало больших творческих сил и талантов. Над его созданием трудился целый коллектив. Автор эскиза — лауреат Государственной премии Александр Шаланов, художники-граверы Василий Зайнутдинов и Виталий Нашатырев, слесарь-оружейник Максим Викулин, химик-гальваник Михаил Храмцов. Из паспорта изделия и его сертификата соответствия можно почерпнуть любопытную информацию о масштабах и новых технологиях, использовавшихся в реализации столь необычного проекта. Здесь же указаны и технические характеристики меча: общая длина 1550 мм, длина клинка 1200 мм, наибольшая ширина клинка 45 мм, длина рукояти 350 мм, средний диаметр рукояти 35 мм, твердость клинка не ограничивается.

Рукоять традиционно венчает головка, на которой размещен полый квадрат с небольшой полусферой. Массивное восьмигранное навершие, где каждая грань трапециевидной формы украшена растительным орнаментом. В верхней части на четырех противоположно размещенных гранях — изображение Герба Советского Союза как геральдического знака того времени. Рукоять круглая, почти конической формы, верхняя и нижняя части ее замыкаются рифлеными декоративными ободками, ниже располагаются в виде выступа кольца, в которые вмонтированы полудрагоценные камни — гранаты. С двух сторон на поверхности рукояти изображен монумент «Воину-освободителю», установленный в Берлине.

Важным элементом, отделяющим рукоять от клинка, является перекрестье, которое потребовало творческого подхода и профессионализма от слесаря и гальваника, поскольку работать с медью трудно: металл мягкий. Все грани крестовины украшены восьмьюдесятью разновеликими полудрагоценными камнями — гранатами пурпурного цвета, символизирующими пролитую кровь. На перекрестье с двух противоположных сторон прикреплены накладки в виде щитов, внутри которых изображен герб Новороссийска 1914 года как центра Черноморской губернии. Контур каждого из двух щитов украшен 53 голубыми топазами, символизирующими мир.

Неповторимой деталью меча стали ножны. Их уникальная особенность и в символике, и в изготовлении. Ниже украшенного растительным орнаментом устья изображена Золотая Звезда Героя Советского Союза. Далее следуют изображения портретов Иосифа Сталина, Георгия Жукова, Михаила Кутузова, Федора Ушакова, Александра Суворова, Петра Первого, Юрия Долгорукого, Александра Невского. Вся героическая история отечественного оружия воплощена в этих именах!

— Причем портреты выполнены в стиле пуантилизма, то есть точечным методом, который был освоен художниками-граверами Златоуста еще в середине прошлого века, сразу после окончания Великой Отечественной, — продолжает Лев Александрович.

Душой так называемого белого (холодного) оружия является клинок. Он выполнен из высоколегированной златоустовской стали, которую отличают высокая твердость и упругость. В работе с клинком по нанесению многоступенчатой гравюры использовались такие художественные приемы оформления оружия, как травление, синение, никелирование, золочение, химические и электрографические методы, лазерное выжигание, резьба, чеканка. Клинок меча Победы расписан с одной стороны растительным орнаментом и дарственной надписью: «Городу-герою Новороссийску», а с другой — выгравирована знаменитая фраза Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

— В творческом отношении это изделие признано высокохудожественным образцом холодного оружия. Но есть еще один очень важный — духовный, патриотический момент. На златоустовском памятном клинке можно прочитать историю всех наших значимых побед, а вместе с ними и историю Отечества, — заключает свое описание центрального экспоната выставки Лев Степко.

Символ офицерской чести

Продолжением экспозиции и артефактов златоустовских мастеров стали 10 офицерских кортиков периода СССР. По словам Льва Степко, каждый из этих кортиков в составе музейной коллекции является носителем информации, обладающей научной ценностью.

Действительно, каждый представленный в экспозиции кортик, несмотря на общую схожесть, вызывает особые чувства, так как за ним стоит известное имя легендарной личности. Людей, обладавших этими кортиками, новороссийцы чтут и помнят.
Первый в этом ряду — Георгий Холостяков, Герой Советского Союза, вице-адмирал, в годы войны командовавший Новороссийской военно-морской базой, руководил высадкой куниковского десанта и героической эпопеей Малой земли. Герой Советского Союза капитан второго ранга Иван Леднев также участвовал в сражении за Новороссийск, командуя звеном сторожевых катеров 4-го дивизиона. Еще один участник боев за город — Герой Советского Союза генерал-майор Василий Гладков, командир 318-й стрелковой дивизии. Еще один кортик принадлежит легендарному капитану второго ранга Андрею Зубкову, командовавшему 394-й береговой батареей НВМБ, которую фашисты прозвали «регулировщиком движения» в оккупированной части Новороссийска. Именами этих офицеров в городе-герое названы улицы.

Также в коллекции представлены кортики менее известных, но этого нисколько не менее значимых участников Великой Отечественной войны. И здесь за каждым именем — судьба и свои заслуги перед Отчизной. Участники боев за Новороссийск командир роты 144-го батальона 83-й бригады морской пехоты А. Г. Пилипенко, командир 31-й артиллерийской береговой батареи НВМБ подполковник В. И. Лаврентьев, связист особого отдела НКВД Новороссийской военно-морской базы А. М. Хачатуров, летчик 628-го истребительно-авиационного полка Д. М. Саратов. Есть в коллекции и кортики капитан-лейтенанта Н. А. Устинова, штурмана подлодки М-51, в годы войны базировавшейся в Новороссийске, и капитана второго ранга Э. С. Кондратьева, командира корабля в блокадном Ленин- граде.

— Оружие, выполненное в Златоусте, получило достаточно широкое освещение в научных публикациях различных изданий, — говорит кандидат культурологии Лев Степко. — Сохранившиеся памятники являются ярким свидетельством того, что златоустовское оружейное искусство позапрошлого и начала прошлого веков относится к одним из наиболее значительных явлений российской культуры. Любопытным подтверждением этого может служить творчество мастеров и в советское время, создавших уникальные произведения: «Битва за Сталинград» — гравюра на клинке шашки, сделанной в подарок Сталину, или «Сталинский Урал» — художественный альбом, преподнесенный вождю в день его 70-летия, или «Кубок мира», а также множество гравюр, посвященных тематике Великой Отечественной войны. Феномен Златоуста заключается в том, что существующее здесь производство холодного оружия послужило основополагающей базой для превращения этого города в крупнейший центр промышленности, связанный с художественной обработкой металла, а искусство украшения оружия дало жизнь знаменитой златоустовской гравюре на стали.

От истоков до наших дней

Одним из первых артефактов златоустовских оружейников, поступивших в фонды Новороссийского музея-заповедника, стал палаш абордажный матросский образца 1856 года, представленный в экспозиции. Лев Степко детально описал и этот почетный старинный артефакт, снабдив описание некоторыми историческими нюансами.

— В 1856 году палаш заменил у нижних чинов морского ведомства саперные, а также морские артиллерийские тесаки, — уточняет ученый. — В 1958 году палаш присвоен гардемаринам, морским кадетам и кадетам технических училищ морского ведомства. В 1900 году снят с вооружения матросов и оставлен лишь флотским гардемаринам Морского инженерного училища как принадлежность форменной одежды. Ею он оставался до революционных потрясений 1917 года.

Исследователь обращает внимание на клеймо, поставленное на обухе клинка: «Л.П. О. Златоуст. 1857 г.». Аббревиатура Л.П.О. означает «Литье Павла Обухова». Этот мастер, несколько лет бывший еще и управляющим Златоустовской оружейной фабрикой, создал несколько сортов литейной стали, широко использовавшейся для изготовления холодного оружия. Клеймо встречается только на палашах, шпагах и саблях.

Лев Александрович посетил Златоуст, где побывал и в музее нынешней оружейной компании, вникнув в ее историю. Златоуст, город-завод на Южном Урале, был основан в 1754 году по указу Императрицы Елизаветы Петровны тульскими купцами. С начала XIX века он являлся самым передовым металлургическим производством Урала, где металл стал ведущим классическим материалом декоративно-прикладного искусства.

Именно с этим городом-заводом генетически связано известное понятие «златоустовская гравюра». В 1815 году сюда были приглашены европейские специалисты оружейных центров Золингена и Клингенталя. Но уже в этот период независимо от зарубежных технологий два талантливых златоустовских умельца, Иван Бушуев и Иван Бояршинов, изготавливали подарочное холодное оружие для высочайших особ и торжественных случаев, украшая его в технике травления, гравировки, золочения, синения и воронения. Они прославились не только виртуозным мастерством и блестящим художественно-техническим уровнем исполнения разных видов оружия, но и тем, что заложили основы уникальной школы златоустовской гравюры на стали. Ее развитию во многом способствовал управляющий фабрикой Павел Аносов, выдающийся инженер, металлург и изобретатель, заложивший основы высококачественной металлургии в нашей стране.

Подтверждением художественной и исторической значимости златоустовского оружия является богатейшая коллекция, хранящаяся в музейном фонде России. Эти комплексные памятники подробно и всесторонне отражают историю и эволюцию златоустовского оружейного искусства.

— Оружейная коллекция Новороссийского музея немногочисленна по количеству артефактов, но и она вызывает интерес как объект исследования, расширяющего наши знания об оружейной школе Златоуста, — завершает свой увлекательный экскурс Лев Александрович. — Слава о клинках, созданных оружейными мастерами, разошлась по всему миру. И сегодня Златоустовская оружейная компания — творческий, динамично развивающийся коллектив, продолжающий традиции своих предшественников, легендарных уральских мастеров-оружейников.

Евгений Рожанский. 
Новороссийск.
Фото автора.

comments powered by HyperComments