Онлайн-касса для малого бизнеса: как соответствовать закону?

Онлайн-касса для малого бизнеса: как соответствовать закону?
До 1 июля этого года практически все индивидуальные предприниматели обязаны установить кассовые аппараты. В Геленджике для представителей малого бизнеса прошел семинар по вопросам установки контрольно-кассовой техники. Его провели специалисты Интернет-технологий из Краснодара и местные налоговики.
Обстоятельно рассказал о новшествах Федерального законодательства специалист Интернет-технологий Максим Максимов.

— Федеральный Закон № 54 был принят в 2003 году, первый вариант, который регламентировал деятельность контрольно-кассовой техники и правила ее применения, а также определял правила регистрации контрольно-кассовой техники.

Нам надо понимать отличия: что было до, что стало после изменений, принятых в этот ФЗ в 2016 году. По старому образцу этого закона каждый кассовый аппарат должен был иметь защиту электронной кассовой лентой. Она хранила электронные чеки, и представители налоговой службы приходили на точку продажи, либо на точку оказания услуг и переносили данные себе на сервер. Либо владельцы контрольно-кассовой техники (ККТ) приходили в офис налогового органа, создавая громаднейшие очереди и громаднейший объем работы. Было неудобно. Однако параллельно с этим развивались сети Интернет. Принимая это во внимание, ФНС приняла решение — сделать так, чтобы фискальные данные, т. е. электронные чеки, электронные данные в чеках, передавались автоматически через сеть Интернет. И в связи с этим были приняты мощные поправки в ФЗ-54 в 2016 году. И теперь все контрольно-кассовые аппараты должны быть обеспечены фискальными накопителями.

1.jpg

Что было, что стало? Ранее регистрация ККТ проходила только очно в налоговой службе, по заявлению. Неудобно и т. д. Сейчас же регистрация ККТ проходит удаленно, через сеть Интернет на сайте налоговой службы. Каждый из вас может зайти и зарегистрировать эту технику после покупки. Далее — использование чеков. Раньше выдавали бумажный чек. Сейчас, помимо бумажного, есть еще и электронный вариант чека. Что немаловажно для Интернет-магазина.

В чем плюс для предпринимателя представленной на слайде схемы? Все без нас происходит, все в автоматическом режиме.

В кассовый аппарат устанавливается фискальный накопитель — устройство, которое позволяет хранить данные электронных чеков, придавать им физическую значимость и передавать их. Для нас это означает безопасность, поскольку никто не украдет наших данных. Кроме того, кто пользовался старым образцом ККТ и перешел на новый, уже заметил, насколько удобнее стало пользоваться современными ресурсами. Это главные преимущества ККТ нового образца.

4.jpg

Сроки перехода

Реформа кассовая, которая началась в 2016 году, состоит из трех этапов. К первому этапу, к 1 июля 2017 года, должны были перейти все крупные и средние предприятия, которые занимаются торговлей или оказывают услуги, находящиеся на режимах общей системы налогообложения, а также на упрощенном налогообложении. К указанному сроку окончания первого этапа, согласно статистике ФНС, в России было продано и установлено более миллиона касс нового образца, 138 тысяч ИП перешли на новые образцы и 241 тысяча организаций.

Второй этап реформы охватывал ИП, находящихся на режимах налогообложения ЕНВД (единый налог на вмененный доход) и ПСН (патентная система налогообложения) с наемными работниками. Также к 2018 году полностью перешли на новые образцы техники те предприятия, которые занимались продажей алкоголя.

И, наконец, к 1 июля 2019 года все оставшиеся организации и предприниматели должны обеспечить свою точку онлайн-кассой нового образца. Среди них ИП, находящиеся на ЕНВД, ПСН без наемных работников.

5.jpg

Насчет того, что буквально все должны перейти, я немного максимизировал. Чуть позже расскажу о том, какие есть исключения. Все-таки не все ИП будут применять кассовые аппараты. Некоторым разрешено работать без нее.

Давайте подробнее разберем, кому нужна онлайн-касса к 1 июля 2019 года. На слайде это показано. Можно разделить на две категории: торговлю и услуги. То, что поместилось на слайде, — далеко не весь список.

Кого от онлайн-касс освободили навсегда?

Здесь тоже разделено на две категории: торговля и услуги. Торговля ценными бумагами — могут не применять ККТ; разносная торговля, торговля мороженым и разливными безалкогольными напитками, продажа в киосках газет. Однако здесь есть один нюанс. ККТ не применяется киосками по продаже газет в случае, если продажа газет составляет 50 процентов и более от оборота. Если меньше, то ККТ будет применяться в этих киосках. Также ККТ не применяется лицами, которые используют специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход, который согласно ФЗ-422 сейчас экспериментально проводится в четырех регионах: Республика Татарстан, Москва и Московская область и Калужская область.

6.jpg

Задают вопрос: что делать, если я нахожусь в местности, где нет Интернета? Как же быть с этой онлайн-кассой, как она будет передавать информацию в налоговую? Да очень просто. Без передачи данных можно применять эту кассу для местности с отсутствием Интернета. Это законом тоже предусмотрено. Однако раз в 30 дней вам будет все-таки необходимо искать точки Интернета и передавать данные в налоговую службу.

Требования ФЗ-54

Первое – приобрести онлайн-кассу, которая полностью соответствует требованиям ФЗ. Какие же требования закон предъявляет к самому устройству? Это все описывается в 4-й статье данного ФЗ. Перечислим несколько самых основных требований.

7.jpg

Первое требование, как написано в законе: «онлайн-касса должна иметь корпус».
Второе: онлайн-касса обязана иметь внутри корпуса (не снаружи) фискальный накопитель, который как раз и обеспечивает хранение и передачу данных.
Третье: ККТ должна обеспечивать возможность печати QR-кода на кассовом чеке.

Приобрести кассу недостаточно. Необходимо приобрести электронную подпись, чтобы зарегистрировать ККТ через сайт налоговой. На сайте налоговой заполняется заявление и подписывается электронной подписью.

Подключаемся к Интернет-точке, чтобы ККТ могла передать данные в налоговые органы. Интернет можно раздавать через Wi-Fi, если это позволяет устройство. У многих кассовых аппаратов есть поддержка модулей. Ну, и стандартный Интернет. После того, как мы подключили Интернет, необходимо заключить договор с ОФД. Зарегистрировать ККТ в личном кабинете налогоплательщика. И можно начинать пользоваться онлайн-кассой.

Что такое фискальный накопитель?

8.jpg

Повторю, что это аппаратное устройство, которое позволяет хранить, передавать электронные чеки в ОФД, а также придавать им юридическую значимость. Это самый важный элемент онлайн-кассы. Срок действия фискального накопителя будет зависеть от того, в какой сфере деятельности вы работаете. Фискальный накопитель имеет срок действия 13–15 месяцев и также 36 месяцев.

Как определить — по какой сфере деятельности какой срок действия подходит? Для того, чтобы использовать фискальный накопитель на 13 или 15 месяцев, организация должна заниматься следующим: продажа подакцизных товаров, работа в отдаленных местностях (где проблемы с Интернетом), пробитие более 200 чеков ежедневно. Дело в том, что фискальный накопитель обладает довольно ограниченным объемом памяти. И если у вас очень высокая проходимость, более 200 человек в день, то вам его необходимо менять приблизительно раз в год. Также на 13–15 месяцев используются фискальные накопители теми организациями, которые работают в режиме общего налогообложения, либо в совмещенном со спецрежимом. Все остальное относится к 36 месяцам. Сюда входят ИП и организации на спецрежимах ЕНВД, ЕСКН и УСН.

После того, как срок действия накопителя истек, его не надо выкидывать. Его необходимо хранить в течение пяти лет у себя, не нужно его сдавать в налоговую. Также обратите внимание на то, что фискальный накопитель не может быть перерегистрирован более 12 раз.

9.jpg

Для работы с онлайн-кассой необходима электронная подпись. Для ее получения предпринимателю необходимо написать соответствующее заявление на выпуск электронной подписи, из документов требуются СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) и паспорт. Время получения электронной подписи зависит только от вас и может длиться 15–20 минут. После выпуска электронной подписи вы получаете ключ к ней и сертификат.

Электронная почта нужна еще и для сдачи отчетов в ФНС и другие контролирующие органы, для работы на различных электронных торговых площадках, для доступа к порталу госуслуг и т. д.

ОФД - оператор фискальных данных. Дело в том, что после введения поправок, когда владельцы касс должны были в автоматическом режиме передавать данные в ФНС, налоговики поняли, что предпринимателей – миллионы, поэтому они просто могут не справиться с громадным потоком данных. Поэтому ФНС приняла решение взвалить эту функцию на плечи специально созданных организаций - ОФД.

11.jpg

Проще говоря, это посредники между налоговой службой и предпринимателем. Сначала ИП передает данные в ОФД, а оттуда данные передаются в ФНС. На схеме наглядно показано, как работает онлайн-касса с ОФД.

Чтобы оператор фискальных данных работал законно, ему необходимо получить соответствующую лицензию, а также иметь специальное программное обеспечение с технической защитой на должном уровне. В момент, когда вы выбираете, с каким ОФД вам сотрудничать, лучше всего проверить оператора на сайте nalog.ru список официально зарегистрированных ОФД, чтобы не попасть впросак.

12.jpg

Регистрация кассы в ФНС, основные этапы и ошибки

На сайте ФНС есть возможность заполнить заявление в режиме онлайн и подписать электронной подписью. При заполнении заявления будьте, пожалуйста, внимательны. Полностью описывайте все данные, заполняйте все поля, которые от вас требуют, без ошибок. Иначе у вас увеличится срок оформления и регистрации кассы.

13.jpg

После того, как ФНС проверит ваше заявление, вы получаете регистрационный номер ККТ, в вашу технику вводятся данные. Вся процедура регистрации может занимать один-два дня. С этого момента вы можете начинать пользоваться онлайн-кассой.

Типичная ошибка, которая может возникнуть при регистрации, если вы самостоятельно регистрируете кассу: например, неверный ввод регистрационного номера кассового аппарата. В этом случае вам придется менять фискальный накопитель. Вы купили, неверно ввели, неправильно заполнили документы — это новые затраты. Так что будьте предельно внимательны!

14.jpg

Если вы вообще не применяете ККТ нового образца, вам не избежать штрафных санкций, суммы которых приведены в таблице. Штрафы также последуют, если при контрольной закупке налоговым инспектором предприниматель не выдаст ему чек. Наказания предусмотрены весьма существенные. При повторных нарушениях вы можете вообще лишиться бизнеса.

Размер штрафа ККТ

Какой размер штрафа предусмотрен за нарушения при использовании ККТ (контрольно-кассовой техники):

ВИД  НАРУШЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДЛЯ  ИП

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ДЛЯ  ЮРЛИЦ

В тех случаях, которые определены законодательно, не используется  ККТ

Штраф в размере четверти – половины  суммы оплаты, но не меньше, чем 10 тыс. руб.

Штраф от трех четвертей до 1 размера оплаты, но не меньше, чем 30 тыс. руб.

Повторное нарушение

при сумме, которая превышает

1 млн. руб.

Отстранение от работы

на год-два.

Деятельность может быть прекращена на 90 дней (распространяется на ИП)

Используется техника, которая

не соответствует требованиям закона

Предупреждение

или штраф от 1,5 до 3 тыс. руб.

Предупреждение

или штраф от 5 до 10 тыс. руб.

Отказ в предоставлении налоговику документов

Штраф в размере до 3 тыс. руб., как альтернатива - предупреждение

Штраф от 5 до 10 тыс. руб. или вынесение предупреждения

Покупателю не предоставлен чек или квитанция

Штраф в размере 2 тыс. руб.

Штраф в размере 10 тыс. руб.

Итак, подводя итог этой части необходимых данных, еще раз — по пунктам — повторим: как защитить свой бизнес от штрафа.

Соответствовать 54-ФЗ просто. Достаточно следовать представленному плану действий, который позволит вам гарантированно соблюсти нормы закона и не получить штраф:

1. Купить онлайн-кассу, внесенную в реестр контрольно-кассовой техники ФНС (Ст.3, 54-ФЗ);
2. Получить электронную подпись для ФНС и ОФД (оператор фискальных данных) в удостоверяющем центре;
3. Заключить договор с ОФД на передачу данных;
4. Обеспечить бесперебойное подключение онлайн-кассы к Интернету;
5. Зарегистрировать ваш кассовый аппарат в личном кабинете налогоплательщика в ФНС;
6. Купить и установить фискальный накопитель на 15 или 36 месяцев, в соответствии с видом деятельности и системой налогообложения;
7. Зарегистрироваться в системе ЕГАИС, если работаете с алкоголем;
8. Зарегистрироваться на сайте честныйзнак.рф, если работаете с маркированной продукцией;
9. Подключиться к системе электронного документооборота, для подписания УПД и товарных накладных;
10. Установить и настроить кассу на рабочем месте, синхронизировать с 1С и обучить сотрудников работе с системой;
11. Подключить кассовое оборудование: сканеры штрих-кодов, весы, принтеры чеков и прочую необходимую периферию;
12. Всегда выдавать покупателю чек в бумажном или электронном виде! (Помните: ФНС никогда не уведомляет о контрольных закупках заранее).

comments powered by HyperComments
Тима Третьяков
База
Вольная Кубань