" />

Опыт Ростовской области по поддержке местной прессы

Опыт Ростовской области по поддержке местной прессы
Не так давно Ассоциация распространителей печатной продукции получила от Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области расширенную справку о системе поддержки в регионе печатных СМИ.

Не так давно Ассоциация распространителей печатной продукции получила от Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области расширенную справку о системе поддержки в регионе печатных СМИ. В которой, в частности, говорилось о получаемых областными газетами льготах по региональным налогам и субсидиях на возмещение затрат на производство газет за счет средств областного бюджета.

Благодаря указанным мерам поддержки годовая подписная цена местных газет, например, составляет 500-700 рублей, а областных — 800 руб. При этом, согласно письму, все региональные и местные газеты Ростовской области закончили 2012 год с прибылью.

Столь уникальный опыт не мог не заинтересовать наш портал. Вот мы и обратились к ростовским коллегам с просьбой рассказать — так ли все на самом деле? Оказалось, что так. Но — далеко не для всех СМИ.

Полученные ответы публикуем.

***

Светлана Алипова, главный редактор газеты «Перекресток» (г. Белая Калитва):

— Как лично вы оцениваете опыт властей Ростовской области в части поддержки подписки на газеты и журналы?

— Положительно.

— Является ли данный опыт уникальным для России?

— Есть хороший опыт и инициатива по поддержки СМИ в других регионах.

— В письме Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области указывается, что годовая подписная цена местных газет составляет 500-700 руб., областных — 800 руб. Насколько эта цена адекватна для местных подписчиков?

— Наша подписная цена на год с доставкой после последнего повышения тарифов на подписку «Почтой России» составляет 732 рубля. Есть по области цены на подписку городских и районных газет и выше. Для некоторых категорий граждан, особенно в сельской местности, а также для многодетных и малоимущих семей газеты недоступны.

— Согласно документу, все региональные и местные газеты Ростовской области закончили 2012 год с прибылью. Соответствует ли, по вашим данным, это заявление действительности?

— Да, с учетом субсидий.

— Какие проблемы в сегменте подписки наиболее актуальны для местных издателей?

— Многие городские и районные газеты Ростовской области, в том числе и «Перекресток» создали собственные службы подписки и доставки, так как почта — ненадежный партнер. Из-за низкой зарплаты отделения связи не укомплектована почтальонами, операторами и даже начальниками отделений. Естественно, что почтовые работники, целенаправленно подпиской не занимаются. К тому же количество услуг, которые они оказывают, растет. Можно привлекать общественных распространителей к этой работе. Такой опыт был. И тогда почта делила услугу подписки:

— оформление абонента и сдача денег;

— оформление заказа в отделе подписки.

Сейчас услуга неделимая и все деньги за подписку остаются почте. И все, что подписывает редакция и наши добровольные помощники никак не стимулируется. Эту проблему я озвучила руководству «Почты России» и АРПП, обещали рассмотреть вопрос. А ведь это помогло бы в сохранении и даже увеличении тиражей.

— Насколько вообще важна сегодня государственная поддержка сферы печатных СМИ, в частности — подписки?

— Важна, как никогда, с учетом наступления на печатные издания электронных СМИ.

***

Виктория Никитченко, главный редактор газеты «Крестьянин» (г. Ростов-на-Дону):

— Все ли СМИ области получают поддержку со стороны власти?

— Власти Ростовской области действительно поддерживают СМИ, но только те, которые включены в областной Реестр средств массовой информации. В реестр включаются СМИ, учредителем (соучредителем) которых является Министерство внутренней и информационной политики Ростовской области, или СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются иные органы государственной власти Ростовской области. Соответственно, и вся поддержка оказывается газетам из реестра.

Учредители издательского дома «Крестьянин» — частные лица, поэтому затраты на производство наших газет Правительством Ростовской области не субсидируется.

— В письме министерства указывается подписная цена 500-800 руб. Эти цифры соответствуют действительности?

— Указанная в письме Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области годовая подписная цена — средняя по рынку. Наша общественно-политическая газета «Крестьянин», например, в год для подписчика обходится в 760 рублей.

— Действительно ли все региональные и местные газеты Ростовской области закончили прошлый год с прибылью?

— Информацией по данному вопросу мы не располагаем. И корректно ли вообще считать прибыль у газет, которые спонсируются из бюджета и которым субсидируется покупка бумаги и типографские расходы? Что касается нашего издательского дома «Крестьянин», прошлый год закончили с прибылью.

— Расскажите об основных «подписных» проблемах местных издателей…

— О том, какие проблемы существуют на рынке подписки в Ростовской области, я уже неоднократно писала, в частности на портале PlanetaSMI.RU. С тех пор в лучшую сторону ничего не изменилось. Закрытие почтовых отделений в селах, нехватка или полное отсутствие почтальонов, нерегулярная доставка газет и т.д. провоцируют массовый отказ людей от подписки. Если кардинально не решить проблемы «Почты России», вряд ли будет толк даже у тех СМИ, которых материально поддерживают министерства и ведомства.

***

Алла Баранникова, и.о. главного редактора газеты «Кагальницкие вести» (станица Кагальницкая Кагальницкого района):

— Как вы оцениваете опыт властей Ростовской области в части поддержки подписки на газеты и журналы?

— Я возглавляю районную газету совсем недавно, но именно поэтому мне очень хорошо видны меры поддержки. Чувствуется личная заинтересованность курирующих сотрудников — готовы прийти на помощь в любой момент, не раз консультировали по текущим вопросам. Поддерживают наши инициативы, интересуются происходящим в редакции.

— Является ли ростовский опыт уникальным для нашей страны?

— Насколько мне известно, хорошо организована поддержка местных СМИ в Московской области. Этой весной общалась с коллегами из Подмосковья — они очень положительно отзывались об уровне поддержки местных властей.

— В письме министерства указывается, что годовая подписная цена на газеты может достигать 800 руб. Насколько эта цена адекватна для местных подписчиков?

— На сегодняшний день мы завершаем подписную кампанию на второе полугодие. Стоимость подписки — чуть более 200 рублей за 6 месяцев. Судя по отзывам подписчиков, их эта стоимость более чем устраивает. Лично я выписываю две местные газеты (областные) и ни на одну цена не превышает 800 рублей в год.

— Как указывают в ведомстве, Ростовские газеты закончили 2012 год с прибылью… Это так?

— «Кагальницкие вести» завершили прошлый год с прибылью. При этом мы можем себе позволить уровень зарплат не ниже среднего по району, ежеквартально выплачиваем премии, привлекаем молодых специалистов, развиваем техническую базу.

— Насколько в целом развит рынок подписки в регионе? Расскажите о его самых актуальных проблемах.

— На сегодняшний день мы сталкиваемся всего с двумя, но существенными проблемами. Во-первых, люди привыкли к «добровольно-принудительной» подписке, и когда им был предоставлен свободный выбор, попросту забывали выписать районку. Так на этой неделе мы видим массовый наплыв подписчиков, которые не получили свежий номер — первый в июле — и вспомнили о том, что не подписаны на полугодие.

Вторая проблема — работа почты. К сожалению, далеко не все почтальоны добросовестно подходят к своей работе. Мы постоянно получаем жалобы о несвоевременной доставке, недокомплекте, невозможности оформить подписку из-за закрытого отделения. Так как альтернативных способов доставки у нас пока немного, мы теряем огромное число подписчиков именно из-за проблем с доставкой. Сейчас работаем над организацией альтернативной доставки — к примеру, возможность получать газету сразу из редакции заинтересовала местный бизнес.

— Насколько, ан ваш взгляд, сегодня важна государственная поддержка сферы печатных СМИ?

— На сегодняшний день малые печатные СМИ переживают огромное давление со стороны Интернета. Стремительно снижается число подписчиков трудоспособного возраста — информацию они предпочитают получать в Сети. При этом пенсионеры — традиционно категория активных подписчиков, и очень важно предложить минимальную цену и интересное содержание. Именно поэтому для обеспечения баланса между рекламными и информационными полосами необходима поддержка со стороны местных властей.

Министерство по внутренней и информационной политике РО очень внимательно относится к проектам журналистов, направленным на создание интересных рубрик, полезных статей. На данный момент «Кагальницкие вести» активно развиваются и многое делается именно благодаря консультационной и материальной поддержке министерства. Сейчас мы готовимся к переходу на новый уровень качества печати, и большую часть первичных расходов планируем компенсировать за счет субсидий. Это позволит улучшить качество газеты без повышения стоимости.

***

Комментарий эксперта

Плюсы и минусы медиаперестройки

Софья Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС:

Действительно, в Ростовской области, как, впрочем, и в некоторых других регионах, действует Закон об экономической поддержке СМИ и полиграфических предприятий. И это радует. Любые действия поддержки печатных СМИ можно только приветствовать. Но не все так радужно, как пропечатано в законе. В частности, льготами по региональным налогам СМИ не пользуются, так как все используют упрощенную систему налогообложения, так называемую «упрощенку». Не все так оптимистично звучит в части прибыли: отнюдь не все редакции завершили годовой бюджет с прибылью, четко спланировать все затраты невозможно.

Вызывает сомнение и утверждение Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области о том, что годовая подписная цена местных газет (без стоимости услуг почты) составляет 500-700 рублей, а областных — 800 рублей. Во-первых, подписная цена на год не считается, потому что подписка идет по полугодиям. Во-вторых, львиную долю составляют именно услуги почты, а они увеличиваются постоянно. В разных районах области люди живут по-разному, зарплаты у них маленькие, поэтому подписаться на газету — это пробить брешь в семейном бюджете. Поэтому редакции идут на любые собственные издержки, готовы удерживать подписной тираж любой ценой. Собственно, средства, заработанные редакцией на рекламе, информационном обслуживании, вкладываются в подписную цену — только чтобы она осталась на прежнем уровне.

Всем же понятно: не будет читателя — не будет газеты.

По такому принципу действуют и областная газета «Наше время», и муниципальные — «Перекресток» в г. Белая Калитва, «Знамя шахтера», «Шахтинские известия» в г. Шахты и другие. Но не все редакции могут себе такое позволить, хотя желание своими силами организовать подписку и доставку собственной газеты есть у многих.

Поэтому не стоит переоценивать ростовский опыт. Единственное, за что можно определенно похвалить ростовчан, — они не пошли на объединение всех муниципальных и районных газет в единый холдинг. А такая тенденция наблюдается сейчас во многих регионах России. Думаю, в этом большая заслуга Ростовской организации Союза журналистов, которую возглавляет сейчас Вера Южанская, главный редактор газеты «Наше время». К слову сказать, это одна из немногих организаций СЖР, когда всеми возможными силами пытаются «биться» за каждую маленькую газету и её журналистов. Ростовское областное законодательное собрание приняло ещё один знаковый, на мой взгляд, закон — о грантовой поддержке СМИ. Это именно то, чего добивалась В. Южанская много лет. То — есть бюджетные средства выделяются не на освещение деятельности чиновников областного правительства, а на социально значимые темы и проекты. Как и что писать на эти темы, определяют сами редакции. Их проекты рассматривает конкурсная комиссия, в составе которой — и представители журналистского сообщества. Очень важный момент: при распределении грантов нет ограничений по форме собственности и учредителям СМИ — участников. Такой опыт, по мнению, В. Южанской, действительно стоит распространять.

И, наконец, — вопрос вопросов: насколько важна сегодня государственная поддержка печатных СМИ? Для меня это одна из самых больных проблем. В последние годы на всех мероприятиях АРС-ПРЕСС мы только об этом и говорили, — как государственным СМИ , которых у нас под 80 процентов, стать самостоятельными. И всё же будем честны: без господдержки сегодня большинству изданий не обойтись. Иное дело: как может выглядеть господдержка? Тендеры на публикацию различных материалов должны быть прозрачными, чтобы полностью «карманные» издания не оказывались в любом случае победителями. Есть и вторая сторона медали. В последние месяцы имеет место крайне опасная тенденция — смена руководства редакций под разными благовидными предлогами. Очень удобная, к примеру, формулировка — «по истечении срока действия контракта». В начале июля, к примеру, поменялся руководитель одной из самых крепких газет, возглавлявший издание более десяти лет. К нему лично претензий не было, зато были таковые к его заму, автору многих критических публикаций. На неоднократные предложения уволить «критика» администрация получала отказ. И оказалось, что у главного редактора именно в эти дни истек срок контракта…

Другой пример из другого региона. Срок контракта истекает 31 декабря 2013 года (и тому у нас есть документальное подтверждение). А с редактором уже ведутся переговоры: тебе хорошо бы уйти, надо омолаживать руководство газеты и т.п., и т.д. Хотя, заметим, нынешний главный редактор — отнюдь не пенсионер…

А в Туле новый губернатор практически сразу после инаугурации сменил руководителей большинства СМИ. И аргументов особых не искал, благо их у него и не требовали. Журналисты поплакали друг другу в жилетку на несправедливость, да и смирились. Работать-то надо, семью кормить надо — куда, мол, денешься! И язык не повернется осуждать людей, каждый делает свой выбор.

Ещё любопытный эпизод, на этот раз из Воронежской области. Главный редактор муниципальной газеты пришла на работу и выяснила, что она … уже не редактор.

Прислала в АРС-ПРЕСС письмо с просьбой писать на её личную е-mail, поскольку «СМИ в области реорганизуются». Видимо, имеет место тот самый вариант создания медиахолдинга под общей крышей администрации.

Я намеренно не называю фамилий, это может дорого обойтись нашим журналистам. Поверьте, сами факты — малая толика того, что происходит сегодня в региональных медиа. Чтобы не заканчивать на негативе, приведу и вариант хэппи-энд. Очень влиятельный медиаменеджер, работавший всю жизнь в государственной сфере, несколько лет назад учредил независимую газету. И когда гром грянул (аргумент был тот же — дать дорогу молодым) «запасной аэродром» очень даже пригодился. Сегодня это один из крупных издательских домов с тиражными газетами и журналами. Правда, этот эпизод скорее исключение из правил. Не каждому дано по доброй воле отказаться от господдержки. Кажется, что гром грянет не над твоей головой, и медиаперестроение коснется других.

Обманчивое заблуждение!

Источник: arpp.ru

comments powered by HyperComments
Ксюша Рогозина
Подкасты
База