Художница из Академии Сергея Андрияки рассказала краснодарцам, как рисовать акварелью

Художница из Академии Сергея Андрияки рассказала краснодарцам, как рисовать акварелью
Как рисовать акварелью, что лучше использовать в качестве палитры, как создать правильный фон? Об этом и других тонкостях рисунка рассказала преподаватель московской Академии акварели Сергея Андрияки Юлия Нуждина.
Художница работает в технике многослойной акварельной живописи, живописи маслом, графике, иконописи. Для посетителей краснодарского музея имени Ф. А. Коваленко она провела мастер-класс в рамках выставки «Волшебство акварели. Мастер и ученик», где представлены работы Сергея Андрияки и учащихся его Школы и Академии.


музей Коваленко
Посетительница музея разглядывает картины выставки



Справка. Сергей Андрияка — российский и советский художник-аквалерист. Основатель и руководитель Школы акварели, ректор Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.



Чтобы узнать основные моменты, которые больше всего влияют на качество рисунка, был выбран один из самых простых для понимания и быстрых для исполнения жанров начинающих художников — натюрморт — арбуз и гроздья винограда.


Академия Сергея Андрияки
Арбуз и виноград для натюрморта


Перед тем, как начать рисовать акварелью, Юлия Нуждина предпочла сделать набросок карандашом. Но если вы решили изобразить, например, цветы, то следует приступить к работе сразу, потому что за время они могут несколько раз поменять свое положение: увять или, наоборот, распустить новые бутоны. Поэтому лучше рисовать так: первый слой — цвет, затем — полутона, потом — детали.


мастер-класс по рисунку акварелью
Художница рассказывает о технике рисунка


В качестве палитры художница рекомендует использовать обычные фарфоровые тарелки. Они позволяют и сделать пару мазков на краешке, и использовать более глубокую серединку, чтобы взять на кисточку больше краски. В «полевых» условиях пришлось ее заменить обычным листом А4.

— Это может не очень хорошо сказаться на рисунке — из-за непрочности бумаги на поверхности от воды могут образоваться катышки, которые потом кисточка перенесет на изображение, — обратила внимание собравшихся Юлия Нуждина.

Также она отметила, что согласна с некоторыми руководствами по изобразительному искусству, где написано, что воду для рисунка вовсе не стоит менять.


Академия Сергея Андрияки
Собравшиеся на мастер-класс рисуют


— Когда меня спрашивают, как часто я меняю воду, то отвечаю, что вообще этого не делаю. Есть мнение, что когда художник пишет, например, пейзаж, то цвет воды, который получается в конце — это и есть неповторимый колорит рисунка. Конечно же, стаканчик следует помыть, если вам во время рисования понадобился именно белый цвет, — акцентировала художница.

Начинать рисунок следует с предметов на переднем плане, а затем постепенно уходить на задний, последним рисуется фон. Именно на этом этапе могут проявиться самые серьезные ошибки, которые были допущены художником ранее. Например, кажущееся ярким изображение, контрастирующее до этого с белым листом, потеряется на фоне.


мастер-класс по акварели
Юлия Нуждина рассказывает об Академии акварели


Быстро за 2,5 часа нарисовать натюрморт не получится. По программе школы акварели, его рисуют на протяжении 4–5 уроков. Как правило, много времени уходит на детали, на просушку фона.

Также художница раскрыла несколько хитростей. Чтобы сделать правильным фон для заднего плана, то есть углубить его, нужно для начала воспользоваться помощью другого цвета из спектра. Например, чтобы изобразить фоном красную стену, то сначала должен пойти слой зеленой краски, а только потом красной, и наоборот. 


Академия акварели Сергея Андрияки
Мастер-класс по рисунку акварелью


Кстати, по словам Юлии Нуждиной, вопреки некоторым учебникам, которые не рекомендуют смешивать в палитре эти два цвета, в Академии активно используют обратный прием — получается насыщенный и интересный темно-зеленый цвет. Стоит просто попробовать найти нужную пропорцию.

— Есть освещенная часть у предмета, а есть теневая. Освещенная часть более на переднем плане. Нужно с самого начала подобрать не только цвет, но и тон максимально приближено к тому, что вы видите и постараться с первого раза и покрыть. Именно тогда в картине получится это непередаваемое ощущение яркости. Все, что светится — взято за один раз, — обратила внимание учеников художница.

С тенями можно работать дольше, накладывать другие слои, подбирать оттенки.

— В натюрморте нельзя сначала намочить, а потом внедрять более густые оттенки. Вся работа ведется по сухой поверхности, мы обязательно просушиваем каждый слой. Обратная техника свойственна пейзажам. Ведь как иначе сделать облака, ждать пока слой высохнет? — объяснила преподаватель.


Академия акварели Сергея Андрияки
Юлия Нуждина рисует вместе с собравшимися


В пейзаже быстро закладывается основной тон — небо, а затем на мокрую основу добавляют новые оттенки, вырисовывают тучи, облака. Все это нужно делать легкими касаниями, ведь акварель не терпит долгой возни на мокром участке бумаги — иначе он превратится в палитру.

Только с первого раза кажется, начать рисовать очень трудно и не для всех. Но из своего преподавательского опыта Юлия Нуждина рассказала несколько историй, которые могут опровергнуть такие размышления. Взять в руки кисточку можно в любом возрасте. Однажды к ней пришла ученица, которой было уже 83 года.

Внуки на День рождения подарили сертификат в Академию, зная, что она всю жизнь мечтала рисовать. На каждый урок ее сопровождал муж, терпеливо ждал несколько часов в холле. К концу обучения у пенсионерки были очень хорошие результаты, даже лучше, чем у молодых.


музей имени Коваленко
Собравшиеся слушают художницу


Есть и другие примеры — когда в классе появляется подающий надежды ученик, рисующий лучше всех, но из-за своей лени и уверенности остающийся на одном уровне. В то время как те, у кого, казалось бы, совсем ничего не получалось, начинают рисовать все лучше и лучше, а затем и вовсе перегоняют по технике и мастерству когда-то подающий надежды талант.

Художница также посоветовала постоянно развиваться, не бояться экспериментировать с цветом, формой, проводить с пользой свободное время. Смотреть, как на бумаге выглядят краски, запоминать цвета и оттенки и ни за что не сдаваться после неудачи, ведь они бывают у всех.

Анна Андрияненко
Фото автора
Похожие материалы