Законодатели хотят запретить госкомпаниям работать с иностранными рекламными агентствами

Законодатели хотят запретить госкомпаниям работать с иностранными рекламными агентствами
Это может подстегнуть развитие отечественной рекламы.

Депутат Госдумы Максим Шингаркин внес на рассмотрение нижней палаты парламента сразу два законопроекта, призванных радикально изменить правила игры на российском рекламном рынке.

Прежде всего это касается западных рекламных агентств, иностранных граждан и российских юридических лиц с долей иностранного участия более 20%. Согласно нововведениям, все они больше не смогут выступать участниками тендеров на оказание услуг по производству и распространению рекламы, которые проводят наши министерства, ведомства, муниципалитеты и госкомпании.

Более того, победители таких тендеров не вправе будут привлекать западные агентства даже в качестве соисполнителей. При этом информация обо всех участниках конкурсов, соисполнителях и их бенефициарах должна быть абсолютно открытой.

- Очень высоки шансы, что документ достаточно быстро пройдет все формальные процедуры в профильном комитете и уже в осеннюю сессию будет рассмотрен на совете Думы. А на первое чтение он выйдет либо в конце декабря, либо уже в начале весенней сессии, в январе, — говорит Шингаркин. — Если поправки будут приняты, государственные деньги перестанут уходить в зарубежные офшоры и начнут работать на развитие национальных отраслей. Это позволит восстановить справедливость на нашем рекламном рынке и частично устранить дискриминацию в отношении российских агентств.

То, что дискриминация существует, признают все, в том числе и иностранцы. Более того, в нынешних условиях устранить ее, не меняя законодательство, просто невозможно.

В прошлом году рекламный рынок России вырос почти на 10%, до 328 млрд рублей без учета НДС. Эта тенденция, несмотря на стагнацию экономики, сохранится и в нынешнем году, хотя рост будет намного скромнее — около 5%. То есть емкость рынка увеличится до 350 млрд рублей без учета НДС. Но почти все эти деньги осядут на счетах западных агентств, которые контролируют порядка 80% российского рынка рекламы. Так происходит потому, что в России подавляющее большинство рекламодателей — крупные транснациональные корпорации, которые сотрудничают только с западными агентствами.

- Если тендер, скажем, Procter & Gamble или Unilever проводится в головном офисе в Цинциннати или в Лондоне, то отечественные рекламные агентства даже не могут в нем поучаствовать. Их просто туда не пустят — таковы условия конкурса, — говорит президент Media Arts Group Олег Волкош. — Фактически все российские рекламные агентства уже давно живут „под санкциями“ западных компаний. Ни одно из них не имеет возможности работать с крупнейшими иностранными рекламодателями на территории России и СНГ. Если вы не западная сеть, если у вас нет сетевого контракта, то путь к клиентам, контролирующим рекламный рынок России, вам закрыт.

Западные рекламщики отреагировали на инициативу наших законодателей весьма скептически. Но публично комментировать ситуацию почти никто из них не решился. Председатель совета директоров VivaKi Сергей Коптев отметил лишь, что эта инициатива приведет к ограничению конкуренции на рынке. А глава BBDO Элла Стюарт заявила, что подобная протекционистская политика в конечном итоге может негативно отразиться на качестве рекламного продукта. Есть вопросы к новым правилам и у некоторых издателей, опасающихся увеличения агентской комиссии, что может сократить доходы СМИ. Впрочем, российские рекламщики эти опасения считают беспочвенными.

- Это какой-то абсурд. Мы все находимся в рынке и работаем по одинаковым правилам с теми же самыми комиссиями, особенно в области продаж. И увеличить их российские агентства не могут, иначе будут неконкурентоспособны, — говорит Карина Оганджанян. Эту точку зрения разделяют и независимые эксперты.

Несмотря на то, что темпы роста нашего рекламного рынка замедляются, бюджеты госкомпаний представляют серьезный интерес для агентств. По оптимистическим прогнозам, в следующем году госструктуры, занимающиеся бизнесом, могут увеличить свои рекламные расходы процентов на десять. Не исключено, что увеличат свою рекламную активность и такие организации, как Минпромторг, Минтруда, Минобороны и другие.


Фото: www.vedomosti.ru

comments powered by HyperComments
Тима Третьяков
База
Вольная Кубань