Экранизация «Мартышки» Владимира Рунова: почему она так необходима

Экранизация «Мартышки» Владимира Рунова: почему она так необходима
Экранизация «Мартышки» Владимира Рунова: почему она так необходима
Экранизация «Мартышки» Владимира Рунова: почему она так необходима
Почему военные заинтересовались пьесой, поставленной по одноименному произведению кубанского писателя Владимира Рунова? Об этом мы поговорили с автором и с людьми, причастными к ее созданию.

Автор был знаком с Мартыном Хребто

В Краснодарском академическом театре драмы имени Горького в конце года в очередной раз с аншлагом прошел спектакль «Мартышка». А премьера его состоялась еще в мае 2018 года. После этого пьеса вошла в репертуар театра. Однако ставят ее, увы, нечасто, и тому есть объективные причины: в пьесу вовлечена вся труппа театра плюс около сотни человек массовки, сложные декорации и видеооформление. В ноябре минувшего года на спектакле присутствовали высокие гости, среди них генералы Министерства обороны РФ. Постановка им понравилась, получила высокую оценку.

Заслуженный журналист Кубани и Адыгеи, заслуженный работник культуры России Владимир Рунов написал киносценарий «Мартышка» в 2003 году. Повествование основано на реальных событиях. Посвящено освобождению Кубани от немецких оккупантов, сражениям на «Голубой линии», продолжавшимся всю весну и лето 1943 года. Еще более конкретно — подвигу нашего земляка Мартына Хребто.

В киноповести пятнадцатилетний мальчишка чудом избегает фашистского рабства, попадает на знаменитую батарею капитана Зубкова, позже — в школу снайперов. Мартын — по прозвищу Мартышка — усовершенствовал оружие и с расстояния более двух километров уничтожил аэродром противника.

В реальной же жизни снайпер Мартын Хребто убил с большого расстояния немецкого радиокомментатора — очень известного человека, настоящего кумира немецкого командования. Для них это была огромная потеря.

Владимир-Рунов.jpg

— Я лично знал Мартына Хребто, — рассказывает Владимир РУНОВ. — Впервые о нем написал в книге «Стрельба на поражение», а позже воссоздал его образ в киносценарии «Мартышка». Всегда была мечта снять фильм об этих событиях. Но финансовая сторона вставала камнем преткновения. Так бы и пролежал кино-сценарий на полке дальше, если бы не министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина. Она прочла и предложила поставить спектакль в драмтеатре. Режиссером стал замечательный человек Геннадий Николаев. Вместе с кубанским драматургом Натальей Малюченко перевели киносценарий в пьесу. Наш кубанский кинодокументалист Валерий Тимощенко по моей просьбе стал консультантом постановки, кроме того, он умело снабдил ее документальными кадрами, которые стали мощным акцентом в пьесе. Премьера прошла с аншлагом и, как говорят многие, стала событием не только в крае, но и в России. Сейчас так мало ставится спектаклей современных авторов о Великой Отечественной, которые художественно точно отражали бы жуткие реалии войны с ее потерянными жизнями, искалеченными судьбами и осиротевшими семьями. И даже в год 75-летия Победы театры страны не спешат ставить военные премьеры. «Мартышку» очень трогательно восприняли дети и молодежь.

Владимир Рунов также рассказал, что в прошлом году губернатор Вениамин Кондратьев вышел с обращением к министру обороны России С. К. Шойгу о создании художественного фильма «Мартышка» по одноименному сценарию. Ответ не заставил себя ждать. Его подписал заместитель министра обороны А. В. Картаполов: «Минобороны России идею создания фильма „Мартышка“ поддерживает», считая ее достойной, интересной и актуальной. Предлагаем направить сценарий в ОАО ТРК «Звезда» для рассмотрения возможности создания указанного фильма».

В ноябре прошлого года генерал-полковник Андрей Картаполов прилетел в Краснодар, чтобы лично посмотреть спектакль. Сопровождал замминистра обороны наш земляк генерал-лейтенант запаса Константин Пуликовский.

Смотреть всем

Комментирует директор Краснодарского регионального отделения Российского военно-исторического общества Сергей ТРЕТЬЯКОВ:

— Для кубанского зрителя спектакль стал открытием, уникальным событием. Достоверность, историчность, простые человеческие переживания — все это делает постановку по-настоящему живой, берущей за душу. Удивить сейчас молодежь трудно, не правда ли? Но после просмотра «Мартышки» они удивляются. Я говорил с ребятами. Они потрясены, для многих самым сильным местом стала концовка — связь прошлого с настоящим — выход героев со снимками ветеранов, по аналогии с Бессмертным полком. Я присутствовал на спектакле в ноябре, наблюдал реакцию генералов. Их вердикт: сильная и очень нужная постановка. Константин Борисович Пуликовский, который очень много делает у нас в крае и в России для воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за подвиги воинов-героев и для сохранения военно-исторического наследия, так и сказал: «Все школьники и молодежь должны посмотреть этот спектакль. Нельзя утратить связующую нить, память о тех страшных годах».

Комментирует кинодокументалист, член правления Союза кинематографистов России Валерий ТИМОЩЕНКО:

— Я один из сорежиссеров спектакля «Мартышка». Когда прочел киносценарий, сразу возникло желание снять фильм. Надеюсь, это еще впереди… Стать консультантом и сорежиссером, который обеспечил бы постановку документальными кадрами, попросил меня Владимир Викторович Рунов. С радостью согласился, потому что для меня тема сражений за Кубань, Кавказ, Крым в годы Великой Отечественной войны очень близка. Я много лет занимаюсь осмыслением и изучением этих сражений, в результате сейчас уже вышел военный цикл из десяти документальных фильмов «Чистая победа», скоро выйдут еще два. Все они показаны на телеканале «Культура» в прайм-тайм. Первым в этом цикле снят фильм «Штурм Новороссийска» о Новороссийской десантной операции 1943 года. Я лично был знаком с легендарным Андреем Зубковым, который также присутствует в кино-сценарии Рунова. Двадцать лет назад в Новороссийск приезжали с «покаянным визитом» немцы из бывшего фашистского батальона горных стрелков, оборонявшие «Голубую линию». Пожилые немцы хорошо помнили имя Зубкова. Оно наводило на них ужас. Батарея Зубкова нанесла серьезный урон батальону горных стрелков, благодаря ей также ни один корабль немецко-фашистских захватчиков не вошел в Цемесскую бухту. С Зубковым мы вместе ездили в Германию с ответным визитом…

Я считаю, что постановка спектакля по киносценарию кубанского писателя — ситуация исключительная. У нас давно не было современной пьесы военной тематики. Зритель воспринял ее позитивно, она пользуется успехом у школьников и молодежи. И если вопрос решится положительно, в год 75-летия Победы, думаю, выйдет фильм по киносценарию Владимира Рунова «Мартышка».

Роль кино

Близость к реальным событиям — это и есть тот сильный и мощный аргумент в пользу создания художественного фильма по произведению Рунова. Много ли вы видели фильмов о прорыве «Голубой линии», о подвиге батареи Зубкова, о знаменитой школе снайперов, а также о легендарном снайпере Филиппе Рубахо, который «снял» 348 гитлеровцев, о партизанском движении на Кубани? Может быть, ваши дети знают, что за стела стоит по дороге из Геленджика в Новороссийск на скалистом мысе Пенай? Красная звезда на мысе — дань памяти батарее Зубкова. Памятник людям, большинство которых уже нет с нами. Но наша задача — помнить о них, рассказывать об их подвиге. И уже давно замечено, что ни книги, ни учебники, ни рассказы очевидцев не могут точнее передать ужасы войны, ту страшную атмосферу, чем театральная игра и художественные фильмы. В советском кинематографе роль фильмов о войне — огромна. Именно через художественные образы солдат и мирных граждан зрителя учили самоотверженности и преданности идеалам, побуждали стремление походить на героев и, главное, помнить о Великой Победе своего народа над мощным врагом. И гордиться ею!

Рассказывает режиссер-постановщик спектакля Геннадий НИКОЛАЕВ:

— В спектакле «Мартышка» занято около ста человек. Почти вся труппа театра, плюс мы привлекли студентов Краснодарского государственного института культуры и музыкально-педагогического колледжа для массовых сцен. Пьесу мы посвятили молодежи, современным юношам и девушкам. Я из тех режиссеров, которые любят, чтобы спектакли не только смотрели, но и слушали. И надо отдать должное старшим школьникам — в зале всегда стоит абсолютная тишина. В финале, когда артисты выходят на сцену с портретами ветеранов, когда на экране горестные кадры и отрывки шествия Бессмертного полка, дети, весь зал, встают в одном порыве по велению души. Пока мы помним — каждый погибший в страшные годы войны бессмертен! Пьеса сложная в постановочном плане. И режиссеру всегда мало репетиций. В целом же я доволен игрой артистов. Недаром народный артист РСФСР Станислав Гронский отметил: «Таких постановочных спектаклей на нашей сцене лет пятьдесят не было».

Летом на спектакль «Мартышка» привозили детей из Всероссийского детского центра «Орленок». Ребята со всей страны потом приняли участие в обсуждении театральной постановки. О том, какое впечатление произвела на них пьеса, рассказал главный режиссер Всероссийского детского центра «Орленок» Николай ЗЕНЦОВ:

— Спектакль очень понравился. Это как раз тот случай, когда доступно и просто поведано о высоком. Эмоциональный, напряженный, сильный, интересный, живой, он не отпускает ни на минуту, держит зал. Вот это сила искусства, вот это воспитание духовности! Я считаю, что очень важно снять по этому произведению добротный художественный фильм.

А что детям?

Проходят годы, десятилетия, и скоро уйдут от нас те, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны, за ними последуют дети войны. И новые поколения россиян будут знакомиться с событиями тех страшных лет, с героизмом советских солдат исключительно по книгам, документальным и художественным кинолентам. Но вот насколько объективным и адекватным будет это знакомство? Так случилось, что качественных современных постсоветских фильмов о войне очень мало. И самое главное — все последние премьеры, в том числе и самые громкие-раскрученные, а также перепевки старых фильмов, то есть ремейки, у ветеранов вызывают негативную реакцию — очень много «неправды, лукавства и секса».

Вот, например, отзыв о фильме Федора Бондарчука «Сталинград»: «Этот фильм издевается над мужеством и героизмом защитников Сталинграда, которые отдавали свои жизни ради свободы и независимости России. Он показал фашистов лучше, чем советских солдат».

Новая экранизация фильма «Молодая гвардия» довела ветеранов до инфаркта. «Это — диверсия, полнейшее искажение фактов. Вспомните, Че Гевара носил в рюкзаке книгу Фадеева. А тут в сериале, показанном на 70-летие Победы, — один секс. Откровенно говоря, поражает, как Министерство культуры может спонсировать подобные искажения столь важных для каждого русского человека событий и даже транслировать по главным каналам страны?».

Фильмы о Великой Отечественной войне появляются у нас волнами. Их не снимали долгих двадцать лет после 1991 года. Потом киношники вспомнили, что люди с автоматами не всегда братки-бандиты, а смерть от пули бывает и за Родину. А сейчас мы испытываем огромный дефицит современных хороших фильмов о Великой Отечественной войне — чудовищном потрясении для человечества.

Победа 1945 года далась нам настолько огромной ценой, что даже сегодня, спустя 75 лет, мы отчетливо чувствуем ее всем сердцем. А чувствуют ли это наши дети?

ОТ РЕДАКЦИИ: Этой публикацией медиахолдинг «Вольная Кубань» поддерживает предложение экранизировать «Мартышку» Владимира Рунова. Это очень своевременно, на основе исторических событий, произошедших на Кубани, достоверно и зрелищно. И так важно для современников и будущих поколений.

Читайте также: Константин Симонов и Кубань: во время войны писатель трижды приезжал в край

comments powered by HyperComments
Марк
Подкасты
База
Похожие материалы