Фильмы с человеческим лицом: заметки с кинофестиваля «Провинциальная Россия»

Фильмы с человеческим лицом: заметки с кинофестиваля «Провинциальная Россия»
На днях побывал на VIII кинофестивале «Провинциальная Россия», который стал одной из визитных карточек Ейска. Его основателем по праву считают российского продюсера, режиссера Сергея Новожилова. Еще Сергея Владимировича нередко называют отцом кинофестивалей. Первый кинофорум «Амурская осень» он организовал в 2003 году. Затем были такие значимые события, как «Киношок», «Край света» и «Провинциальная Россия». Название в точности соответствует месту его проведения — Ейску.

Ейск — родина выдающихся людей

Небольшой, уютный курортный, город и кинофестиваль будто созданы друг для друга. Спокойная атмосфера, доброжелательные люди, море и солнце идеально подходят к просмотру фильмов, объединенных некой нитью — все они разительно отличаются от лент, выходящих на большой экран. В их основе лежат человеческие взаимоотношения во всей их остроте и сложности. Кроме того, Ейск богат людьми, оставившими незабываемый след в российском и мировом кинематографе.

Здесь начинали свой творческий путь Евгений Цымбал, великие деятели киноискусства Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер. Ейск не раз становился киноплощадкой, где снимались ленты «Звезды на крыльях», «Казаки-разбойники», «Выкрутасы». У «Провинциальной России» немало поклонников. Некоторые люди специально приезжают в Ейск, совмещая отдых с возможностью увидеть добрые и умные фильмы, которых сегодня катастрофически не хватает.

В прошлом году из-за пандемии кинофестиваль не проводился. Да и в этот раз его судьба была под вопросом. Любой кинофестиваль — дело весьма затратное. Приезд актеров, их размещение и питание, гонорары и прочие затраты требуют на приличных сумм. Естественно, администрации Ейского района их не потянуть. Финансовую помощь оказали Министерство культуры РФ, минкульт администрации края, спонсоры, среди которых были ейские предприниматели и благотворительные фонды.

Что дают кинофестивали?

Ленты, отобранные организаторами — Союзом кинематографистов РФ, разительно отличаются от многочисленных голливудских блокбастеров, где главное — не тонкость человеческих взаимоотношений, а чисто внешние навороченные эффекты, щедро приправленные компьютерной графикой. В мире, который после пандемии коронавируса уже никогда не станет прежним, судьба кинофестивалей во многом зависит от глав регионов. Эту мысль озвучил Сергей Новожилов, который, как никто другой из гильдии кинематографистов, знает, насколько сложно проводить их в нынешних условиях.

— Кинофестивали дают возможность зрителям увидеть картины, которые, к великому сожалению, не идут в большом прокате, так как не являются кассовыми, что не устраивает кинопрокатчиков. Рекламная раскрутка на телевидении стоит огромных средств, которых у авторов наших фильмов нет. Все это приводит к снижению художественного вкуса. Особенно это касается молодых, часть из которых перестали читать книги, интересоваться историей, ушли в соцсети. Они оторваны от реальной жизни. Фестивали призваны восполнить этот пробел. Я понимаю, что это капля в море. Но если этим совсем не заниматься, то будет еще хуже, — отметил Сергей Новожилов.

Гостями «Провинциальной России» -2021 стали известные актеры, режиссеры, продюсеры, сценаристы: Наталья Варлей, Денис Матросов, Владислав Канопка, Максим Колосов Оксана Сташенко, Валентина Ляпина, Нино Нинидзе, Юрий Кузнецов-Таежный и ряд других. Жюри, под председательством Натальи Варлей предстояло оценить девять кинолент, отобранных программным директором Оксаной Жуковой. Часть из них уже были показаны на других фестивалях и на телевидении.

Фильмы, которые смотришь на одном дыхании…

В первый день в киноцентре «Премьер» увидел три фильма, и все они, как говорится, попали в десятку. Лента режиссера Юрия Кузнецова «Земля Эльзы» как будто взята из реальной жизни. Двое пожилых людей полюбили друг друга. Однако на их пути возникло множество преград. У Эльзы (Ирины Печерниковой) умер муж, которого она не любила и была вынуждена вступить в брак из-за того, что она была немкой. Ее родителей в годы войны выслали в Сибирь. После войны они вернулись в небольшое алтайское село. Туда приехал пенсионер (Вениамин Смехов). Случайная встреча — и между ними возникло чувство симпатии. Дочь героини фильма Ольга (Анна Уколова) любила отца. Узнав о том, что ее мать ходит в гости к Леониду, она резко осуждает ее. Односельчанки также осуждают Эльзу, дескать, не успела мужа похоронить, а уже на свидания бегает. Ситуация накаляется из-за того, что невестка Лада (Мария Беккер), ждущая ребенка, настраивает сына Леонида (Сергей Епишев) на продажу дома отца в селе. Эльза и Леонид готовятся к свадьбе. Перед загсом Ольга устраивает скандал, обвиняя «молодых» в бесстыдстве, вовлекая в него внучку Эльзы Дарью (Любовь Константинова), в измене мужу. Леониду становится плохо, и его увозят в кардиологическую клинику. Между Ольгой и Эльзой происходит объяснение. Мать рассказывает дочери о грубости отца. Из-за его удара Эльза теряет ребенка. Правда, всплывшая наружу, наносит Ольге душевную травму, и она хочет сжечь дом. Приехав на следующий день, Ольга говорит матери о смерти Леонида. Эльза бесцельно бредет по улице и вдруг видит Леонида, едущего на мотоцикле. Как выяснилось, он сбежал из клиники. Об этом Ольга не знала, думая, что его тело отвезли в морг.

— Куда мы едем? — спрашивает Эльза Леонида.

— Искать землю Эльзы!

Жюри отметила эту ленту призом за лучший сценарий.

198805001_1389702404742101_5956038591790463502_n.jpg

После показа Мария Беккер рассказала о том, как снимался фильм, раздавала автографы, отвечала на вопросы зрителей.

— Так получилось, что все мои роли в кино и театре были положительными. Когда мне предложили сыграть роль стервозной особы, мне захотелось попробовать себя в другом амплуа. Как это получилось — судить зрителям, — ответила она на мой вопрос. Получилось замечательно!

Второй фильм — «Зови меня Дрозд» (режиссер Павел Мирзоев), на первый взгляд, больше касается подростков, однако, глядя на экран, понимаешь, что он гораздо глубже. У одноклассников Кости (Иван Логинов), Валеры (Максим Сапрыкин) и Дины (Валентина Ляпина) складывается любовный треугольник. Максим и Костя исполняют песни в стиле рэп. На фоне развода родителей Костя теряет уверенность и выходя к микрофону, не в силах выступать. Парень в отчаянии, и тут на его страницу в Интернете заходит некто под ником «Дрозд» (это был его отец, роль которого сыграл Кирилл Кяро), который советует ему, как справиться с этой проблемой. Костя читает рэп перед незнакомыми людьми, постепенно обретая уверенность. На финальном концерте он побеждает, получая все собранные деньги, и отдает их, компенсируя помятое крыло машины, в которую он врезался, катая Дину на мотороллере отца, взятого без спроса.

Неожиданно Дина, которая добилась успеха, размещая на сайте знакомств фото своей матери, сообщает ребятам о том, что та нашла мужа в Австралии и он уезжает на другой край света. Костя мирится с соперником. Он приходит в роддом, желая увидеть новорожденного сводного брата, и находит общий язык с отцом. Одним словом, фильм — драма взросления, попытки разобраться в сложностях вплотную подступившей взрослой жизни. Таких фильмов мало, поскольку для его воплощения нужна ювелирная игра актеров.

После просмотра Валентину Ляпину забросали вопросами. И хотя большинство зрителей были взрослыми, им фильм явно пришелся по душе. Кто-то предложил снять продолжение.

Потрясла военно-историческая драма «Клятва» (режиссер Роман Нестеренко). Ее действие происходит в двух эпохах — в 1914 и 1942 годах. Наум Балабан (актер Александр Баргман) и Густав Шеффер (Дмитрий Готсдинер), получившие медицинское образование в довоенной Германии в области психиатрии влюбились в русскую дворянку Елизавету Нелидову (Анна Вартанян). Девушка предпочла прусскому дворянину незнатного еврейского юношу. Они вместе работают в Симферопольской психиатрической больнице, применяя передовые методы лечения душевнобольных. Во время оккупации фашистами Крыма офицер СС (Николай Сердцев) подвергает террору медиков, персонал клиники, а также возглавляет зондеркоманду по уничтожению евреев.

199225594_1389701978075477_3260851329862323275_n.jpg

Наум Балабан прячет в больнице евреев, рискуя собственной жизнью, спасает часть своих пациентов от карателей накануне ликвидации клиники.

Густав Шеффер, приехав в Симферополь с заданием казнить всех душевнобольных, неожиданно встречается с Елизаветой и ее мужем. Он предлагает Елизавете уехать, дабы избежать смерти. На этом же настаивает ее муж. Но женщина возвращается в клинику, разделив участь пациентов и мужа. Все они были расстреляны фашистами. Лента была удостоена приза главы Ейского района.

Продюсер фильма Елена Калинина рассказала о помощи, оказанной работниками архива Симферополя, и о том, что картину пришлось доснимать за счет энтузиазма съемочной группы. Фильм удостоен специального приза Берлинской кинонедели. Его закупили Австралия, Венгрия. Намерение о покупке прав на прокат выразили еще несколько стран.

Рассказать обо всех фильмах трудно, тем более что мне не удалось их увидеть. Советую найти их в сети и посмотреть. Уверяю, не пожалеете.

Читайте также: Кинофестиваль «Провинциальная Россия» своими глазами: хорошее кино вместо "голливудской жвачки" 

comments powered by HyperComments
Богдан 3
База