Музыка Победы: десять лучших песен о Великой Отечественной

Музыка Победы: десять лучших песен о Великой Отечественной
В подборку «ВК Пресс» вошли произведения, которые были созданы или приобрели новое звучание именно в годы Великой Отечественной — с 1941 по 1945. Может быть, некоторые читатели и не одобрят наш выбор. Но в том-то и прелесть таких рейтингов: с ними можно спорить.

Священная война

Пожалуй, именно эта песня стала главным символом Великой Отечественной. Советский поэт и лауреат Сталинской премии Василий Лебедев-Кумач написал ее в первый день войны. А уже 24 июня 1941 года текст одновременно опубликовали две центральные газеты — «Известия» и «Красная звезда». Музыку после выхода песни в газетах в тот же день написал известный композитор и создатель знаменитого ансамбля песни и пляски, который носит его имя — Александр Александров. Отдавать партитуру в печать времени не было, поэтому автор музыки написал ноты мелом на доске, а певцы и музыканты перенесли их в свои тетради. Один день ушел на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп ансамбля Александра Александрова исполнила эту песню. В тот день ее пели пять раз подряд.

А затем на несколько месяцев она легла на полку. Ведь в ней говорится о тяжелой кровопролитной войне, а не о скорой победе. Вспомнили о ней 15 октября 1941 года, когда в руках врага уже были Калуга, Ржев и Калинин. С того дня композицию стали ежедневно исполнять по всесоюзному радио. Сразу же после боя курантов в шесть утра. Она и по сей день входит в репертуар Дважды Краснознаменного ордена Красной Звезды академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Жди меня

Песня-заклинание, которое написано военным корреспондентом и автором культовой трилогии о Великой Отечественной войне «Живые и мертвые» Константином Симоновым в июле—августе 1941 года.

Сам автор вспоминал, что у этого стихотворения нет никакой особой истории. Это было письмо в стихах. Журналист собирался в очередную командировку на фронт и посвятил его любимой женщине — актрисе Валентине Серовой.

Константин Симонов изначально не планировал его публиковать, слишком оно личное. Однако неоднократно читал его друзьям. И неизменно оно производило неизгладимое впечатление. В результате 9 декабря 1941 года автор сам прочел его в эфире радио. Впервые его напечатали в «Правде» 14 января 1942 года на третьей полосе. Многие военные врачи вспоминали, что произведение обладало невероятным терапевтическим эффектом. В госпиталях раненые солдаты, когда им было особенно больно, «Жди меня» читали наизусть. В 1942 году стихи на музыку положил Матвей Блантер. Песня звучит в двух кинолентах военных лет — «Парень из нашего города» (1942) и «Жди меня» (1943).

На поле танки грохотали

Музыка и слова — народные. Известная и поныне застольная песня — переделка шахтерской песни «Молодой Коногон» из фильма «Большая жизнь», который прошел в кинотеатрах страны в 1940 году. Один из первых фронтовых вариантов этого произведения появился в первые месяцы войны и имел огромную популярность на фронте. Причем, как и у всякой народной песни,  у нее имеется множество вариаций. Героями переделок становились представители других военных профессий — летчики, десантники, партизаны, матросы…

Нынешний вариант (с главным героем танкистом) стал сверхпопулярен в нашей стране после кинофильма «На войне как на войне», снятого в 1968 году. А новую жизнь уже в современной России этой песне подарила рок-группа Чиж и Co.

Темная ночь

Эта песня впервые прозвучала в фильме «Два бойца». Кино снималось в Ташкенте, куда был эвакуирован «Мосфильм». «Темная ночь» была создана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Причем, как вспоминали авторы произведения, изначально никаких песен в ленте не планировалось. На ней настоял режиссер картины Леонид Луков, у которого не получалась та самая сцена землянке.

А дальше случилось волшебство. Как вспоминал сам Никита Богословский, он сел к роялю и без единой помарки сыграл всю мелодию. Тут же Владимир Агатов написал стихи.

Марк Бернес, который отличался тем, что мог разучивать тексты песен месяцами, подготовил ее буквально за 15 минут и исполнил.

Примечательно, что создатели песни планировали, что ее исполнит великий Леонид Утесов, который также записал и прислал свою версию. Однако именно исполнение Марка Бернеса и по сей день считается классическим. «Темная ночь» навсегда стала его фирменным знаком.

Синий платочек

Музыку еще в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь», написал композитор Ежи Петербургский, а слова — поэт и драматург Яков Галицкий. Песня быстро стала популярной и вошла в репертуар многих известных артистов. Но во время войны она обрела вторую жизнь.

По легенде, к Клавдии Шульженко после одного из концертов подошел молодой лейтенант Михаил Максимов, который сообщил, что написал новые стихи на мотив синего платочка… На самом деле он изменил на военный лад только часть строчек. В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», № 101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов».

Уже через неделю этот текст знал весь Волховский фронт, а через два месяца - вся передовая и тыл…

«Синий платочек» стал символом Великой Отечественной. Даже через много лет после войны Клавдия Шульженко всегда исполняла ее с огромным успехом.

Смуглянка

Довоенная судьба есть и у этой известной песни, которая изначально была частью сюиты композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова в 1940-м году. Произведение посвящалось революционеру Григорию Котовскому. Но до войны не исполнялось. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года. Ему позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля Александр Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива.

Именно «Смуглянка» пришлась по душе Александрову. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну. А после войны «Смуглянку» в своем знаменитом фильме «В бой идут одни старики» реанимировал режиссер и актер Леонид Быков.

Песенка военных корреспондентов

В оригинале это известная песня Константина Симонова называлась «Корреспондентская застольная». И журналисты исполняли ее на мотив «Мурки». Примечательно, что строки были написаны в 1943 году по пути из освобожденного Краснодара в еще занятый немцами Ростов-на-Дону. Собственную мелодию для нее в том же году создал автор знаменитой «Катюши» Матвей Блантер.

Однако цензура запретила выпускать оригинальный текст со словами «от ветров и водки хрипли наши глотки» и куплетом про мертвых репортеров. Авторский текст Константин Симонов восстановил лишь через 20 лет. Сделал он это собственноручно внеся правки сборнике своих стихов, который подарил Леониду Утесову: «Дорогого Леонида Осиповича Утесова прошу петь только так — на мою голову, а если ее одной мало, то еще и на свою! Ваш Константин Симонов».

В землянке

В конце осени 1941 года корреспондент «Красноармейской правды» Алексей Сурков попал в небольшое окружение, когда выполнял редакционное задание в районе деревни Кашино, на командном пункте 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка. Из переделки тогда выбраться удалось, но вся шинель журналиста была посечена осколками. Тогда и родились первые строки ставшей бессмертной песни: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… а до смерти — четыре шага». Стихи на музыку переложил Константин Листов, искавший тексты для песен. А сам текст был опубликован в «Комсомольской правде» 25 марта 1942 года.

Вскоре песня пошла по всем фронтам. Ее исполняли все — от солдат до офицеров. «Землянка» вошла в репертуар советской звезды Лидии Руслановой.

Вечер на рейде

Знаменитая мелодия Василия Соловьева-Седого «родилась» в Ленинграде весной 1941 года, когда композиторы и музыканты работали на погрузке в порту. Вечер был тихим и спокойным. Никто и не подозревал, что уже скоро Ленинград окажется в блокаде и на 900 дней и ночей станет прифронтовым городом. Сам композитор отмечал, что именно атмосфера чудесного вечера подала ему идею написать песню. Так и родились бессмертные строки: «Прощай, любимый город». Однако дальше дело не продвинулось. Соловьев-Седой создал мелодию. Сами же стихи написал поэт Александр Чуркин, который был близким другом композитора.

Примечательно, что премьера песни состоялась 22 июня 1941 года в Ереване. В столице Армении Клавдия Шульженко выступала с гастролями, где вечером и спела: «Прощай, любимый город». В годы войны, разумеется, появились различные варианты и переделки. Пехотинцы вместо «Уходим завтра в море» пели «Уходим завтра в поле». В Крыму переиначили на свой лад: «Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы».

Баксанская

Эту песню мы не могли не включить в наш список. Ведь она была создана в горах Северного Кавказа, в небольшом балкарском селении Иткол в начале февраля 1943 года. Ее авторы — советские разведчики Андрей Грязнов и Любовь Коротаева (она была единственной женщиной в группе из 20 альпинистов). Перед подразделением стояла задача сорвать с Западной и Восточной вершин Эльбруса фашистские флаги. 

Советские знамена были установлены на Западной вершине 13 февраля и на Восточной вершине — 17 февраля 1943 года.

После войны в свой репертуар ее включил в свой репертуар известный бард и поэт Юрий Визбор.

Читайте также: Кино в День Победы: девять лучших фильмов о войне 1941-1945

comments powered by HyperComments
Андрей
Подкасты
База
Похожие материалы