Потерянный рай: о частных театрах Кубани

Потерянный рай: о частных театрах Кубани
Два разных театра, две постановки, в которых главными актерами выступили совсем юные люди…

Первым спектаклем, о котором хочется рассказать, стала постановка «До свидания, Овраг» Камерного театра поселка Лазаревское (Сочи), его детской студии «Игра». Режиссер, руководитель студии Лариса Торженсмех много лет совмещает несовместимое: пытается говорить о сложных вещах с детьми. На этот раз она обратилась к повести Константина Сергиенко с одноименным названием, имевшей в начале 90-х шумный успех. Историю про стаю бездомных животных режиссеры видели по-разному. Кто-то считал, что это история о бедственном существовании детей. Но годы шли, многие проблемы были решены, и сегодня тема брошенных детей уже перестала быть актуальной. К сожалению, в мире животных проблемы остались.

ЧЕРНЫЙ-1.jpg

На сцене мы видим брошенных, больных, никому не нужных животных. Черный, Гордый, Такса, Крошка пытаются жить вместе. Но это у них получается плохо. Они слишком разные. И все-таки у них нет выбора. И одновременно здесь просматривался мир взрослых, мир интеллигенции. Эта тема также не устарела? Удивительно, как глубоко и точно размышляют на эти темы дети. Начиная с 27 марта, Всемирного дня театра, и далее на протяжении двух месяцев каждые выходные зал Камерного театра наполнялся до отказа. Задумывались дети, плакали взрослые. А еще это было зрелище яркое, подчас не только драматическое, но и комическое, была мощная музыкальная структура, на которую накладывался текст. Живой вокал волнует чрезвычайно. Дети от семи до пятнадцати объединяются, находясь под воздействием общей идеи, общего ритма.
Черный Артема Микульского — протагонист, носитель основной идеи. Он злой, как всякое обиженное существо. Но он и деятелен, пытается как-то исправить бездарное человечество. В нем сильна энергия заблуждения. В противоположность ему кот Ямомото Миши Беляева — сплошное обаяние и шарм, тягучие интонации, восточная пластика. Обаятелен юный Влад Крамаров, работающий от лица Крошки. Ансамбль из пятнадцати артистов складывается в единую плотную картину, сложную вязь разных театральных искусств.

Обилие театральных приемов делает действие многоплановым. Так, здесь принимает участие театр теней. Овраг на наших глазах терпит бедствие, когда в его бытие вторгается экскаватор. Дядюшка Овраг — один защитник слабых. В спектакле он персонифицирован: у него есть руки, большие, во всю сцену (здесь используется ростовая кукла) и лицо, созданное из картонного ящика. Отказавшись от такого заманчивого грима, юные актеры сами создавали уши своих героев, применив технику валяния. Что будет дальше с героями? Кто-то, уйдет из жизни под воздействием обстоятельств, кто-то как герой Анны Хачатрян Гордый, найдет своего хозяина. Нужен апофеоз, и он здесь есть: он возникает, когда все, становясь единой командой, поют зонг на стихи Юнны Мориц «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». Не правда ли, это и про людей?

Чуть позже в Краснодаре меня ждала встреча с другим частным театром. Он постепенно начинает завоевывать зрителя. ТМИН, созданный несколько лет назад, расшифровывается как «театр миниатюр». Юлия Аркадьевна Орлова является здесь художественным руководителем и режиссером. В зале на 50 мест и на маленьком сценическом пространстве находят выход творческим порывам такие актеры, как Александр Гогава, Равиль Гилязетдинов, Андрей Сидоров.

Есть при театре и детская студия, где в роли артистов пробуют себя девять мальчиков и две девочки. Когда они подошли к подростковому возрасту, потребовался подходящий репертуар. И тогда была выбрана повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». Да, уже когда-то был снят фильм, имевший большой успех. Уж очень хорошо, блестяще в литературном плане была написана повесть. Мне кажется, именно эти качества и делают ее вневременной и дают возможность для разных интерпретаций. Хотя и прошло более сорока лет со дня написания, многое нас волнует по-прежнему. Но время, конечно, изменилось, и разговор получается во многом более жестким.

И начинается он не с истории любви. Среди школьных парт ходит молодая женщина. Она могла бы быть героиней пылкого юношеского романа, но не случилась. У учительницы Татьяны Николаевны не очень радостная жизнь. Ее уже тронула будничная скука. Она человек системы, погруженная в невеселые мысли, находясь в очень нервном, постоянном разговоре с умершей матерью. Она как будто пытается спросить у кого-то или у самой себя: зачем, во имя чего она остановила свои юношеские порывы? Ради этой школы, этих учеников? Но тогда это уже не работа, а служение, самопожертвование.

Может, поэтому, когда девочка Катя и мальчик Рома полюбили друг друга. Учитель литературы вдруг занимает их сторону, как бы желая тем самым воплотить свое несостоявшееся. В исполнении актрисы Марины Обельчак перед нами совсем не простой образ. Здесь есть и место трудным размышлениям, и стремление к переменам, которые вряд ли настанут, и личный эгоизм. Как в произведении, так и в постановке проблемы взрослых вовсе не сопутствующий элемент. Автор достаточно жестко судит их. Режиссер Юлия Орлова не столь немилосердна. Времена, конечно, изменились. Сегодня такие, как Катя и Роман, уже прожили свою жизнь, и она была совсем другая, чем у их родителей. Но не совершили ли они тех же ошибок? Или все это обрело другую форму? Внесценическими персонажами оказываются бабушки двух героев. А вот мама Романа в исполнении Ольги Колосовой — персонаж объемный и яркий. Она кажется более симпатичной, более положительной, чем в повести. Обаяние профессиональной актрисы, ее опыт работают на пользу делу. И конечно, он помогает состояться, пойти чуть дальше, чем позволяет юношеская неопытность подросткам, которые играют по сути самих себя. Есения Головкова — Катя, Андрей Волков — Рома и Иван Коськов — Сашка составили дружную команду, которая достойно справилась с задачами.

Сегодня сезоны в двух театрах закончены, ребята разошлись на каникулы. Какими-то они вернутся к новому учебному году? Останутся ли их спектакли живыми или уйдут из жизни, как первая любовь? Покажет время. Но в последний момент, когда материал уже был написан, пришло сообщение, что ребята и педагоги из лазаревского театра «Игра» снова собрались, чтобы дважды по просьбам зрителей сыграть свой спектакль. Итак, «До свидания, Овраг» в начале июля вновь явил себя публике.

Елена ПЕТРОВА.
Театровед.

Ранее мы писали:  Фестиваль молодежи в Краснодаре: джаз, спорт, диджей Валуев, каверы на горячие хиты – что, где и когда. Выступят лауреаты Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна — 2022» — ансамбль студии эстрадно-джазового вокала КубГУ «Vocal family», а также в программе — YOURKEY, выступления артистов Академии Игоря Крутого в Краснодаре, студии танцев Штаб и студия танцев Just Dance, NEED Ю, Академии PROTALANT.

В Краснодаре пройдут бесплатные концерты «Премьер-оркестра»под открытым небом. Камерный "Премьер-оркестр" бесплатно даст концерты под открытым небом. Насладиться творчеством музыкантов можно будет с 25 по 26 июня в парках «Чистяковская роща» и «Городской сад».

Читайте также: Фестиваль LaBaJazz: летний вечер в Курганинске. Это был шикарный летний вечер. Легкий ветер, заходящее солнце, искрящийся джаз — на Кубани прошел третий фестиваль духовой и эстрадно-джазовой музыки имени Александра Богуша LaBaJazz.