В Муниципальном концертном зале «пожали руку» Д.Д. Шостаковичу

В Муниципальном концертном зале «пожали руку» Д.Д. Шостаковичу
А.К. Глазунов – Д.Д. Шостакович – В.А. Понькин. Три фамилии стояли в афише концерта-открытия сезона Кубанского симфонического оркестра (12+). По теории семи рукопожатий, выстраивающиеся в один смысловой ряд
История ближе, чем кажется. До неё можно дотянуться рукой. Главное – правильно выстроить причинно-следственную связь.
Александр Константинович Глазунов, русский композитор, профессор, директор Санкт-Петербургской, затем Ленинградской консерватории в её самые сложные годы, обожал своего студента Дмитрия Шостаковича, сравнивал его музыкальную одарённость с гением Моцарта.
IMG65235.jpg
Он был в восторге, услышав Первую симфонию будущего автора легендарной Ленинградской симфонии. Глазунов настоял, чтобы дипломная работа19-летнего автора была исполнена в Большом зале Ленинградской филармонии – бывшем зале Дворянского собрания. Концерт состоялся 12 мая 1926 года (почти сто лет назад!). Дирижировал человек-легенда – Николай Малько. С лёгкой руки Николая Андреевича симфония вскоре обрела известность и не только в СССР, но и за рубежом.
Николай Малько считается основоположником русской дирижёрской школы. Его учеником был другой легендарный дирижёр, Николай Семёнович Рабинович. В числе его учеников значилась Маргарита Александровна Саморукова – та самая, у которой молодой студент Горьковской консерватории Володя Понькин, ещё до учёбы у Геннадия Рождественского, брал уроки дирижирования.
IMG65262.jpg
Вот вам и семь рукопожатий: Шостакович – Глазунов – Малько – Рабинович – Саморукова – и народный артист России, профессор Владимир Понькин. Седьмое, через Кубанский симфонический оркестр и музыковеда Александру Матвееву, – досталось всем нам, пришедшим на концерт симфонической музыки в прекрасный осенний вечер. Который стоил того, чтобы выйти из квартиры.
Удивительным образом симфония отвечала сегодняшнему моменту. В ней всё пока находится в шатком равновесии: юношеская дерзость не успела смениться мудрой зрелостью, трагизм лишь намёком, а юмор ещё не приобрёл оттенок горечи. В юности Шостакович подрабатывал тапёром в кинотеатре, что не могло не наложить отпечаток (куда ж в ХХ веке без кино!). Остроумную инструментовку с элементами театральности помогли донести до слушателей солисты Кубанского симфонического оркестра: заслуженный артист Краснодарского края Владимир Шкабурин (скрипка), Татьяна Прахова (флейта), Валентина Анисимова (гобой), Ринат Халиков (Кларнет), Анаторий Кириценко (фагот), заслуженный артист Краснодарского края Виталий Бодяновский (труба), заслуженный работник культуры Краснодарского края Олег Вавилин (литавры). 
IMG65243.jpg
Второе отделение концерта перенесло нас на лоно природы в сказочные времена. Балет «Времена года» А.К. Глазунова, по мнению музыковеда и академика Бориса Асафьева, лучший балет композитора. Следуя теории семи рукопожатий, слушатели смогли «дотянуться» до хореографа Мариуса Петипа, балерины Матильды Кшесинской и членов императорской семьи.
IMG65225 (1).jpg
А очень скоро, уже 1 октября, через главного дирижёра и художественного руководителя Кубанского симфонического оркестра заслуженного деятеля искусств Кубани Дениса Ивенского и лауреата ХVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского Константина Емельянова мы сможем «пожать руку» Сергею Васильевичу Рахманинову, которому в этом сезоне, а именно 1 апреля 1873 года, исполняется 150 лет. Этому событию будет посвящён цикл из пяти вечерних концертов «С.В. Рахманинов – 150».

Нелли Тен-Ковина
Фото – Алексей Петров