В музее Коваленко открылась уникальная выставка автопортретов
Идея создания проекта принадлежит руководителю художественной галереи «Сантал» Нине Стрижовой. Именно она к
Выставка состоит их двух блоков: в первом — автопортреты из фондов музея, во втором — собрания произведений кубанских художников из галереи «Сантал».
В экспозиции представлен автопортрет художника Николая Харитонова, датируемый 1919 годом. Это первый автопортрет, приобретенный Федором Коваленко для своей коллекции.
Уникальная работа с трагической историей. Николай Харитонов эмигрировал в 1919 году и автопортрет был последней картиной, написанной в России. И как ярко он отразил все внутреннее состояние художника: поднятый воротник плаща, надвинутая шляпа и тревожный, полный смятения взгляд. Он не знал, что его ожидает на чужбине.
Своему другу — Федору Коваленко — он продал почти всю свою коллекцию.
Коллекционер, меценат мечтал собрать коллекцию автопортретов знаменитых художников и устроить выставку. Но… не успел.
И вот спустя столетие, можно сказать, что его мечта осуществилась.
— Выставка «115 автопортретов XX столетия» — уникальная, — рассказала Нина Антонова. — И она, несомненно, большое событие для нашего города.
Нам приятно выступить партнером такого большого проекта. Выставка будет интересна для художников, искусствоведов и широкого зрителя. Это особый вид искусства. Возможно, это станет поводом для большого разговора о судьбах современного искусства, о месте и роли художника — творца в жизни общества.
Кроме того наша задача: собрать лучшие автопортреты художников XX столетия в фонды музея, издать каталог и организовать передвижную выставку.
На открытие выставки пришли
Краснодарская художница Татьяна Ружейникова рассказала свою историю автопортрета.
— У меня была мастерская в доме культуры. Вернее даже угол в проходной комнате. И вот мне постоянно мешали молодые девчонки, из вредности, постоянно затрагивали, выводили из равновесия.
И вот однажды, я пообещала одной: «Вот я тебя оставлю для истории в непривлекательном виде». Угрозу, как видите, осуществила — вот там, в отражении, в зеркале эта девица. А на первом плане я, мне 29 лет. Свитер, волосы в пучке.
Отец — художник, Петр Ружейников, его автопортрет тут же. На нем ему 19 лет. Франт с сигаретой. Здесь же на выставке и автопортрет моего мужа Александра Эсмонта. Детей у нас нет. Всю свою жизнь посвятили творчеству.
У Николая Райбаца тоже оказалась интересная история.
— История? Все просто. В тот момент я писал работу о Великой Отечественной войне. И так измучился, что при виде полотна зубная боль начиналась. Я его написал, отнес на выставку. А уже позже на этом же вымученном холсте написал автопротрет.
Это был своеобразный протест. Раньше художники мало писали, то что хотели. В основном шел заказ. Для души писали в выходные. Вот я и написал «Воскресный автопортрет».
Чем он интересен? На нем отразился дух времени, хотя когда я писал, то не думал об этом. Вверху картины плакат «Социалистические обязательства завода ЖБИ№ 3 на 1988 год», вот такие плакаты художники выписывали, каждую букву через трафарет. Сбоку автопортрет Ван Гога, а внизу портрет Андропова.
Такие портреты висели в каждом кабинете начальства. Руководитель страны умер на тот момент, портрет оказался не нужен. Долго эта моя работа висела в мастерской, несколько раз падала. И однажды ее увидела Нина Антоновна Стрижова. Отреставрировала, спасла, по сути. А сейчас, да, действительно, он имеет ценность. Здесь запечатлена уходящая эпоха.
Заслуженный деятель искусств Кубани Ольга Салькова написала свой автопортрет под влиянием своего педагога.
— Однажды мой портрет написал мой учитель
В тот момент я видел тебя такой». И тогда я подумала: «Интересно, а какой я себя увижу?», и написала автопортрет. На нем я гордая, с высоко поднятой головой.
Я хочу сказать, что мало художников пишут себя. Есть у некоторых предубеждение. Хотя, мы — самые неприхотливые натурщики, когда пишем автопортрет. Наедине: ты и зеркало.
Выставка продолжится по 2 июня по адресу: ул. Красная, 13.