Новый Яблоновский мост в Краснодаре снова остался без софинансирования

Новый Яблоновский мост в Краснодаре снова остался без софинансирования
Ежедневно тысячи автомобилистов, въезжающих в Краснодар по Яблоновскому мосту со стороны Республики Адыгеи, играют в русскую рулетку.

В августе 2018 года все телеканалы мира показали страшные кадры из итальянской Генуи. Там обрушился автомобильный мост. Это произошло среди белого дня, когда по путепроводу и под ним проезжали десятки машин. За секунды до трагедии на мост въехал многотонный грузовик. Конструкция дрогнула и медленно разломилась пополам. В результате — 30 жертв, 22 человека погибли.

Ежедневно тысячи автомобилистов, въезжающих в Краснодар по Яблоновскому мосту со стороны Республики Адыгеи, играют в русскую рулетку. Результат непредсказуем: мост находится в критическом, аварийном, состоянии. Однако люди вынуждены рисковать жизнью. И это все потому, что другой дороги в этом направлении нет. А значит, нет и выбора.

Чтобы ясно понимать суть вопроса, нужно знать историю Яблоновского моста. Это один из старейших путепроводов Кубани, который соединяет Краснодар и поселок Яблоновский Республики Адыгея через реку Кубань. Строили его в середине прошлого столетия по нормативам того времени. Две полосы были рассчитаны на шесть тысяч автомобилей в сутки. В 60–70 годах прошлого века это считалось насыщенным трафиком! Разумеется, спустя несколько десятилетий, мост устарел и технически, и морально. Судите сами: среднегодовая суточная интенсивность движения сейчас — 25–30 тысяч автомобилей, а пиковая — 3 тысячи в час! А в 2025 году по прогнозам она составит более 60 тысяч автомобилей в сутки. Цифра колоссальная! Как и многокилометровые пробки, в которых простаивают водители на въезде в Краснодар.

Летом поток увеличивается в разы — туристы со всей страны едут на курорты Кубани через южные ворота столицы региона. Любое — даже малейшее — дорожно-транспортное происшествие парализует движение машин на долгие часы. Но самое главное — Яблоновскому мосту более полувека, и он — в критическом состоянии. Долгие годы работы на пределе технических возможностей сделали свое дело: путепровод давно исчерпал все запасы прочности и является аварийным.
Точечный ремонт температурных швов и обновление дорожного покрытия — меры из разряда «массаж деревянной ноги». Как и запрет в 2008 году на движение грузовиков, который был наложен из-за ухудшения состояния опор. Водителям спокойнее не стало: косметический ремонт и ограничения не сделали путепровод безопасным. Чтобы избежать итальянского сценария, нужны радикальные меры. Нужен новый современный мост! Как минимум, с четырьмя полосами движения. Его строительство решит сразу три проблемы: предотвратит возможную трагедию, позволит избежать пробок и простимулирует развитие экономики сразу двух субъектов России: Краснодарского края и Республики Адыгея.

В 2012 году по решению администрации Краснодарского края был разработан проект современного моста-дублера и транспортной развязки в разных уровнях на подходах к нему. Выполнение проектно-изыскательских работ финансировалось из средств краевого бюджета. В 2015 году госэкспертиза проектно-сметной документации получила положительное заключение.

Согласно проекту, новый Яблоновский мост должен представлять собой 480-метровую сталежелезобетонную конструкцию с интересным и редко принимаемым архитектурным решением в виде «хребтовой арки» по оси трассы. Её задача — придать сооружению индивидуальный запоминающийся облик и сделать его визитной карточкой южной столицы.

Новый путепровод должен занять место между существующими автодорожным и железнодорожным мостами.

На втором этапе реализации проекта планируется строительство транспортной развязки в двух уровнях с эстакадой протяженностью более 600 метров в начале мостового перехода. Это чисто функциональный этап: задача развязки — оптимизировать транспортные потоки трех сходящихся перед мостом улиц (Захарова, Индустриальной и Береговой), а также обеспечить его эффективную работу. Стоимость строительства развязки составит около двух миллиардов рублей. На сегодняшний день проектирование развязки не выполнено.

В 2015 году власти Краснодара отложили строительство моста из-за кризиса на неопределенный срок. В 2018 возведение путепровода через реку Кубань было отнесено к второстепенным задачам. Решение о предоставлении бюджету Кубани федеральных средств на софинансирование путепровода до сих пор принято не было.

Эту информацию журналистам подтвердили в Министерстве транспорта России. В ведомстве добавили, что госпрограммой Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» предусмотрено строительство автодороги «Южный подъезд к г. Краснодару от автодороги А-146 «Краснодар — Верхнебаканский». Работы должны завершиться в 2024 году. Строительство Яблоновского моста через реку Кубань являются частью обозначенных мероприятий. Ранее общественность информировало об этом министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. По сообщению ведомства, краевой программой предусмотрено выделение средств из регионального бюджета на строительство путепровода в размере 5,9 миллиарда рублей в период до конца 2024 года.

Наболевший вопрос для жителей и гостей двух субъектов России завис в воздухе. Администрация Краснодарского края неоднократно обращалась в адрес Президента и Правительства РФ, а также федерального Министерства транспорта с рядом инициатив. Среди них — предложение выделить федеральное финансирование и рассмотреть возможность включить строительство необходимого югу страны моста в различные госпрограммы. Однако решение так и не было принято.

Тем временем в Краснодарском крае завершились мероприятия по оценке и постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, подлежащих изъятию в рамках работ по строительству нового моста. Ряд объектов, находящихся на территории строительства, были выкуплены, причем некоторые из них — в судебном порядке. По некоторым данным, на подготовительные и проектные работы за последние шесть лет из краевого бюджета было потрачено порядка 300 миллионов рублей.

Ранее экс-мэр Краснодара, депутат Госдумы от Краснодарского края Владимир Евланов и 15 коллег-парламентариев обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать строительство нового Яблоновского моста. Но в принятом федеральном бюджете на 2019 год средства на софинансирование строительства нового Яблоновского моста предусмотрены не были и год реализации проекта остался неизвестен. У общественности может сформироваться мнение, что народные избранники были недостаточно последовательны и недостаточно настойчивы в решении жизненно важного для жителей Кубани и Адыгеи вопроса. Жизненно важного — потому что речь идёт о жизни и смерти нескольких тысяч людей. Водителей, которые вынуждены ежедневно рисковать, преодолевая аварийный путепровод. Где гарантия, что конструкция выдержит непомерную нагрузку завтра? Послезавтра? Что должно случиться, чтобы власти обратили внимание на проблему и выделили деньги на строительство нового моста? Не лучше ли решить вопрос сейчас, не дожидаясь человеческих жертв?