Росток надежды: как помогают детям-аутистам на Кубани

Росток надежды: как помогают детям-аутистам на Кубани
Это приходит в жизнь без предупреждений и согласований. Сначала все нормально и хорошо, а потом — привычная жизнь навсегда меняется. И это надо как-то принять, научиться жить совсем по-другому, изменить все: распределение сил и внимания, работу и вообще сферу занятости, круг общения, даже среди родных. Изменить жизнь и отношение к жизни.
И у Ирины Пушкаревой тоже все было хорошо: семья, работа (она экономист), дети. А потом стало проявляться то, что для женщины больнее и страшнее всего: ребенок болен. Серьезно. Младшая дочь еще в пеленках, двухлетний сын нуждается в особом подходе. Надо разбираться, что можно сделать, надо что-то делать, нужна помощь, нужны обследования. Из семьи уходит муж. Так бывает, к сожалению. Много слез. Поиск выхода. Готовых ответов ни у кого не было, вопросов становилось все больше. Приняла эту ношу. Теперь в ее жизни 24 часа в сутки — аутизм.

Брать и делать

В такой ситуации легко сломаться. Но этого никак нельзя было делать. Ездила из Славянска-на-Кубани не только по краевым центрам и докторам — по стране. Перепробовала все, что только могла.

— Как вы нашли силы не только помочь своему ребенку, но и начать помогать другим таким деткам, семьям?

— Действительно, изменилась вся жизнь. Научилась понимать: такие дети очень чистые, бесхитростные, в них нет меркантильности, они никогда не будут «себе на уме» — очень открытые. Как часто говорят, они приходят для того, чтобы мир изменился и стал лучше. Стала по-другому смотреть на людей. Поняла, что не все специалисты могут быть успешными в этом направлении: для детей важно внутреннее состояние людей, они все чувствуют и считывают — такая особенность, они очень интуитивны.

Постепенно, методом проб и отбора только того, что действительно работает и дает результат, вышла на самые действенные современные методики, которых, увы, еще нет в бесплатной государственной медицине. И начала помогать другим. Четыре года назад начала работать автономная некоммерческая благотворительная организация «Инклюзивный центр раннего развития «Росток надежды».

Консультативную, юридическую и методическую помощь оказывала администрация района, помогла она и с финансированием при покупке БАК-аппарата (биоакустическая коррекция работы головного мозга). Очень помог депутат Государственной Думы Иван Иванович Демченко — благодаря ему приобрели оборудование. И постепенно центр из «Ростка» превратился в достаточно сильное дерево: сейчас сюда приезжают с детками не только со всего края, но и из Санкт-Петербурга. Да, уже есть чем гордиться. Но успокоиться невозможно.
— Мы выиграли четыре президентских гранта подряд в течение двух лет — думаю, таких некоммерческих организаций немного. Если бы не президентские гранты, мы бы, конечно, так не рванули… Это не просто большое, это огромное подспорье и поддержка. Я благодарна за такую возможность! Год назад при поддержке главы Славянского района Романа Ивановича Синяговского мы подписали государственно-частное партнерство с администрацией района. Нам выделили землю для строительства центра, мы залили фундамент для здания. Конечно, нужны средства. Ищем тех, кто может помочь. Все непросто, но — дорогу осилит только идущий. Понимание есть не только в районе — нашу работу поддерживает вице-губернатор Анна Алексеевна Минькова. Надеемся, мы сможем построить центр и помогать детям еще больше.
Чего мы не знаем про аутизм

Этих детей не берут в детские сады — тяжело. Ребенок Ирины первым в крае посетил детский сад с тьютором. Но эта система только начинается развиваться, здесь все непросто. От таких непростых деток отказываются коррекционные школы. Если в детстве с ними можно выйти на прогулку, держа все время за руку, то со временем это становится все сложнее и сложнее. В итоге, как рассказывает мама особенного ребенка, сотрудница центра Мариам Минасян, они оказываются запертыми в четырех стенах: мать не может выйти на работу, заниматься с ребенком некому, помощи ждать неоткуда. Современные процедуры — дорогостоящие, далеко не все могут их потянуть, тем более выезжая в другой город.

«Росток» дает надежду — вошел в реестр социальных поставщиков, что позволяет оказывать коррекционную помощь детям с инвалидностью бесплатно: проходить процедуры в течение трех лет дважды в неделю, поскольку важна системная работа. Причем детям не только Славянского района, но и всего края. За четыре года не один раз центр становился победителем социальных проектов разных уровней.

— Конечно, я не одна все сделала — искала помощников и единомышленников. Спасибо, они всегда приходили в мою жизнь. Благодарна всем! — говорит Ирина Пушкарева.

Как помогают таким деткам

Мы посетили центр «Росток надежды» в Славянске-на-Кубани. Сейчас это помещение на первом этаже многоэтажки. Красиво и уютно, звучат знакомые всем детские песни, рисунки из мультфильмов на стенах. Стараясь не мешать занятиям в разных кабинетах, знакомимся с центром вживую, а не по лицензиям, сертификатам, грамотам, дипломам и благодарственным письмам.
Вот целый комплекс аппаратуры для работы по системе Альфреда Томатиса. Через специальные наушники с костной проводимостью активизируется кора головного мозга. Есть все условия для того, чтобы дети и мамы находились в центре по 12 часов: спальные места, холодильник, кухня. Все это время, в том числе ночью, ребенок должен быть в наушниках. Методика сейчас популярна в мире.
Кабинет микротоковой терапии. Здесь работает специалист волгоградского детского медицинского центра «МЕДИКОР-плюс» Алина Амелина. Ирина в течение года уговаривала руководителя волгоградского центра, который работает практически на всю Россию, Ольгу Борисовну Копалиани-Перевозскую, чтобы специалисты приезжали на Кубань и привозили дорогостоящее оборудование. Теперь есть такая возможность!

В микротоковой рефлексотерапии токами воздействуют на биологически активные точки на теле. Происходит формирование так называемого импульса, связи — это позволяет созреть тем отделам головного мозга, которые в какой-то момент не созрели. В основном работа идет с речью и пониманием.

АВА-тератия — поведенческая терапия. Занятия позволяют либо улучшить поведение и избавиться от нежелательных проявлений, либо научить чему-то новому. Занятие логопеда. Биоакустическая терапия.

Когда-то сенсорная комната была просто в мечтах, сейчас занятия расписаны по часам. Метод сенсорной интеграции помогает стимулировать работу органов чувств. Здесь оборудование, какое есть далеко не во всех центрах. Каждый из спортивных снарядов работает на определенную зону мозга, формируется вестибулярный аппарат, включаются оба полушария. Гамак с шариками из сухого бассейна — очень тяжелые дети начинают чувствовать себя, свое тело, запускаются нейронные связи. Движущаяся платформа. Качели.

Как рассказал инструктор по сенсорной интеграции Вадим Мищаненко, все зависит от состояния ребенка — важны упражнения и их комбинации на этих комплексах. Занятия с мячом на платформе, несложные задания при раскачивании на мелкую моторику, речь. Да, мозг запускается через тело...
Помогают ЛФК и адаптивная физкультура. Детки не могут бегать, прыгать, преодолевать препятствия — мозг не посылает нужные импульсы. Запустить его можно через тело. Нам сложно понять, но большинство детей с диагнозом не ощущают себя в пространстве. Бесконтрольно бегают, машут руками — так пытаются себя ощутить. Через сенсорную терапию специалисты «включают» ребенка, и когда он «включается» — успокаивается: начинает себя осознавать.
Утром после занятий из центра уехал ребенок из Новороссийска. Недавно закончили процедуры пациенты из Анапы. Светлана Бойченко за чашкой кофе в комнате для отдыха рассказывает: в Славянский район с дочкой Ариной приезжают из села Варнавинского Абинского района — сюда добираться намного удобнее, чем приходилось бы ездить в Краснодар. Дочка не разговаривала, а сейчас повторяет все слова, которые просишь сказать, что-то сама пытается говорить. Больше понимания: раньше ходили только держась за руку, нельзя было отпустить. Занимаются в центре в течение года, но плотно и системно выполняют рекомендации специалистов дома.

— Результаты есть. Мы часто приезжаем, вижу не только по своему ребенку — и по другим детям заметно. Многое зависит от родителей.

Уроки доброты

— Парадокс аутизма, других ментальных и физических нарушений в том, что наиболее эффективно реабилитация проходит в социуме. Но современное общество, к сожалению, пока не готово принимать особенных людей, — говорит Ирина.

И снова — не только отмечает проблему, но и берется ее решать. В этом году запустила проект «Уроки доброты» — необходимо формирование толерантного отношения к особым деткам.

Уроки проходят для воспитанников старших и подготовительных групп детских садов и учащихся начальной школы — старшеклассники уже во многом сформированы.

Предусмотрены занятия и для родителей, педагогов. Помогают проекту волонтеры — студенты факультета педагогики, психологии и физической культуры филиала КубГУ в Славянске-на-Кубани. Проект был запущен в начале декабря при поддержке администрации Славянского района. Да, мы уже можем гордиться тем, что такие проекты есть на Кубани!

В числе почетных гостей — глава Славянского района Роман Синяговский, депутат ЗСК Жанна Беловол, председатель Совета района Григорий Литовка, руководитель краевой общественной организации инвалидов «Восхождение» Жанна Аслаханова, председатель совета общественной организации Краснодарского края по содействию в развитии физической культуры, спорта и творчества среди инвалидов «Мир без границ» Виталий Козарев, директор благотворительного центра помощи детям с ограниченными возможностями «Росток» Краснодара Людмила Верлан.

Роман Синяговский обратился к залу со словами о необходимости быть доброжелательными и внимательными друг к другу, милосердными по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Ну а после волонтеры провели уроки добра, на которых рассказали о том, насколько серьезными бывают заболевания, как важна поддержка других людей, простое общение.

Уроки будут проходить в районе до апреля.
…По информации Всемирной организации здравоохранения, расстройством аутистического спектра страдает один ребенок из 160. В некоторых исследованиях сообщается о больших цифрах. Количество расстройств увеличивается. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ профессора Андрея Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России. Есть информация о том, что каждый год аутистов становится на 11—17 процентов больше — не только в России, во всем мире.
…Да, в стране есть проблема. Ее решают матери, которые нашли в себе силы, организаторский талант, неутомимую настойчивость в решении вопроса. Это все проходит как раз в рамках НКО социальной направленности. Сейчас государство уделяет больше внимания таким некоммерческим организациям, помощь предусматривается на всех уровнях — федеральном, через президентские гранты, региональном, местном, как видим на примере Славянского района. Хотя муниципалитет средства для НКО, согласно Бюджетному кодексу, выделять не может, но есть другие виды поддержки. Важно желание увидеть и не оставлять родителей один на один с бедой, всегда быть рядом, помогать в оформлении документов, решении оргвопросов. В районе десять НКО социальной направленности, и мы уже рассказывали о том, какая большая работа проводится по их поддержке.

В нашей стране испокон веков принято помогать тем, кто нуждается в помощи. И такая помощь, как и уроки доброты, меняет жизнь не только людей с ограниченными возможностями здоровья, но и всего общества. Не дает забывать нам о том, что мы все в любые времена прежде всего люди.
comments powered by HyperComments
Максимка
Подкасты
База
Похожие материалы