" />

Шаг к храму: Державная икона

Шаг к храму: Державная икона
Святая Русская Православная Церковь прославляет икону Божьей Матери «Державную» 15 марта (2 марта ст. ст.). Много чудесных явлений и знамений происходило и происходит в России. В 1917 году в день вынужденного отречения государя императора от престола в подмосковном селе Коломенском была чудесно обретена икона Божьей Матери «Державная». Как, почему пришла она в неспокойную, гудящую от ветра перемен Россию семнадцатого года?

Православные увязали два этих события в одно. Божья Матерь берет из рук царя державу и скипетр. Нет на Руси человека, достойного принять эти символы. 

Сохранить их, как и саму православную веру, решила Царица Небесная. С этого дня Пресвятая Богородица объявила русскому народу о Своем покрове над ним. 
Она сама правит судьбами Российской державы, имея постоянное попечение о Своем уделе.

Всмотритесь в эту икону, потому и нареченную «Державной». В красной порфире, со скипетром и державою в руках, взгляд строг, суров и скорбен. Пожалуй, никогда еще она не взирала на нас таким полным скорби взглядом. На голове корона — символ земной власти. Богоматерь восседает на царском троне. На коленях — благословляющий Младенец. 

Есть в этой иконе особая, притягивающая сила: перед ней не располагает душа просить, она располагает перед ней и каяться и виниться.
Где и как впервые узнали об иконе? Жила в слободе Перерва простая русская женщина, крестьянка Евдокия Андрианова. 

Еще в феврале, за месяц до отречения, услышала она во сне таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». 
Смутилось Евдокиино сердце от этих таинственных слов, стала молиться, чтобы открылось ей нечто большее, знак какой-нибудь, признак…

И вот снова сон — белая воздушная церковь, а в ней величественно восседает Женщина. Лица Евдокия не видит, но признает — Небесная Царица. И она отправляется в Коломенское — пешком, по первым размывкам весенней непогоды. И вдруг… Церковь — белая, воздушная! 

Настоятель той самой Вознесенской церкви сначала насторожился: мол, сны, как им верить?.. А Евдокия одно твердит: «Черная большая доска, давайте искать, батюшка». 
Обошли весь храм. И на колокольню лазили, и по чуланам церковным, а в подвале, среди скарба всякого и рухляди, — большая, черная… Стали отмывать — осторожно, бережно… Она! Евдокия — на колени. Священник (звали его Николай Лихачев) отслужил благодарственный молебен…

Пронеслась по Руси молва, пошли в Коломенское богомольцы. И сразу, одна за другой, полетели весточки: тому помогла, того утешила, того исцелила… Сохранились воспоминания профессора Андреева, датированные 1951 годом: как он впервые отправился к «Державной», а побывав там еще раз через несколько недель, был потрясен увиденным: икона… изменила свой лик. 

Она обновилась, стала насыщенно-красной, как и предречено было в сновидении Евдокии Андриановой. Уж не о пролитой ли мученической крови предупреждала она русский народ?
В самые дальние уголки России приходила икона простеньким списком или бумажной копией, почти при каждом храме обрела свое место. Ну, а потом… Что было потом, мы знаем хорошо — революция. И, наверное, особую ненависть вызывала у большевиков именно эта икона — «Державная». Срывали ризы, дорогие оклады — долой, долой, долой! А ведь еще в XIX веке знаменитый тогда проповедник епископ Иоанн (Соколов) сказал: 

«Помни, Россия, что в тот день, когда ты посягнешь на свою веру, ты посягнешь на свою жизнь…».
В конце прошлого века чудотворный образ был возвращен — в храм святителя Николая Николо-Перервинской обители принесли «Державную», она находилась у одного из прихожан и полмесяца источала святое миро. Протоиерей Владимир Чувикин с благодарностью принял образ. 

А через несколько дней в храм пришли две взволнованные женщины, и одна из них рассказала, как во сне ей было открыто, будто Божья Матерь послала в Николо-Перервинскую обитель «Державную» икону. 
Женщины ни о монастыре таком не слышали, ни о чудотворной иконе. Но стали искать… Батюшке не надо было, как много лет назад другому священнику, искать икону по чердакам и чуланам. Он подвел женщин к стене, на которой покоилась мироточивая «Державная». В храме ликовали. Молодые звонари поднялись на колокольню, и поплыл по округе благодатный звон. 

А с колокольни, как на ладони, просматривалось Коломенское, место обретения той, первой «Державной». И вот вернулась икона, правда списком, но вернулась…
Тогда, в дни обретения «Державной», самим патриархом Тихоном был написан иконе акафист. Необычен он тем, что Патриарх составил его, взяв по строчке из всех существующих на то время акафистов чудотворных богородичных икон. Потому он и называется — Акафист акафистов. 

И может быть, надо взять нам за правило читать перед «Державной» тот чудный Акафист акафистов? 
Он есть в иконных лавках, как есть там и икона «Державная». Хоть изредка — раз-два в месяц. И не кивать на несознательных потомков, а самим просить перед иконой прощения, и каяться, и жить надеждой…

«Мира заступница»… — с этих слов начинается молитва «Державной». Ее слова теплы, мы просим мать умолить Сына сохранить в мире нашу страну, утвердить державу нашу в благоденствии и избавить нас от междоусобной брани. 

И, наверное, не просто православными христианами должны предстать мы перед иконой, но и гражданами, чьи души болят за Отечество… 

И не избавления от испытаний просить — испытания будут, куда нам от них теперь, — но твердости и мужества во время испытаний. Нам очень нужны сегодня твердость и мужество.

P. S. В настоящее время этот чудотворный образ находится в Казанской церкви в Коломенском. В Москве ежедневно в храме Христа Спасителя читается Акафист, который был составлен с участием святейшего патриарха Тихона.

comments powered by HyperComments
Аня
Подкасты
База