Средняя зарплата учителей как средняя температура по больнице: от Москвы до регионов

Средняя зарплата учителей как средняя температура по больнице: от Москвы до регионов
Пару лет назад в России активно обсуждали вопрос, связанный с окладами учителей в разных регионах страны. Педагогов из периферии расстраивала «пропасть» между их зарплатой и суммами, которые получают коллеги в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах РФ. Они задавались вопросом: почему, занимаясь одним и тем же делом, обучая детей по одной и той же программе, зарабатывают значительно меньше других?
Статистика не врет

Понятно, что размер зарплат зависит от уровня жизни и цен в том или ином субъекте. Но разве разрыв должен быть настолько большим? Пока в Ростовской и Псковской областях школьному педагогу платят 19-20 тысяч рублей, в Москве и Санкт-Петербурге он получает 60-90 тысяч. Тут-то и возник вопрос об утверждении базового оклада учителей в стране.

МРОТ помноженный на 4

В июне 2021 года в Госдуме зарегистрировали законопроект «О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации». Инициатором выступил депутат ГД Максим Зайцев.

Предлагалось установить размер базового оклада педагогов общего образования не ниже четырехкратной величины минимального размера оплаты труда в том или ином субъекте. Например, в Краснодарском крае в 2021 году МРОТ составлял 12 792 рубля. Значит оклад учителей должен был достигать 51 168 рублей. Такая сумма большинству кубанских педагогов могла только сниться.

Уровень зарплат часто отталкивает молодых педагогов от работы в школе. Из-за этого возникает кадровый голод. Особо остро он чувствуется в сельской местности.

Новый закон мог бы стать гарантом того, что учителя будут получать достойную зарплату, которая не может быть ниже средней ЗП по региону. При этом остались бы дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты (за классное руководство, научную деятельность и так далее). Но документ так и не приняли.

Не соответствует Конституции

Согласно информации на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество», указанный выше законопроект не прошел предварительное рассмотрение в Госдуме и был отклонен в октябре 2021 года. Причина в том, что документ признали не соответствующим требованиям статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 Регламента ГД. Проще говоря, к законопроекту не приложили заключение Правительства страны. Поэтому его вернули инициатору для пополнения пакета документов. А дальше – тишина…

Что же сделано?

В декабре того же года Правительство выделило свыше 12 миллиардов рублей на повышение зарплаты бюджетникам, в том числе школьным учителям. Это сделали для того, чтобы довести размер окладов педагогов до суммы средней зарплаты в том или ином регионе.

Однако этого недостаточно. Закон, закрепляющий базовый размер зарплаты, нужен. Учителя играют одну из важнейших ролей в жизни каждого человека и общества в целом. Их труд должен оцениваться по достоинству, чтобы профессия педагога была престижной и привлекательной для молодых специалистов.

Ранее сообщалось, что на конкурсе «Учитель года России-2022» Кубань представит педагог в шестом поколении из 23-й гимназии Краснодара. Жители региона могут поддержать учителя, проголосовав за нее на сайте.

Также мы писали о том, что на Кубани почти 200 школьников стали стобалльниками по ЕГЭ. А выпускник школы №12 Белоглинского района Евгений Шиян сдал на 100 баллов сразу три предмета – русский язык, математику и информатику.