Тротуары Краснодара: не тесните пешеходов, господа!

Тротуары Краснодара: не тесните пешеходов, господа!
«Вы что – слепой?!» — эти слова выпалила женщина, идущая по тротуару с ребенком лет пяти, в адрес молодого человека, который зацепил ее так, что ту развернуло на сто восемьдесят градусов, а ребенок оказался на земле. Малыша помог поднять покупатель, стоявший последним в очереди у пирожковой.
На пути в храм

Произошло это в Краснодаре на тротуаре метрах в сорока от центрального входа на территорию Свято-Екатерининского кафедрального собора. Тротуар здесь многие годы радовал — широкий, чистый, ухоженный. И пешеходы всегда могли легко и свободно разминуться, избежать столкновения. Даже в дни христианских праздников, когда здесь устанавливались столики с веточками вербы, травами, медом…

Ситуация в корне изменилась в прошлом году. По какому-то неведомому распоряжению, а может быть самострою, группа лиц сняла здесь тротуарную плитку на расстоянии около 30 метров в длину и два метра в ширину. Срезала почву сантиметров на тридцать. Землю вывезли. Площадку под стоянку на шесть машино-мест быстро заасфальтировали, сделали разметку, установили на усеченном тротуаре ограждение — семь металлических столбиков. А на рядом стоящей опоре закрепили два дорожных знака: «Остановка запрещена» и «Эвакуация автомобиля».

В результате этой операции «проспект» для пешеходов сузили в два раза! Но это еще не все. В это же самое время напротив новоиспеченной стоянки в экстренном порядке производились работы в примкнувшей к четырехэтажному дому пристройке для открытия в ней торговой точки под названием «Закусочная «Печка».

Ее открыли. И появилась еще одна помеха в свободном передвижении пешеходов. Во-первых, торговая точка не имеет отступа, выходит прямо на тротуар. Во-вторых, в этой закусочной нет входа для посетителей. В ней нет столов и стульев для приема пищи. Пирожки, чебуреки, пиццу и прочее отпускают покупателям через оконный проем. Фактически обслуживание происходит на пешеходной дорожке. Кто-то берет еду с собой, кто-то перекусывает прямо на тротуаре. Очередей больших нет — два-три человека, иногда пять-семь. Скопление людей в очереди на усеченном тротуаре и приводит к заторам и столкновениям. Случай с пятилетним малышом — как раз следствие этих двух причин.

На пути в поликлинику

Особенно нещадно урезали и сужали пешеходные тротуары для парковок авто в годы правления прежней администрации города. Подтверждений — множество. Так, на улице Октябрьской от улицы Мира в сторону поликлиники краевого госпиталя для ветеранов войн тротуар обкорнали наполовину в ширину и на расстояние более тридцати метров в длину. Стоянка стала пристанищем для пятнадцати машин. А кто является их владельцами, догадаться нетрудно: парковка разместилась возле магазина «Кубанские вина» и ресторана «Южная ночь».

В некоторых местах ширину тротуара здесь довели до одного метра! Чтобы разминуться, пешеходам приходится не только замедлить шаг, но и остановиться, плотно прижавшись спиной к стене здания. А ведь в эту поликлинику идут люди преклонного возраста и инвалиды войн. Кто-то ковыляет с тростью, а кого-то везут в инвалидной коляске.

Что еще возмущает здесь пешеходов? На втором этаже магазина установлено шесть кондиционеров. И когда в жаркую погоду они включены на полную мощность, из них вода не то чтобы капает — струйкой течет на головы людей. Увильнуть от этого душа нет никакой возможности.

Стоянка для клиентов?

В те же годы изуродовали пешеходное пространство по Красноармейской от улицы Ленина в сторону улицы Орджоникидзе. Здесь находятся предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Прежде тротуар тут был около трех метров в ширину. Урезали почти наполовину. Паркуется около пятнадцати машин.

Пешеходы здесь вынуждены передвигаться зигзагами, в обход многочисленных препятствий. А препятствия эти создают пристройки, выходящие прямо на тротуар. Так, возле «Винотеки» лестница выпирает на тротуар более чем на метр в ширину и на два метра в длину. Пристроенное к столовой крыльцо выходит на тротуар с теми же параметрами, а у ногтевой студии «Крылья» крыльцо занимает почти шесть квадратных метров пешеходного пути!

Здесь же красуется магазин «Все для дома». Полюбопытствовал, зашел. Ни души. В торговом зале чисто, выкладка товара продуманная — ложки, вилки, ножи, чашки… За семь-восемь минут, пока я там находился, ни одного покупателя. Обратил внимание на несколько трафаретов с надписью «Стоянка только для клиентов магазина». А стоянка эта и здесь создана за счет урезанной площади пешеходного тротуара. Рассчитана на пять машино-мест, и все места заняты. Но и в автомобилях — ни водителей, ни клиентов. Клиент, заметим, в переводе с латинского означает «постоянный покупатель». А таковых здесь обнаружить не удалось.

Тротуар не работает

Со словом «работает», как правило, ассоциируется деятельность предприятий, организаций, учреждений. Но о «работе» тротуара, пожалуй, еще никто не писал — реальные обстоятельства заставляют. Речь о том, что пешеходные тротуары даже в центре Краснодара нередко становятся непроходимыми из-за заборов, завалов, нагромождений, гор строительного и прочего мусора.

Если, скажем, вам, уважаемый читатель, надо посетить редакцию краевой независимой газеты «Вольная Кубань» с просьбой о помощи в решении какого-либо житейского вопроса и вы направились по Гимназической (нечетная сторона) от улицы Рашпилевской в сторону Октябрьской, знайте — вас постигнет неудача. Через несколько десятков метров пути встретите препятствие непреодолимой силы. Ограждение занимает всю пешеходную дорожку в ширину и около семи метров в длину. На самой середине тротуара — две огромных габаритов трансформаторные установки и кое-что еще. И торчат они здесь не месяц и не два — годами!

Выход один — возвращаться на улицу Рашпилевскую. Там на пешеходном переходе перейти на другую сторону этой же улицы. Затем проследовать до улицы Октябрьской, дождаться зеленого света и пройти еще полквартала, чтобы попасть в пункт назначения.

Получается, что завал на Гимназической вынуждает людей делать крюк в двести с лишним метров и тратить впустую десять минут. А таких завалов и заборов в городе — множество. И, похоже, с этим все свыклись. И жители и власти.

Вдоль и поперек

Нынче по всему городу можно натолкнуться на машины, которые их владельцы оставляют прямо на тротуарах кто во что горазд: кто-то их ставит вдоль тротуара, кто-то наискосок, кто-то поперек, тем самым почти полностью закрывая проход для пешеходов.

В городе немало автостоянок, организованных на пешеходных тротуарах возле различных контор и учреждений. Для пущей важности их огораживают по периметру цветными ленточками. Видя эту самодеятельность и автопроизвол, многие жильцы установили и устанавливают возле своих домов ограждающие столбики. Но если вечером в уличном освещении происходит сбой, пешеходы, наталкиваясь в темноте на эти столбики, падают и получают ушибы.

Кирпичная кладка на тротуаре

На улице Октябрьской от Мира до Центрального колхозного рынка я насчитал более пятидесяти выходящих прямо на тротуар выступов: ступенек, лестниц различных размеров и конфигураций и даже крытых крылечек. Приведу лишь один факт.

Рядом с «Русской баней» у дома № 62 прямо на тротуаре перед входом в дом построено крыльцо под навесом размером около полутора метров в длину. Кладка проведена из плохо обработанного кирпича. Зрелище угнетает…

Смотреть в оба

Сегодня ходить по некоторым улицам города небезопасно по двумя причинам. Во-первых, некоторые тротуары находятся в плохом состоянии и нуждаются в ремонте. Нужно отметить, что в этом вопросе за последнее время дорожники значительно активизировались. Но участков, которые нуждаются в ремонте и обновлении, еще очень много.

Например, тротуар по улице Орджоникидзе от Коммунаров до Седина — в выбоинах, ямах. В некоторых местах люди передвигаются как по минному полю, падают. Даже молодые спотыкаются и еле-еле удерживаются на ногах. Более десяти лет назад здесь под тротуаром вырыли траншею, уложили кабель. Траншею небрежно засыпали. Следы этой небрежности видны и в асфальтных полосках.

Во-вторых, о безопасности пешеходов приходится писать еще и потому, что за последние годы тротуары все чаще используются для передвижения людей на скоростных электросамокатах. Эта проблема сейчас изучается в Госдуме. И, надо полагать, будет принят правовой акт, запрещающий использовать пешеходное пространство для такого вида транспорта.

Пешеход и водитель: баланс интересов

Президент РФ В.В. Путин на встречах с руководителями органов власти постоянно напоминает и подчеркивает: органы власти должны принимать решения в интересах большинства россиян. К сожалению, это требование нередко должностными лицами не соблюдается при принятии правовых актов и осуществлении других управленческих действий.

В Краснодаре, как известно, свыше полутора миллионов жителей. И почти все, кроме грудных детей и лежачих больных, пешеходы. Число водителей в три-четыре раза меньше, причем каждый водитель еще и пешеход. Но не каждый пешеход является водителем. Казалось бы, вопрос о приоритете понятен.

Но возникает немало других. Принимались ли муниципалитетом решения о сокращении на улицах города пешеходного пространства и о разрешении на создание на урезанных пешеходных тротуарных местах автостоянок? Если да, то какие правовые, экономические, морально-нравственные обоснования и объяснения приводились? Где и когда эти акты публиковались?

Согласно статье 15 Конституции РФ правовые акты, затрагивающие права и интересы граждан (в нашем случае речь идет о сотнях тысяч краснодарцев), должны быть опубликованы официально для всеобщего сведения, то есть в печатных и электронных СМИ. Известно, что постановления и распоряжения мэрии публикуются в газете «Краснодарские известия». Газету выписываю и постоянно просматриваю с начала ее издания. Однако на ее страницах решений по данному вопросу не встречал. Не исключаю, что они и не публиковались. Тогда, согласно той же статье 15 Основного закона, они не могут применяться!

Может быть, урезание пешеходных тротуаров и создание на этих местах автостоянок осуществлялось по устному распоряжению какого-то высокого властного чиновника? Но такие действия противоречат принципам и методам управленческой деятельности для органов власти, в том числе для органов местного самоуправления. Если же такие автостоянки создавались без ведома властей — это самоуправство, произвол.

Хотелось бы знать: какой статус у этих стоянок? Кому они принадлежат? Земля приватизирована или сдается в аренду? Поступают ли платежи в горбюджет? Полагаю, органы прокуратуры города и края проверят все эти вопросы и факты на их законность и дадут заключение, имелись ли в те годы в действиях властных чиновников города признаки халатности, злоупотребления должностными полномочиями, коррупция, и проинформируют об этом читателей газеты.

Какой же выход?

Он, по моему мнению, в строительстве подземных и многоярусных наземных автостоянок. Нужна, на мой взгляд, специальная тщательно продуманная программа по этому вопросу, рассчитанная, скажем, на пять-семь лет. Она должна быть тесно увязана с новым генпланом Краснодара. Надо учитывать тенденции роста численности населения и транспортных средств у него, основные рабочие зоны, перспективы развития общественного транспорта в центре и пригороде и многие другие обстоятельства.

А за ходом выполнения программы установить такой же контроль, как за возведением объектов образования и здравоохранения. Надо также проанализировать эффективность работы перехватывающих парковок на въездах в краевой центр. Упоминания о них в СМИ встречаются. А о том, как они функционируют и каков результат их деятельности, людям неведомо.

Надежда на губернатора

Решение затронутых вопросов и проблем — дело в первую очередь мэрии, гордумы, внутригородских округов и самих жителей города. От этого во многом зависит самочувствие и настроение краснодарцев и постоянно работающих здесь жителей городов и районов Кубани, а также многочисленных гостей из других регионов России и из-за рубежа.

Решить их без поддержки краевой администрации, ЗСК и лично губернатора В.И. Кондратьева, пожалуй, будет невозможно по двум причинам. Во-первых, разработка и осуществление программы по строительству подземных и многоярусных наземных автостоянок, а также приведение урезанных пешеходных тротуаров в нормальный вид потребуют значительных финансовых средств. А во-вторых, ликвидация незаконно сооруженных автостоянок и различного рода пристроек к домам и учреждениям непосредственно на пешеходных тротуарах вызовет отчаянное сопротивление со стороны некоторых влиятельных персон.

Здесь важна и нужна, на мой взгляд, твердая, принципиальная и публичная позиция главы региона, какую он проявил в вопросах о запрете строительства в Сочи многоэтажек ближе 500 метров от моря, о запрете возведения различного рода преград на пути к морю, о недопущении возведения строений в зонах лесного фонда края, гостиниц и жилья в скверах, о сносе самостроев, о возвращении в муниципальную собственность земель для строительства в Краснодаре социальных объектов…

К вопросам развития города и края губернатор привлекает руководителей федеральных министерств и ведомств, надежных инвесторов. По некоторым вопросам вносит конкретные предложения по включению поправок в действующие законодательные акты. Все это вселяет уверенность, что поднятые в данной публикации вопросы им будут приняты во внимание, рассмотрены, а также определены варианты и способы их решения.

Анатолий Сахаров.

Член Союза журналистов России, отличник печати РФ, заслуженный работник культуры Кубани, депутат Краснодарского горсовета 1975—1993 годов, ветеран труда.

Краснодар.

comments powered by HyperComments
Юля
Подкасты
База