В Новороссийске открылась набережная имени адмирала Лазаря Серебрякова
История создания прогулочной зоны
До 1936 года на береговой линии Новороссийска не имелось ни одного метра благоустроенной площади. Набережная служила исключительно торговым и транспортным целям. К началу Великой Отечественной войны удалось построить часть набережной длиной около двух километров. Но в 1942–1943 годах, когда через город, в том числе и его набережную, проходила линия фронта, Новороссийск был на 95 процентов превращен в руины. Вид на море перекрывала железнодорожная ветка, которая в то время проходила вдоль всего побережья. Архитектор Данини добился переноса железнодорожного полотна. Но выстроить единое стилевое решение обустройства прогулочной зоны вдоль береговой линии долгое время не удавалось.
Стартовым этапом реконструкции в 2003 году стала первая очередь — от административного здания морского торгового порта до территории морского вокзала. Следующая — вторая очередь — соединила отрезок от морвокзала до территории парка имени Фрунзе.
На финишной точке этой очереди разместилась циркульная площадь с «Розой ветров». Продолжением преобразования новороссийской набережной стало строительство третьей очереди, соединившей парк имени Фрунзе с территориейПосле принятия Генерального плана развития Новороссийска, получившего золотой диплом на XVIII Международном фестивалеяхт-клуба «Шкипер».
Проект предполагал создание не существовавшего ранее участка набережной до территории мемориального комплекса «Малая земля», поскольку здесь побережье занимали производственные цеха давно не работавшего рыбозавода. Практически с нуля началось строительство гидротехнических и берегоукрепительных сооружений, прогулочной зоны.
Набережная в Новороссийске: проблемы и перспективы
В перспективе — создание здесь новых бульваров, скверов, отсыпка пляжной территории с мостиками для рыбаков и причалами для прогулочных катеров и яхт. Предусматривается и принципиально новый тип застройки прилегающей территории — от уникальных офисных зданий до жилой застройки, плавно идущей от береговой линии вглубь города.
Для реализации проекта реконструкции и строительства четвертой очереди набережной пришлось найти решение ряда серьезных проблем: объединить в единое целое разрозненные территории и земельные участки, подлежащие застройке и еще совсем недавно принадлежавшие частным владельцам. Пришлось потратить почти 10 лет на решение земельных споров.
Протяженность прогулочной зоны четвертой очереди составила 975 метров, ширина — 12 метров. Здесь установлено 63 лавочки, 100 фонарей, высажено 100 хвойных деревьев, для которых предусмотрен автоматический полив. Новый участок набережной также оснащен зоной для передвижения велосипедистов и роллеров, она спроектирована и обустроена таким образом, чтобы максимально обезопасить пешеходов. На этом участке набережной расположены две циркульные площади, на одну из них перенесен знаменитый, единственный в мире памятник «Хамсе».
Согласно общему проекту реконструкции набережной, она будет продлена на 616 метров дальше по территории мемориального комплекса «Малая земля» до пляжной территории Суджукской косы, и на 863 метров пройдет вдоль самой косы, в результате чего ее общая длина составит, по предварительным подсчетам, 6194 метра.