О внутрироссийских проблемах АПК: стратегу тактик не товарищ?
Стратегию подождем, а пока не будем придираться к словам. Давайте лучше посмотрим, на что обратил внимание президент и насколько те задачи, которые он озвучил, решаемы. Всего нам не перечесть, но кое-что обозначим. Владимир Путин посетовал на продолжающийся отток населения из села. Да и причины президенту известны: нет работы, а если есть, то со смешной зарплатой, нет доступного жилья, нормального медобслуживания, удовлетворения других жизненных запросов — не только же работой и домом живет человек. Потому и «утекают» люди в город в поисках лучшей, как им кажется, доли. Мне на моей малой родине рассказывали, что очень много хуторян, надев оранжевые жилетки, убирают мусор в Краснодаре и на трассах — дома работы нет.
Это в нашем-то крае — и благодатном, и где все же вдобавок к госпомощи, оказывается немалая региональная. Зацепимся только за один вопрос, поставленный главой государства в разряд важных: развитие предпринимательства на селе. Обратимся к практике кубанской власти. Владельцам личных подсобных хозяйств помогают, тем из них, кто стал на налоговый учет и перешел в разряд малого бизнеса — еще больше. Особое отношение к производителям винограда, плодов, овощей, животноводческой продукции. Доля малого бизнеса в общем объеме продукции растет. Предлагая госпомощь, краевая власть зовет организовывать семейные фермы, семейные усадьбы — для возрождения малонаселенных хуторов.
Есть заинтересованность и движение селян в эту сторону, есть и результаты. Но могли бы они быть значимее? Несомненно. И знаете, в чем загвоздка? Некуда деть продукцию! Не в смысле, конечно, что нет желающих ее съесть, таких много, тем более, что кубанское лучше турецкого, оно не напичкано всякой гадостью для товарного вида и более длительного хранения. Нет сегодня в крае и стране системы закупки продукции полей, ферм и огородов. В идеале ведь крестьянину, соорудившему тепличку на своем огороде и выращивающему в сезон полтонны огурцов, некогда ездить на базар или стоять на придорожном рынке. К нему должен подъехать заготовитель и в соответствии с договором забрать каждый день или через день эту корзину огурцов, помидоров, черешни, заплатив оговоренную сумму. Все! Один растит, другой собирает, продает, перерабатывает и так далее.
А вы знаете, почему нет такой системы? Да потому что в министерствах, ведомствах, в Госдуме закон, разработанный депутатами краевого ЗСК, не проходит, всячески тормозится, на него пишут нелестные отзывы. Но и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев не раз высказались в поддержку закона и тоже считают, что оптово-торгово-закупочная система стала бы стимулом к наращиванию производства. Но закона нет, как нет и так необходимой структуры. Вы только вдумайтесь: президент с премьером — за, а дело не движется. Вот такая «стратегия».
Могу объяснить и почему это происходит. Закупки продовольствия за рубежом — очень выгодный бизнес. Невысокие оптовые цены турецкого производителя превращаются на наших рынках и в торговых сетях в заоблачные, принося колоссальный доход бизнесменам от продовольствия. С такими деньгами они пролоббируют любое решение, а уж закон тормознуть — раз плюнуть. В Одессе сказали бы: «Таки вы меня извините». Вот потому даже поддержка президента и премьера эту стену не пробивает. Председатель ЗСК Владимир Бекетов выступал на тему оптовых рынков в Совете Федерации, в Госдуме, на Совете законодателей, на собрании Южно-российской межпарламентской ассоциации, депутаты несколько раз по требованию центра правили закон. Не движется!
Вот и развивай малый бизнес на селе. Да на кой он им, селянам, если они будут горбатиться на участке, а деть это некуда. Есть сложности и у тех малых сельских бизнесменов, кто решил вырастить пяток бычков. Где он его забьет, кто приедет за мясом или заберет по нормальной цене в живом виде? Мясокомбинаты местные? Станут они возиться с такой мелочью? Или опять же картошка. Ведь было же так, что в Калининском районе ею завалились, а заезжие купцы дают такую цену, что проще сгноить, чем свой труд за бесценок отдать. А ведь закупщик все из той же оптовой по не принятому закону системы мог бы с владельцем ЛПХ еще весной обговорить и объемы, и стоимость, чтобы и хозяину выгодно, и заготовителю не в наклад.
Бегут крестьяне из села. Уже, по словам президента, 37 миллионов осталось в деревне, а в 2000-м было 40. Оно, может, при нынешней технике и технологиях столько и достаточно. Но кому доверить напичканный электроникой агрегат? Губернатор края Александр Ткачев, комментируя свое участие в заседании президиума Госсовета и услышанное там, отметил, что в крае катастрофически не хватает кадров — «не только высококвалифицированных специалистов — животноводов, ветеринаров или агрономов, но и простых доярок или механизаторов». Вот и приехали, вот и доигрались с реформированием профессионального образования, с сельскими школами и их профориентацией. Так что если уж говорить о стратегии развития АПК, то в первые строки надо вписывать кадры, то есть людей.
Мы, рассуждая о малом бизнесе на селе, зафиксировали только необходимость роста объемов и насыщение рынка собственными продуктами полей и ферм. Но ведь рост товарной массы — это и рост семейного дохода, снижение безработицы. Это в конечном итоге расширение возможностей для селянина учить детей — не бесплатно даже, как у нас водится, оставить им что-то в наследство, лечиться как следует, познавать другие стороны жизни. Такая вот нацеленная на личность стратегия тоже должна войти в объявленные прогнозы.
В начале обзора мы упомянули и выступление в Думе Дмитрия Медведева. Ну, там все как бы в норме: правительство идет верным курсом и менять его не собирается. Даже АПК, по мнению премьера, «успешно развивался за счет господдержки и продемонстрировал активный рост». «Так что мне не стыдно за деревню!», — заявил Медведев.
Чего тогда Владимир Путин так разволновался, я не знаю, нужна ли какая-то новая стратегия по АПК, когда главный по исполнению и так доволен?
Может, вы знаете?
Если да, то пишите, звоните, высказывайте свое мнение на нашем сайте.