Обыкновенный фашизм: как ненависть становится брендом

Обыкновенный фашизм: как ненависть становится брендом
Мне в WatsApp написала бывшая коллега по перу не из кубанского города…назовем его М. Длинное и полное гневного недоумения письмо, в котором в красках расписывала свой поход в магазин одежды. Если убрать кружева эмоций, получается следующее: в маленьком провинциальном городке продают подростковые футболки с надписью «Обыкновенный фашизм» и ничего зазорного в этом не видят.

Пишите письма


— После похода в магазин, написала в местную администрацию, — продолжает излагать свой рассказ моя собеседница. — Там обещали уделить этому внимание.

Через некоторое время нанесла повторный визит в магазин с «фашистскими футболками». Все также беспечно висят и в ус не дуют. Спокойно обратилась к продавцам, мол, почему такие вещи на прилавках.
Те в ответ взорвались и хором спросили: «Это вы в администрацию пожаловались?»
Ага, значит какая-то реакция последовала. Индикатор — лакмусовая бумажка окрасилась в красный цвет. Дальше — непереводимая игра слов и моя знакомая покинула цитадель ненависти в расстроенных чувствах.
— Этого не должно быть в нашем государстве. Наши деды и прадеды победили фашизм не для того, чтобы увековечить его на одежде своих правнуков! — восклицает женщина и сожалеет, что российское законодательство не предусматривает жестких мер за такое, обходимся штрафами.
В завершении письма его автор сетует, что с того момента, как пионерия и комсомол канули в бездну памяти, патриотизм в стране опустился до нулевой отметки. И с этим срочно нужно что-то делать.

А что нам за это будет?


Действительно ли, российское законодательство не предусматривает жестких, как выразилась моя бывшая коллега, мер?

Есть федеральный закон об административной ответственности за реабилитацию нацизма. Он у всех на слуху сейчас, особенно после принятия недавних поправок об уголовном наказании за оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны.
В ФЗ, однако, нет упоминания о провокационных надписях на одежде. Штрафуют за татуировки со свастикой, публичное проявление неуважения к дням воинской славы России, за осквернение символов Отечества...
В феврале прошлого года Госдума приняла закон об отмене штрафов и ареста при демонстрации нацистской или экстремистской символики, если это делается без пропаганды и с осуждением.

К примеру, когда человек публикует фото свастики и пишет под ним, как это плохо и еще много других нелицеприятных фактов, закон при этом не нарушается.

Если набивает татуировку с нацистским символом (как это сделал житель Новороссийска) или прилюдно в соцсетях восхищается антигуманной идеологией — поступает противозаконно.

Кроме того, Государственная Дума одобрила в первом чтении запрет на публичную демонстрацию изображений нацистских преступников. Закон в прошлом году внесла на рассмотрение группа депутатов во главе с Еленой Ямпольской и Василием Пискаревым.
Ямпольскую о подготовке инициативы заставил задуматься случай с продажей блузок с изображением Адольфа Гитлера и других военных преступников в одном из московских магазинов. Да, и такое было.
То есть в отличие от нацистской символики, к которой портреты не относятся, использование и публичная демонстрация изображений военных преступников законом до этого не регламентировались. Теперь регламентируется. И слава Богу.

А что будет тем, кто пишет на футболках слово «фашизм» и продает его детям? Ничего. Это не свастика, не призыв к активным действиям, не осквернение ценностей и символов.

Одежда с подтекстом


Быть может, кто-то скажет: «не стоит бить тревогу из-за какой-то футболки с надписью». Это все равно, что устраивать бурю в стакане воды. В таком случае, стоит помнить: море состоит из бесконечных капель, которые вместе образуют стихию.
Согласитесь, любое слово несет определенный посыл. И, если человек надевает футболку с бескомпромиссным заявлением «Я люблю Москву», значит, что он побывал в столице и ему там очень понравилось, либо мечтает там погостить (а может и жить).
Самовыражение личности через текстовую символику на одежде — довольно сильная подсказка для психологов, когда они хотят получить информацию о человеке.Если проанализировать текстовые принты на одежде, можно понять чувства и взгляды человека на жизнь.

Несложно представить, какие эмоции вызовет у ветерана Великой Отечественной войны шагающий ему навстречу подросток в футболке с надписью «Обыкновенный фашизм».

Да и вообще любому адекватному человеку это не доставит ни эстетического, ни какого-либо другого удовольствия.
Не совсем понятно, куда ведет траектория творческой мысли производителя одежды с провокационными принтами… Популярность? Такие вещи не пользуются бешеным спросом. Поэтому больше похоже на скудоумие под личиной креатива.
Можно также «накреативить» с портретами Гитлера и Геббельса. Тот же фашизм, только в картинках.

— В интернете этого добра полно! И никто там никого не контролирует, — сказала мне уже другая коллега, отмахнувшись от просьбы назвать адреса, пароли, явки.

Заходим в сеть. Явных, видимых глазу «фашистских» вещей на популярных сайтах одежды я не нашла. Была, правда, футболка со смелым призывом любить свою нацию и ненавидеть движение антифашистов.

2021-02-25_18-01-53 (2).png

Конечно, не все могут увидеть тонкую грань, которая отделяет национализм от патриотизма, а некоторые и вовсе считают эти понятия вазаимозаменящими.
Любить свою нацию — не значит превозносить ее над остальными. Человеку, который гордится своим народом, не обязательно ненавидеть движение антифашистов.
Но те, кто старательно переносит через трафарет спорные лозунги из головы на ткань, должны помнить: мы в ответе не только за тех, кого приручили, но и за свои слова.

А когда в массы, как сладкую кость счастливому псу, кидают такие фразы, проверяя, съедят или нет, стоит призадуматься. Едят, как правило, те, кто не слишком разборчив в своем рационе.

2021-02-25_18-03-15.png

Вот другой популярный сайт. Тут делают деньги на одежде, которая каждой ниточкой дышит патриотизмом: майки, толстовки, спортивные костюмы, даже пижамы с надписями «75 лет Великой Победы советского народа над фашизмом».
Конечно, если два подростка — один с провокационными словами на одежде, а другой — сугубо патриотическими, — встретятся вечером в переулке, идеологического столкновения не произойдет. Каждый из низ мысленно оценит образ встречного и разойдутся с миром.
Но если наряд последнего — еще одно напоминание о героическом подвиге великого российского народа, то второй образ — скрытая пропаганда того, над чем, собственно, одержали победу.

Такой вот, сувенирный фашизм.

Богдан 3
База