День кубанки: казаки предлагают установить новый праздник

День кубанки: казаки предлагают установить новый праздник
Кубанка — неотделимая часть казачьей формы справы. Когда точно этот головной убор у казаков появился сказать сложно, скорее всего после переселения черноморских казаков на Кубань, где климатические условия существенно отличались от того, которые были в Запорожской Сечи.

История кубанки

Казаки переняли головной убор у горцев, но несколько изменили ее размер, уменьшив на несколько десятков сантиметров. В высоких и лохматых папахах было неудобно перемещаться по лесам и зарослям.

Новый головной убор быстро стал популярным на Кубани, Дону и Тереке. Его носили не только казаки. После Великой Отечественной войны милиционеры ходили в головных уборах, очень похожих на кубанку. Единственное что подверглось изменению — с верха были убраны два полоски, образующие крест. К слову, об этом кресте ходила молва, что казаки, которых называли рыцарями православия, несли гораздо меньше потерь в боях по сравнению с другими родами войск не только за счет высокой боевой выучки — им еще и помогал Бог. Господь видел кресты на кубанках и оказывал им защиту. Так гласила народная молва.

Инициатива снизу

В 2010 Президент РФ подписал указ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации». В нем говорилось и о головных уборах. Правда, в этом документе фигурирует папаха, но казаки от кубанки не отказались. Она повседневным головным уборам. Кубанку не возбраняется носить в быту независимо от одежды. Ее необязательно надевать к форме. Можно ходить в кубанке и в гражданской одежде. Хорошо помню из детства: пожилые казаки носили кубанки независимо от времени года.

Сейчас же большинство из нас носят кубанки только в особых случаях, когда надевают казачью форму. Не берусь судить о станицах и хуторах, но в Краснодаре, мало кто-то из казаков носит кубанку повседневно. Правильно ли это? Неужели мы стесняемся ходить в кубанках, как это делали наши отцы и деды? Вероятно, в большинстве своем казаки либо чувствуют себя неудобно, надевая кубанку без формы, либо просто не думали об этом. Помню, как два года назад казаки прибыли на помощь жителям Апшеронского района, пострадавшим от сильного наводнения, все как один были в кубанках. Как сказал тогда атаман Апшеронского РКО Александр Шилин:

«Такое впечатление, что оказался на столетие назад. Куда ни глянь, везде казаки!»

В Таманском отделе пошли дальше. По инициативе атамана Крымского городского общества Олега Кобылинского был введен День кубанки.

Мы решили, что в день возвращения Крыма в Россию все казаки должны надеть кубанки. Казаки Кубанского войска первыми пришли на помощь жителям автономной республики, были на передовой и были готовы с оружием в руках защищать эту часть русского мира, поэтому решили отмечать эту дату, надевая кубанки. Я не ожидал, что эта инициатива так придется казакам по душе. Вы бы видели, сколько казаков ходило по городу в кубанках! Признаюсь, сам был удивлен, что нас так много! — поделился впечатлениями Олег Кобылинский.

Почему бы не поддержать инициативу братьев-таманцев и ввести, пусть и неофициально, День кубанки? Не нужно издавать приказы. Пусть это будет решение самих казаков. В каждом отделе или районе казаки решат, к какой дате приурочить День кубанки. Допустим, в Красноармейском районе — к Тиховским поминовениям. В Краснодаре — к Приднестровским. Или надевать кубанки в день Победы, отдавая тем самым дань почести нашим дедам и отцам, погибших на фронте. Кто нам может запретить надеть кубанки в День памяти жертв репрессий против казачества?

Собственным примером

А что если пойти дальше и надевать кубанку независимо от каких-то дат, а каждый день? С одной стороны — способ самоидентификации. С другой — своеобразная форма агитации, которая неплохо работает. Приведу конкретный пример. В курене «Красный кут», в котором состою, мы решили на сборы приходить в кубанках. Во-первых, когда возле штаба стоит несколько десятков мужчин, люди проходят, глядя на нас с некой опаской, дескать, кто и для здесь чего собрался? Стоило надеть кубанки, сразу почувствовалось изменившееся отношение прохожих.

К случаю, вспомнился разговор, услышанный краем уха. Шел как-то раз возле дома в казачьей форме. За мной шли мама с маленьким мальчиком.

— Мама, а что это за дядя? — спросил малыш.
— Казак,  ответила женщина.
— А что он делает?
— Нас защищает.

После сбора мы решили проводить обход района, в котором находится штаб. Три группы выдвигаются по своему маршруту. Одна — в сторону автовокзала Краснодар-I, другая — в парк возле стадиона «Кубань», третья — в сквер на Вишняках. Все идем в кубанках, заранее договорившись на ходу не курить и исключить употребление нецензурных слов. Сразу почувствовалось какое-то иное отношение к себе.

Двигавшаяся навстречу стайка молодежи вдруг резко меняет лексикон — ни одного мата, развязанное поведение как ветром сдуло. Проходящий мимо мужчина, поприветствовал «Слава Кубани!». В свою очередь и мы ответили «Во веки слава!». Эти слова, на ой взгляд, куда звучит куда лучше, чем «Героям слава». По этому поводу поговорим отдельно.

Кто-то спросил, чем казаки занимаются? Объяснили, рассказав о работе Кубанского войска. Бывают и курьезные случаи. Один парень спросил: «Если к вам приду, коня дадите?». Мужчина поинтересовался, дескать, сколько платят казакам? Услышав, что работаем бесплатно, хмыкнул недоверчиво.

— В Интернете читал, что вам миллиарды выделяют.

В ответ рассказали, что деньги идут на содержание казачьих кадетских корпусов, оплату работы казаков, которые несут службу на постоянной основе, содержание войскового правления, поддержку наставников.

— Теперь понятно. А то думал, что вы в деньгах купаетесь.

Да, чувствуется работа недружественных СМИ с явным оттенком желтизны и диванных блогеров. Их хлебом не корми, дай только покритиковать Кубанское казачье войско.

Встречаются и нормальные люди, интересующиеся как вступить в войско, можно ли научиться владеть шашкой. Рассказываем о том, что в нашем курене работает профессиональный тренер Александр Карагодин — мастер фланкировки. Для казаков занятия бесплатные. Обменялись телефонами. Думается, скоро на одного кандидата, пожелавшего вступить в курень, станет больше.
Это небольшой опыт всего лишь нашего куреня, а их в Краснодаре больше тридцати, а в крае — почти шестьсот. Если хотя бы половина казаков станет носить кубанки не только в дни праздников и знаменательных дат, то и порядка в городах, станицах и хуторах станет больше, и наши ряды пополнят люди с активной жизненной позицией, и отношение к казакам изменится в лучшую сторону.

Читайте также: Атаманы Кубанского казачьего войска: Алексей Безкровный – честность против клеветы

Марк Туапсе
Подкасты
База