Казачье образование: учиться никогда не поздно

Казачье образование: учиться никогда не поздно
Чем отличается Кубанское войско от других реестровых войск России? Многим, и в частности — системным подходом к решению проблем. Ни для кого не секрет, что сейчас, когда количество казачьих классов выросло, наставников не хватает. Между тем роль их очень важна.

Почему провели семинар

Кто, как не казак, может рассказать об истории и о современной жизни служивого народа? Да и вообще сам факт присутствия казаков в школе несет в себе мужское начало. Ведь большинство учителей — женщины, причем не все из них, кто преподает кубановедение, горят желанием проводить дополнительные занятия с учениками казачьих классов. Есть проблема — нужно искать пути ее решения. Таков принцип атамана ККВ Николая Долуды. Он объехал практически все казачьи школы, проводил зональные совещания с педагогами, начальниками управлений образования, заместителями глав, курирующими казачество, и самими главами городов и районов. В прошлом году казачий генерал решил провести зональные семинары с наставниками. На одном из них довелось побывать автору этих строк. Проходил он в казачьей школе № 17 станицы Холмской. В его работе участвовали казаки-наставники Абинского и Северского районов.

Системность — залог успеха

Место было выбрано не случайно. Абинский район — не только лидер по количеству казачьих школ. Именно здесь по инициативе атамана Таманского отдела Ивана Безуглого зарождалось казачье образование на Кубани. Горячим сторонником нового в то время направления стал атаман Абинского РКО Сергей Бондаренко. И дело пошло. Как призналась директор казачьей школы № 28 станицы Вознесенской Лилия Елисеева, в начале 90-х годов прошлого века именно в Абинский район она и ее единомышленники ездили для того, чтобы коллеги поделились опытом работы с казачатами.

Миссия организации и проведения зональных семинаров была возложена на заместителя атамана ККВ войскового старшину Константина Перенижко.

— Если на начало текущего учебного года в крае было 35 казачьих школ, то на сегодня их 48. К концу года будет около 60. Губернатор края Вениамин Кондратьев и атаман войска Николай Долуда делают очень много для развития системы непрерывного казачьего образования. Да, сегодня либералов, которые пытаются навязать нам так называемые европейские ценности, раздражает казачество. Они знают, что и наши предки, и мы верой и правдой служим Отечеству. По большому счету, сейчас, кроме Кубанского войска, никто серьезно не занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Для того чтобы поднять казачье образование на более высокий уровень, нам необходимо улучшить работу наставников. Для этого надо систематизировать информацию, которую мы несем детям. Не нужно лезть в дебри, пытаясь браться за темы, по поводу которых ломают копья ученые. Нам нужно проводить работу так, чтобы юноши в 16 лет вступали в казачьи общества. Это главный показатель труда наставников, — подчеркнул Константин Перенижко. - Секрет успеха в районах, добившихся хороших показателей в работе с детьми и молодежью, заключается во взаимодействии школ, наставников, казачьих обществ и управлений и отделов образования. Главная задача наставников — воспитание детей и молодежи. Для того чтобы этот процесс вышел на новый качественный уровень, нужно соблюдать три главных условия.

Во-первых, наставники должны планировать свою работу.

Во-вторых, жизненно важно иметь обратную связь с детьми, чтобы понять все то, что казаки-наставники доносят до сознания детворы. Откладывается в сознании и душе или в одно ухо влетело, в другое — вылетело? Нужно помнить как «Отче наш»: дети чувствуют фальшь, не приемлют формализма, главный критерий для них — интерес. Поэтому лекции, чтение какого-то учебного материла с листочка — путь в никуда. Проводить занятия нужно так, чтобы казачатам было интересно. Казак-наставник должен умело сочетать теорию с практикой: организовывать походы, посещение музеев и памятных мест, воинских частей и так далее.

Как узнать, что вызывает интерес детворы? Очень просто: нужно спросить у ребят об этом. Почему бы не дать задание ученикам составить список пожеланий, обсудить его на круге казачьей школы или активе класса, привлечь родительский совет школы, а затем определить, какие из предложений ребят можно воплотить в жизнь? Разумно скорректировать свои планы с муниципальными отделениями Союза казачьей молодежи.
В-третьих, казаки-наставники должны, нет — обязаны подавать пример во всем, начиная с внешнего вида. Если казак небрит, выглядит неопрятно, то дети будут судить по нему обо всем казачестве.

Когда финансы поют романсы

Практически все наставники трудятся на безвозмездной основе в свободное от основной работы время. Стоит ли ожидать кардинального улучшения качества казачьего образования при существующем положении дел? Казачьи общества, у которых есть земля, дающая доход, стараются поддерживать наставников материально.

В отдельных городах и районах для них вводятся ставки в школах. Например, в Краснодаре выделено десять ставок. Кое-где средства выделяются из местных бюджетов, но у муниципалитетов своих проблем выше крыши.

— В Абинском районе 220 казачьих классов, восемь казачьих школ. Всего в них обучаются 4532 человека. Мы могли бы бороться за присвоение еще нескольким школам статуса «казачье образовательное учреждение», но не делаем этого. Районный бюджет, который начиная с 2007 года и по сей день выделяет на доплаты учителям кубановедения, наставникам на материально-техническое обеспечение около девяти миллионов рублей, уже не в состоянии тянуть эту ношу, — отметил атаман Абинского РКО Сергей Бондаренко.

Какой выход из этого, прямо скажем, непростого положения?

Во-первых
, стоит подумать краевой власти. Без ее поддержки справиться с этой проблемой будет непросто, а точнее — практически невозможно.

Во-вторых, нужно участвовать в конкурсах на выделение грантов — как на краевом, так и на федеральном уровне. Да, документы собрать нелегко, следовательно, нужно подключить к их сбору специалистов муниципалитетов. Почему бы краевому министерству образования и науки не провести обучающие семинары на эту тему на местах?

В-третьих, целесообразно привлекать в качестве наставников атаманов первичных обществ, особенно тех, кто хорошо разбирается в истории казачества, владеет оружием. Словом, надо использовать все возможности.

Глаза боятся, а руки делают

В любом случае, с финансовой поддержкой или без таковой, никто не собирается складывать руки. Кроме казаков, другой силы, которая бы постоянно занималась воспитанием детей в казачьем духе, растила на примере героизма предков истинных патриотов, нет.

 Кроме нас, этого никто не сделает. Это одна из наших миссий — закладывать в души детей по зернышку обычаи и традиции казаков, которые служили верой и правдой Отечеству и продолжают служить, — считает Сергей Бондаренко.

Его мнение разделяют все, кто занимается патриотическим воспитанием детей и молодежи.

Работать с детьми — дело непростое. Атаман Северского РКО Александр Дедов привел такой пример. Один из его знакомых, кандидат педагогических наук, хорошо знающий историю казачества, от предложения стать наставником отказался. Не потому, что не хочет тратить свое время. Попросту боится сделать что-то не так.

Для того чтобы установить с детьми контакт, надо начинать с простых вещей. Я объехал все школы района, где есть казачьи классы. Общение с детьми начинал с азов и старался вовлечь их в диалог. Ведь когда они отвечают на вопросы, то начинают думать. В школы я приходил в черкеске. Спрашиваю: что у меня на голове? Отвечают — шапка. Это папаха. Для чего она нужна? Чтобы голова не мерзла. Правильно, но если ее еще вывернуть, то получится своего рода тара, куда можно насыпать овса коню или принести в ней патроны. И так мы беседовали, обсуждая назначение каждого предмета казачьей справы: башлыка, газырей, кинжала, шашки, — поделился опытом Александр Дедов во время подготовленной им презентации.

Благочинный церквей Абинского района протоиерей Алексей Серов остановился на духовной составляющей казачьего образования, подчеркнув, что только вера дает силы для любого дела.

— Дети берут с вас пример. Если в повседневной жизни не посещаете храм, не начинаете любое дело с молитвы, то и они не будут этого делать. Самое главное чувство православного человека — это любовь. Если вы приходите к детям с любовью в душе, то они это почувствуют и труды ваши будут ненапрасными.

Особый интерес наставников вызвало выступление директора школы № 17 Светланы Трещевой. Здесь в свое время были разработаны и приняты два документа, ставшие основой системной работы с казачьими классами, которых в этой школе ни много ни мало — 32.

Первый документ — порядок работы с классами казачьей направленности. Это своего рода внутренний устав, в котором изложены цели и задачи, требования к учителям и наставникам, темы занятий и так далее.

Второй документ — план взаимодействия с казачьими обществами. Он разрабатывался совместно с атаманом Абинского РКО Сергеем Бондаренко, атаманом станицы Холмской Сергеем Лысенковым и казаками-наставниками.

— В нем изложены все мероприятия, в которых участвуют и казаки, и ученики, также включившиеся в логичную систему работы нашей школы, — рассказала Светлана Трещева.

Тут же посыпались просьбы поделиться наработками.

Выступил на семинаре атаман школы Артем Харченко. Он особо отметил казаков-наставников школы Сергея Лысенкова и Дмитрия Мезенцева. Первый — кандидат в мастера спорта по рукопашному бою и кикбоксингу. Он ведет секцию, где занимается много казачат. Второй был самым молодым участником среди казаков, которые в 2014 году участвовали в операции по возвращению Крыма в состав России.

Артем Харченко рассказал о достижениях школы, а их достаточно много. Отмечу только наиболее значимые: четыре года подряд казачата занимают первое место в конкурсе «Лихой казак Кубани». Ученик школы Дмитрий Глухов за победу в конкурсе «Россия, устремленная в будущее» был приглашен для награждения в Совет Федерации. В прошлом году восьмиклассники заняли первое место в краевой викторине по истории казачества. Команда школы получила благодарность атамана ККВ Николая Долуды за участие в параде в честь принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов».

В общем, школе есть чем гордиться.

…Общее мнение участников зонального семинара классов казачьей направленности: время потрачено не зря. В Абинском районе есть чему поучиться и что взять на вооружение.

Богдан Высоцкий
База
Вольная Кубань