" />

Казачество и религия: об уроках православия в школах

Казачество и религия: об уроках православия в школах
По благословению епископа Новороссийского и Геленджикского Феогноста в городе-герое состоялся обучающий семинар повышения квалификации «Духовно-нравственное окормление и воцерковление казачества». В семинаре, прошедшем на базе Новороссийского казачьего кадетского корпуса под председательством заместителя атамана Кубанского казачьего войска Константина Перенижко, приняли участие атаманы, казаки и духовенство из Темрюка, Славянска-на-Кубани, Крымска, Анапы, Новороссийска и Геленджика.
Открывая заседание форума, протоиерей Новороссийской епархии отец Василий Симора отметил, что сегодня сложился высокий уровень взаимодействия между казачеством и духовенством, который необходимо углублять. Проблемой остается очень низкий уровень воцерковления казачества. Как позже подчеркивали многие выступающие, если и приходят казаки на богослужение в храм, то чаще всего без своих жен и детей, а ведь семья – это маленькая церковь для каждого человека.

Одним из ключевых на семинаре стал доклад заместителя атамана Таманского отдела подъесаула Вадима Голосова «Духовно-нравственные ценности казачества до 1917 года и на современном этапе».

– Мы с вами все прекрасно ощущаем на своих детях, внуках, учащихся казачьих классов, что на современном этапе воспитание детей требует особого внимания, – подчеркнул Вадим Владимирович. – Раньше это была целая система, основанная на обычаях и традициях. И если сравнить с тем, что было сто лет назад, того казачьего уклада жизни уже не будет. Как не будет и того общественного уклада жизни, который формировался при советской власти. Ведь формирование в советское время шло системно: октябрята, пионеры, комсомол, партия. А еще были общественные суды на производстве, месткомы и т. д. – все следило за нравственностью. Казалось бы, такого усердия со стороны государства должно быть достаточно, чтобы морально-нравственный климат в обществе был на высоком уровне. Почему же получилось, что наше общество в 1990-е годы совершило такой переворот?
Формирование человека, как отметил докладчик, идет в трех сферах. Первая сфера – физическая. Это спорт, отдых, здоровое питание, что обеспечивалось государством через санатории, детские лагеря отдыха, спортивные школы и секции. 
Вторая сфера – социально-культурная, а это дома творчества, дома пионеров, что также обеспечивало государство для развития ребенка. Сегодня мы находимся в сравнении с прошлым уровнем лишь на стартовой позиции, а огромные спорткомплексы, такие как, например, «Сириус» в Сочи, находятся на федеральном финансировании, тогда как в сельских населенных пунктах или малых городах, дай Бог, чтобы был хоть какой кружок по интересам, который существует благодаря голому энтузиазму одного-двух пенсионеров.

И третья сфера – религиозно-нравственная. Государство при социализме контролировало нравственность. Но не хватало религиозного воспитания.

– Вспомним наше школьное детство, как нас учили: через три точки проводится плоскость, или табуретка на трех ножках стоит устойчиво. Но в советской системе не хватало религиозного воспитания, третьей точки опоры. Вот наша советская лодочка и перевернулась вверх дном.

Вадим Голосов рассказал, как в январе этого года школа, в которой он работает по совместительству, направила его на духовно-образовательные Рождественские чтения в Москву — по линии казачества и по линии образования. Пообщавшись с коллегами из разных регионов страны, он увидел, что нигде нет такого внимания, как на Кубани, религиозному воспитанию казачества от детского сада и школы до вузов, взаимодействию казачества и церкви.
Иногда мы стонем, что нам чего-то не хватает. Но вот учителя из центральной России спрашивают, как им в учебном плане выкроить 34 часа для преподавания основ православной культуры в 4-5-м классах? То есть это по полчаса в неделю, 17 часов в год в каждом из классов. У нас же находятся возможности. Вот в той школе, где я работаю, православная культура преподается с 1-го по 9-й класс. Постарались и нашли для этого часы, потому что видят пользу. И детки с интересом воспринимают предмет. Наша задача, казаков-наставников, – вложить правильное отношение к православной вере. 
Если военно-патриотическое воспитание включает в себя и спортивные клубы, что есть на достойном уровне во всех казачьих обществах, то система духовно-нравственного воспитания через казаков-наставников, по мнению докладчика, оставляет желать лучшего.

– Довелось принять участие в краевом конкурсе «Учитель православной культуры Кубани», так нас там из 45 человек было только двое мужчин. Казаков-наставников было тоже только двое: я и еще одна казачка. Так что нас, казаков-наставников, которые имеют больший церковный опыт, еще недостаточно. Мы должны быть для детей не просто дядями, пришедшими к ним в форме. Казаки – это люди верующие, трудолюбивые, дисциплинированные. На этих трех китах держится наше казачество. И об этом надо рассказывать детям в казачьих классах. Может быть, лишний раз не автомат разбирать, а рассказать о традициях казачества, как в былые времена сызмальства воспитывались казачата, когда им батька едва ли не в люльку клал оружие, чтобы дитя потрогало, пощупало кинжал в ножнах, понюхало пороху, что называется. Можно и небольшую театрализованную постановку на эту тему сделать, для чего не требуется великих режиссерских способностей. Было бы желание.

В поселке Октябрьском, где живет и трудится Вадим Голосов, от школы до храма 200 метров, потому ему легче с преподаванием культуры православия, которое он зачастую проводит в самой церкви. Но где-то надо добираться автобусом в соседнюю станицу, чтобы попасть в храм. Поэтому надо активнее использовать знания и опыт священников, перенимать у них навыки преподавания, не стесняться спрашивать. Должно быть тесное взаимодействие между казачеством и духовенством.

– Ни один вид спорта не дисциплинирует ребенка так, как вера православная. У нас в хуторском казачьем обществе сложилась давняя традиция, когда на поминальные даты, связанные с казачьей историей, мы приводим наших казачат. Пусть их будет 10–15 человек, но они о своем служении в храме расскажут в 10–15 семьях, в 10–15 классах. Мы должны свои традиции, свою культуру – сеять. Да, где-то компьютерные гаджеты склевали наше семя, где-то родители не поспособствовали, чтобы это зерно проросло. Но сеять надо! И стараться, чтобы посеянное прорастало и давало добротный плод.
Подъесаул Вадим Голосов остановился на вопросе казачьих традиций, которые порой преподаются детям в форме фольклорно-обрядового исполнения. Так, в августе во всех детских садах по распоряжению муниципальных властей проводится яблочный Спас. Как проводится? Воспитатели рассказывают малышам, что яблочки такие волшебные, надо укусить – и все желания исполнятся.
– Но если мы посмотрим, какие православные праздники отмечаются в это время, то увидим, что детям надо рассказывать не о волшебных яблочках и сладком меде, а о значении креста, который мы носим на теле. Еще говорят, что яблоки до яблочного Спаса нельзя вкушать. Но это в средней полосе, а у нас на Кубани исключается из пищи виноград. Почему виноград? Потому что это символ вечной жизни, из винограда готовится святое причастие. Мы должны давать деткам правильное церковное толкование праздников. Например, надо, наконец, дать объяснение такому распространенному заблуждению, как крещенское купание. Ну не смывает крещенское купание грехов. Смываются они слезами покаяния в храме. И таких чудачеств очень много. Они пришли из нашего советского бытия, когда храмов было мало, объяснить было некому. Наше поколение вовремя не получило таких знаний, но современная молодежь может и должна получать верное представление – через казачий класс, казачий клуб, казачье общество, через проведение казачьих праздников.

Сегодня проводится масса всевозможных фестивалей: кваса, ухи, блинов, галушек – чего угодно! Певческих детских фестивалей вообще пруд пруди! Вот через такие встречи и надо распространять православие, верное о нем представление у детей. В Славянском районе один батюшка даже турнир по футболу проводит на Кубок настоятеля местного храма, где главное правило – играть на поле без единого слова ругани, а победителями считаются все команды-участницы, поскольку проявили любовь друг к другу.

– Само присутствие казаков в храме – это уже знак того, что они рядом с Богом, – сказал в заключение Вадим Владимирович. – Мы, казаки, придя в школы, должны нести с собой не только казачий компонент (шашки, фланкировка, верховая езда, физподготовка и т. д.), мы должны нести нашу культуру. Потому что не всегда батюшка может прийти, у него своих дел много. Мы должны взять на себя роль проводников православной веры в школах.

Ксюша Рогозина
Подкасты
База