Казаки России: какой будет экономика войск?

Казаки России: какой будет экономика войск?
Утвержден перечень целевых показателей реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы, который подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным 9 ноября текущего года. В правительственном документе изложен перечень, содержащий 35 целевых показателей по семи направлениям Стратегии.

Подход абсолютно правильный, поскольку и в прежней Стратегии изложены общие направления развития российского казачества, а они нуждаются в конкретизации. Подобный перечень был утвержден и прежней Стратегии, действовавшей до 2020 года. На основе анализа выполнения целевых показателей, которые изложены в докладе Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), число их увеличилось, и они стали более конкретными.

Документ достаточно объемный, изложенный на 66 страницах, поэтому будем его анализировать в нескольких публикациях. Начнем с экономики, ибо она правит миром. В прежнем перечне целевых показателей поддержки экономического развития российского казачества содержалось всего два пункта: мониторинг мер государственной поддержки казачьих обществ, оказание информационной, научной и методической поддержки по вопросам развития их экономической деятельности. В недавно утвержденном перечне возросло число пунктов, в придачу они стали более предметными. Оно и понятно.

За это время казачьи общества получили возможность арендовать земельные участки, занимаясь сельскохозяйственной деятельностью, создавая этнографические комплексы и рынки, разрабатывая туристские маршруты. Первые ростки казачьей экономики уже дают скромные плоды. Причем не только на юге России, но и в других регионах. Безусловно, эти ростки требуют поддержки со стороны государства и органов региональной и муниципальной власти. Это понимают разработчики целевых показателей, поэтому в одном из пунктов говорится о содействии в разработке заинтересованных органов исполнительной власти, оказании поддержки казачьим обществам в виде целевых субсидий на уставную деятельность.

Впервые сказано об участии их в реализации государственных и муниципальных программах. Дело это непростое, так как помимо желания необходимо правильно оформить документацию. На Кубани были случаи, когда заявки казаков отклонялись из-за недочетов и пробелов в пакете документов, подаваемых в министерство сельского хозяйства. Такие казусы были в Брюховецком и Белоглинском РКО. Есть и положительные примеры.

Кавказское РКО сумело получить сельхозтехнику, необходимую для казачьего кооператива. В Крымском РКО за счет грантовых средств построено хранилище для овощей и фруктов. В раздел «Экономическое развитие российского казачества» включены семинары и методическое сопровождение проектов, оказание консультационной помощи. Думается, что с созданием Всероссийского казачьего общества эта работа станет системной.

Говорится в перечне целевых показателей и о совершенствовании законодательства в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без участия в торгах. Да, внесение поправок в Земельный кодекс РФ позволило казачьим обществам получать землю на льготных условиях. Однако есть одно но. В последнее время участились случаи споров между казачьими обществами и фермерами. Зачастую обе стороны претендуют на одни и те же земельные участки. Есть случаи, когда судебные инстанции, куда вынуждены обращаться казачьи общества для защиты своих интересов, выносят решения в пользу фермеров. Например, так случилось в Новокубанском районе, где казаки нашли свободный участок, подали заявку на его аренду, заключили договор с краевым департаментом имущественных отношений, однако суд Северо-Кавказского округа вынес решение в пользу фермера. И это несмотря на тот факт, что заявку казаки подали раньше фермера.

Некоторые судьи почему-то руководствуются не столько нормой закона, сколько практикой применения решений в отношении специальных субъектов, к коим люди в мантиях относят казачьи общества. Такой подход может привести к тому, что при истечении срока аренды казачьи общества могут лишиться земли. Это очень серьезная проблема, требующая решения на государственном уровне, поскольку фермеры нацелены на извлечение прибыли, а казачьи общества — на использование прибыли на уставные цели: воспитание детей и молодежи в духе патриотизма, организацию спортивные и военно-прикладные состязания, содействие развития казачьей культуры. Зачастую казачьи общества покупают форменную одежду для школьников из малообеспеченных семей, выделяют средства для летнего отдыха казачат, закупают продукты питания для военно-полевых сборов, за свой счет возят детей на экскурсии и так далее.

Исходя из этого, необходимо разработать механизм правовой защиты экономики интересов казачьих обществ.

Читайте также: Стратегия и тактика: как поддержать казаков в России

Миша
Подкасты
База