Кубанское казачье войско: как воспитать достойную смену

Кубанское казачье войско: как воспитать достойную смену
Казачество неизменно вызывало и вызывает интерес различных представителей творческой интеллигенции — писателей, музыкантов, режиссеров. Начиная от Николая Гоголя и Льва Толстого и заканчивая современными писателями, такими, как Виктор Лихоносов, Юрий Бузун и многие другие.

На сегодня изданы сотни научных, исследовательских работ о прошлом и современном казачестве. Написаны стихи и песни о служивом народе. Причем помимо Кубанского казачьего хора и многих других коллективов, работающих в жанре народного творчества, казачья тема звучит и в рок-музыке.

«Калинов мост», Александр Ф.Скляр, «Чиж и Ко», «Пикник», Ас Винтура, «Дикое поле» посвятили свои песни казакам. Ряд казачьих песен исполнится в рок обработке. Звезды шансона Александр Розенбаум, Сергей Трофимов, Игорь Растеряев написали немало прекрасных песен о казаках. В основу сценариев художественных фильмов легли такие произведения, как «Тихий Дон», «Тарас Бульба», «Баязет». Есть и современные ленты о казаках — «Атаман», «Дом». Надеюсь, что фильм «Сотня» о героическом рейде отряда казаков под командованием Василия Гамалия все-таки увидит свет.

Путь к истинным ценностям

Чем так привлекательна тема казачества? Прежде всего тем, что казаки были и остаются людьми вольными. Не так давно читал книгу Сергея Алексеева «Земля сияющей власти» и обратил внимание на эпизод, где русский доброволец беседует с командиром американского миротворческого батальона в Сербии:

Я вольный казак! И имею право объявлять войну! Я — один как государство! — сказал Эдуард.

Но тогда по международным законам ты — террорист! — недоуменно ответил Джейсон.

Да мне наплевать на эти международные законы! Есть же неписаные законы! Закон чести например! Или совести! И вот по этим законам я объявил войну тем, кто хочет уничтожить славян в Боснийской Сербии. Потому что мое государство не желает бороться со злом и предает интересы братьев!

Эти слова очень красноречиво характеризуют глубинный смыл казачества, формировавшегося из людей, для которых воля, вера и боевое братство были их главными отличительными чертами. Да, на дворе сейчас XXI век с его реалиями, не все из которых казакам по душе. Однако пытаться вернуться в прошлое, создавать в своем воображении некую притянутую за уши сказку о былых временах, верить в них, следовать по пути, уже пройденному нашими предками, — утопия. Как писал Ленин, нельзя жить в обществе и быть свободным от него. В современном мире полной изоляции не достичь, если, конечно, не уйти в таежный скит. А вот постараться максимально нивелировать негативные тенденции, валом прущие из-за рубежа и давшие всходы в современном российском обществе, вполне по силам.
Концепция русского офицерского корпуса и казачества: душа — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому — могла бы стать основополагающей, но для этого нужна кропотливая работа над собой. Есть семьи, где свято почитаются традиции, обычаи предков, соблюдают православные ценности. Пусть они и не входят в реестр — все равно честь им и хвала! Основной аспект, который при должном усердии казачества может и должен стать фундаментом бастиона, противостоящего разрушительному воздействию ценностей, навязываемых нам бездуховной Европой и лицемерной Америкой под видом демократических, — это православная вера. Расчет зарубежных политтехнологов простой: вложить в умы детей и молодежи так называемую свободу личности, граничащую со вседозволенностью. И надо признаться честно — мы постепенно проигрываем идеологическую войну. Для этого не нужны какие-то фундаментальные исследования, достаточно оглянуться вокруг.

«Верой спасется Россия» — это было написано на ордене Святителя Николая Чудотворца. Весной 1920 года, в тяжелейшее для русской армии время, генерал Петр Николаевич Врангель отдал приказ об установлении ордена Святителя Николая, ставшего высшей военной наградой на части страны, занятой вооруженными силами юга России. Сейчас положение современной России пусть и не такое, как было в 1920 году, но постепенно наше общество деградирует. Алчность, стяжательство, насилие, бездуховность подтачивают сознание людей. Что может препятствовать этому разрушительному процессу? Только вера. Других вариантов нет.
Наше поколение, жившее в Советском Союзе, где всячески принижалась роль Русской Православной Церкви, где нам твердили, что Бога нет, а воинствующие атеисты направо и налево утверждали, что религия — опиум для народа, до сих пор не может до конца избавиться от привитых в советское время стереотипов. Время разбрасывать камни прошло. Настало время собирать их, а это непросто. Рушить, ломать легко, а созидать — очень трудно. Процесс воцерковления казаков идет пусть и не так быстро, как хотелось бы, но он идет. Путь к храму тяжек, но нужно хотя бы стать на него.

Народ живет, пока герои есть

Большие надежды мы связываем с подрастающим поколением казачат, которым прививаются истинные ценности, которые воспитываются в духе любви к Отечеству. А ведь были времена, когда слово «патриот» считалось чуть ли не оскорбительным. Когда кто-то говорит о казачестве, то, как правило, вспоминает о героическом прошлом служивого народа. Да, историю забывать нельзя, ее нужно знать и чтить. Однако, как отметил в беседе председатель контрольно-ревизионной комиссии ККВ Александр Марченко, ранее возглавлявший краевой департамент по делам казачества и военным вопросам, стоявший у истоков возрождения Кубанского войска, нельзя до бесконечности эксплуатировать тему героического прошлого. За четвертьвековой путь у нас появилась своя современная история, которой можно гордиться. Наши братья сражались и гибли за правое дело в Приднестровье, Абхазии, Чечне. Казачий батальон имени генерала Ермолова наводил ужас на боевиков. Это подразделение не вписывалось в армейские рамки, представляя собой крепкое боевое братство, скрепленное казачьими традициями. Причем настолько не вписывалось, что батальон спешно расформировали. Кто из ребят, обучающихся в казачьих классах и школах, знает о словном боевом пути ермоловцев? Это не их, а наша вина. Уж очень набрала силу толерантность. Дескать, как бы не обидеть тех, с кем в свое время сражались казаки.

Приднестровским событиям, в которых кубанские казаки сыграли немаловажную роль, посвящено одно из войсковых поминовений. Однако в них принимает участие сравнительно небольшое число казаков, в основном из Екатеринодарского отдела. По-хорошему их нужно проводить гораздо шире. До сих пор не написана книга о тех событиях, а ведь ветераны Приднестровья уходят из жизни. Пока есть живые участники, нужно торопиться, собирать их воспоминания, тщательно работать над ними и в конце концов издать книгу.

Наши казаки воевали и воюют на Донбассе, в Сирии, но многие ли из казачат знают об этой странице истории современного Кубанского войска? Да, где-то бывают встречи ветеранов локальных военных конфликтов XXI века, но их до обидного мало. А ведь и там казаки проявили героизм и мужество. Например, Сергей Морозов, кавалер двух орденов Мужества, полученных на Донбассе. Он был одним из первых, кто высадился в Крыму. Погиб казак при освобождении Пальмиры, прикрыв собой в бою с турецким спецназом командира. Если бы об этом не рассказал СМИ атаман Таманского отдела Иван Безуглый, то почти никто не знал бы о подвиге кубанского казака.

Почему бы не издать книгу, хоть в бумажном, хоть в электронном виде, о наших братьях, сражавшихся с исламскими боевиками и бандеровскими неонацистами? Это ведь тоже часть современной истории Кубанского войска.

Крымская весна

Одним из наиболее ярких событий в жизни современного Кубанского войска стали события 2014 года, позже окрещенные Крымской весной. Казаки Кубанского войска, откликнувшись на призыв о помощи, добровольно отправились на защиту русскоязычного населения полуострова. Никто никого не заставлял, не было никаких разнарядок, какому отделу сколько выставить. Казаки шли в Крым по велению души. Николай Долуда в бытность атаманом ККВ не раз повторял: «Кто бы что ни говорил, именно казаки Кубанского войска сыграли в Крыму решающую роль». Помимо тысячи добровольцев, переправившихся через Керченский пролив всеми правдами и неправдами, сумели миновать украинскую таможню и пограничную службу. Около восьми тысяч казаков были готовы выдвинуться на полуостров.

К слову, о том, как казаки переходили украинскую границу. Командир разведывательного подразделения Таманской дивизии Руслан Цветков вместе с группой своих товарищей придумали нестандартный ход. Они рассудили так: пятеро молодых крепких мужчин, безусловно, вызовут подозрение у украинских таможенников. Поразмыслив, Руслан предложил: пройти границу под видом дайверов. Разведчики не только взяли с собой акваланги и гидрокостюмы, но скачали из Интернета пригласительные билеты на международный слет дайверов, предварительно изменив дату с 2013 года на 2014-й, и распечатали липу на цветном принтере. На границе группа казаков попала в поле зрения пограничников. Вероятно, их смутило не только телосложение парней, но и особые, профессиональные взгляды, которыми обменивались разведчики. Выручило неожиданное совпадение — начальник таможенного поста увлекался дайвингом и в 2013 году был на этом слете.

Этот эпизод изложен в документальной книге «Казачий авангард», подготовленной совместно редакцией газеты «Вольная Кубань» и ККВ. На XII Международной книжной выставке-ярмарке региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» книга стала победителем в номинации «За вклад в патриотическое воспитание» и удостоена специального диплома Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В книге изложен богатый фактический материал, дающий возможность для подготовки докладов кадетам и учащимся казачьих школ и классов. Однако ни разу в викторинах, на научно-практических конференциях эта тема не поднималась, а ведь это одна из ярких страниц истории современного этапа жизни Кубанского казачьего войска. Образно выражаясь, сокровища лежат под ногами, нужно всего лишь наклониться и поднять их. Этот явный пробел необходимо восполнить. Почему бы не организовать Крымские чтения по типу Кирилло-Мефодиевских? Включить события Крымской весны в перечень тем викторин по истории кубанского казачества? Что мешает это сделать?

Если мы хотим воспитать подрастающее поколение казаков в духе любви к большой и малой родине, нужно использовать героическую историю прошлого и настоящего. Строки стихотворения «Реквием» публициста, писателя, исполнительного секретаря Русского просветительского общества имени императора Александра III Елены Семеновой, к которому певец Геннадий Жуков написал музыку, не могут оставить равнодушным ни одного нормального человека.

Помилуй Бог! Ведь все мы в мире смертны, Но пожелать ли лучшего конца, Чем смерть за други, Родину и честь? Народ живет, пока герои есть!

У нас немало героев. Нужно не только помнить о них, но и сделать все возможное для того, чтобы на их примере воспитывать казачью молодежь, ребят из военно-спортивных клубов, юнармейцев и из других патриотических объединений и движений.

Марк Туапсе
Подкасты
База