Музей без экспонатов: чем удивили терские казаки на форуме

Музей без экспонатов: чем удивили терские казаки на форуме
Обсуждая тему воспитания казачьей молодежи, практически все высокие и ответственные лица говорят о поиске новых подходов, методов работы с подрастающим поколением. Что касается физической подготовки, постижения азов военного дела, умения владеть холодным оружием, то эта работа, начатая давно, приносит свои результаты. Понятие «воспитание», на мой взгляд, гораздо шире и включает в себя несколько направлений. Одно из них — знание истории казачества. История служивого народа — это не просто набор фактов и дат. Ее воспитательные функции гораздо шире и глубже. Узнавая о подвигах казаков, о их доблести и мужестве, школьники невольно проникаются качествами, характерными для воинов в кубанках.

Особенности восприятия

Детское и подростковое восприятие отличают несколько очень важных факторов.

Во-первых, исторический материал лучше всего усваивается, когда школьники находятся в режиме непроизвольного внимания. То есть им не приходится сосредоточиваться, и процесс усвоения фактов протекает сам собой, без усилий со стороны учеников. Произвольное внимание требует сосредоточенности от школьников.

Во-вторых, история — это не математика или физика. Устный предмет без формул, уравнений, которые вольно или невольно заставляют включать произвольное внимание и усидчивость, должен преподноситься интересно. Применительно к казачьей истории значение интереса возрастает кратно. Какие методы практикуют учителя и казаки-наставники? Первое — рассказ. Для того чтобы удержать внимание детей и подростков, нужно обладать красноречием, образной речью, умением включать эмоции, заставляя тем самым аудиторию сопереживать определенным событиям. Этими качествами обладают далеко не все казаки-наставники, да и, честно говоря, не все педагоги.

Показ фрагментов документальных и художественных фильмов, перемежающийся с рассказом, — более действенный метод. Однако не ко всем темам можно подобрать фильмы, вызывающие интерес казачат.

_POD0961.JPG

Вполне очевидно, что эти методы дают результат и в целом оправдывают себя, но в наше время бурного развития коммуникационных систем это уже вчерашний день.

Виртуальность как реальность

В середине июля этого года в Нальчике проходил форум «Казачье единство», в котором прияли участие молодые казаки из различных регионов страны. Помимо дискуссий, мастер-классов, экскурсий на форуме терские казаки представили первый в России мобильный мультимедийный музей казачества. Поскольку мне довелось увидеть этот принципиально новый подход к изучению истории казачества на первом слете казачьей молодежи России в октябре прошлого года, могу рассказать о нем подробнее.

Когда казаки Терского войска стали заниматься с детьми, то столкнулись с серьезной проблемой: показать детворе было нечего, а рассказы об истории служивого народа не давали нужного эффекта. Так родилась идея проекта «Мультимедийный музей истории казачества». Они сумели защитить свой проект и получили президентский грант, закупили оборудование: виртуальные очки, специальную камеру, позволяющую снимать реконструкции боев, сканер, с помощью которого сравнительно быстро можно оцифровать различные объекты и создавать 3D-изображения.

— Если раньше детям было явно скучно слушать лекции, то, надев очки и увидев снятые объемные фильмы, они загорелись желанием узнать как можно больше об истории казачества. Причем многие из них не ограничились содержанием учебников, а стали искать дополнительную литературу. Мы планируем объехать более 200 школ и 75 военно-патриотических клубов, чтобы все желающие получили возможность увидеть своими глазами героические эпизоды казачьей истории, — рассказал тогда Демьян Шлапоков, получивший сертификат на 280 тысяч рублей для реализации проекта 3D-музея казачьего наследия.

Надев виртуальные очки, на которые транслировался ролик сражения казаков с немецко-фашистскими войсками, был поражен эффектом присутствия. Кадры кинохроники времен Великой Отечественной войны сменились атакой казачьей лавы, поддержанной танками. Дым, выстрелы, рев самолетов — все как будто наяву! Поворот головы — и новые эпизоды. Рефлекторно пригнул голову, когда казак, мчавшийся на всем скаку, рубанул шашкой немецкого солдата. Казалось, протяни руку — и можно коснуться упавшего тела.

Неудивительно, что дети, увидев все это, бегут в библиотеку или вместо компьютерных игр ищут в Интернете информацию об истории казачества.

_POD1061.JPG
Немного жаль, что подобный проект реализован не у нас на Кубани. Однако воспользоваться опытом терских казаков, на мой взгляд, необходимо. Тем более что команда проекта мультимедийного музея не стоит на месте. Сегодня в ее активе шесть видеороликов о происхождении казачества, о его культуре и быте, об участии в войнах, о жизни и службе современных казаков, плюс два игровых приложения. В конце концов, одна из целей казачьих слетов и форумов всероссийского масштаба — обмен опытом. Что же то финансовых средств, до ККВ уже имеет неплохой опыт в получении грантов на федеральном и региональном уровне. 

Читайте также: На Кубани участники слета казачьей молодежи России получили гранты

Гоша
Депутаты
База