От тактики к стратегии: как будут жить казаки в России

От тактики к стратегии: как будут жить казаки в России
Теперь о проекте Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2030 года. Все, на мой взгляд, неплохо, но есть несколько смущающих нюансов.

Во-первых, само определение казачества как исторически сложившейся на основе взаимодействия русского и других народов России социокультурной общности, сформированной под влиянием многовекового служения казачества Российскому государству и обществу. Очень расплывчатое определение, не правда ли? Если верить Википедии, то социокультурная общность — это реальное «объединение людей, объективно заданное способом их устойчивой взаимосвязи, при котором они выступают как коллективный субъект социального действия». Очень заумно. Ладно называли нас субэтносом, с этим хоть как-то можно согласиться, но социокультурная общность — это, на мой взгляд, явный перебор.

Идентифицировать казачество нужно с учетом ряда факторов: социальных, этнических, политических, географических. Для понимания всех сторон жизни и деятельности казачества необходимо рассматривать все эти факторы в качестве определяющих явлений при формировании служивого народа. Для казаков характерны представления о себе, как о народе. Базируются они на своей собственной судьбе, на исторической памяти. Не зря говорят, что у казаков на генном уровне заложена любовь к Родине и готовность к ее защите. Взять, к примеру, Великую Отечественную войну. Несмотря на жесточайшие репрессии со стороны советской власти, большинство казаков храбро и отважно воевали на фронте. Вспомним хотя бы о подвиге 37-го Армавирского полка. Горстка казаков ценой своей жизни не дала прорваться фашистам к Волоколамскому шоссе. За годы войны Героями Советского Союза стали 270 казаков, свыше ста тысяч были награждены медалями и орденами.

Когда грянула Крымская весна, кто первым встал на пути бандеровских выродков? Казаки Кубанского войска. Именно они вместе с несколькими десятками бойцов «Беркута» удерживали крымские перешейки, блокировали украинские воинские части, охраняли правительственные здания, выявляли и задерживали майданных эмиссаров. Разве это не связь веков и поколений?

Еще один важный фактор, повлиявший на самосознание казаков, — вольнолюбие. Что на Дону, что в Запорожской Сечи организационная структура основывалась на свободе волеизъявления, на выборности органов управления. Даже атаман был всего лишь первым среди равных. Особое внимание уделялось традициям, основанным на принципах боевого братства. Казаки воспринимали себя как хозяева земли, дарованной им за службу. Да, времена дедов и прадедов канули в Лету, но в казачьей крови все это осталось. Не зря гласит поговорка, которая могла бы стать слоганом служивого народа: казачьему роду нет переводу.

Во-вторых, казаки опять же именуются представителями социокультурной общности. В проекте закона «О развитии российского казачества» куда яснее трактуется понятие «казак»: лицо, являющееся прямым потомком казаков или причисляющее себя к таковым.

На мой взгляд, было бы правильно назвать казаков народом, и к этому есть определенные предпосылки. В переписных листах, утвержденных Правительством РФ, преддверии Всероссийской переписи населения-2020, есть графа 14 — «Национальная принадлежность». Чуть ниже более мелкими буквами написано следующее: «по самоопределению в соответствии со статьей 26 Конституции РФ». В этой статье Основного закона сказано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Так давайте напишем в этой графе: «казак» или «казачка». Если нас будут сотни тысяч, то власть будет вынуждена считаться с нашей самоидентификацией. Это, в свою очередь, поможет вернуться к исполнению законов и подзаконных актов о реабилитации казачества. Впрочем, это отдельная тема.

В качестве основных задач в Стратегии говорится о целом ряде направлений жизнедеятельности казачества. Не стану перечислять все из них, остановлюсь ни нескольких. Если рассуждать в духе Карла Маркса, то общество состоит из базиса и надстройки. Не влезая в дебри марксистской философии, скажем кратко: базис — это экономическая структура общества, основанная на производственных отношениях. Долгое время государство не уделяло внимания экономической составляющей казачества. А как говорил персонаж фильма «Свадьба в Малиновке» Попандопуло, если у атамана нема золотого запаса, то хлопцы начинают разбегаться в разные стороны. Сегодня без денег невозможно не то, что двигаться вперед, нельзя не то что двигаться вперед — невозможно удержаться на достигнутых позициях. Как, не имея за душой ни гроша, можно решать еще одну задачу, относящуюся к надстройке, — задачу воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и его готовности к служению Отечеству, чем должно заниматься казачество? За счет каких средств проводить спортивные, военно-прикладные состязания, вывозить казачат на экскурсии по местам боевой славы и так далее? В проекте Стратегии, в отличие от Стратегии действующей, более конкретно говорится об экономическом развитии казачества. Нам дается право участвовать в реализации государственных и муниципальных программ и проектов. Конечно, это можно воспринять в качестве некоего протокола о намерениях. Для того, чтобы не получилось как в поговорке: гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить, — нужно как минимум принятие ряда нормативных документов и жесткий контроль за их соблюдением. Ну не сможем мы участвовать в программах без стартового капитала. Любой глава муниципалитета, зная, что, кроме намерений, у казачьего куреня ничего нет, пошлет нас подальше. И будет прав. И вот тут-то и необходим продуманный механизм развития экономики казачьих обществ. За счет чего казачьи общества могут хоть как-то развивать свою экономику? Земля, охранная деятельность, создание этнографических комплексов, торговля, добыча рыбных биоресурсов, переработка… На Кубани власти пошли навстречу казакам. В войсковом земельном фонде сейчас около 20 тысяч гектаров земли (хотя что такое 20 тысяч гектаров на 58 тысяч казаков?). Все школы, детские сады и ряд других краевых и муниципальных объектов охраняются казачьими частными охранными предприятиями. Есть небольшие рыночные площади, которые то и дело пытаются отжать хитроумные дельцы. Есть несколько этнографических комплексов: «Казачий остров», «Тмутаракань», «Конный путь» и так далее. Все это позволяет иметь определенный доход, часть которого направляется на уставные цели, в частности на патриотическое воспитание молодежи.

Несмотря на определенные достижения Кубанского войска, проблем в плане экономического развития еще много. Что же тогда говорить о других войсках?

Мало хотеть, нужно еще и мочь. Без внятной и прозрачной системы мер государственной и региональной поддержки экономической основы, или базиса, казакам не создать. Недавно появился лучик надежды. 12 мая Владимир Путин подписал распоряжение «О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества». Ключевая фраза, которой дополнено Положение: «Для реализации решений Совета по делам казачества могут издаваться указы и распоряжения, а также даваться поручения и указания Президента Российской Федерации». То есть Совет принял какое-либо решение, допустим в части развития казачьей экономики. Документ попадает в администрацию главы государства, оформляется указом или распоряжением президента и становится обязательным к исполнению.

Как писал великий русский классик Салтыков-Щедрин, чьи произведения не потеряли своей актуальности и до сего времени, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Следовательно, нужна система контроля за претворениями решений в жизнь. По логике вещей, подобная система должна представлять собой некую вертикаль. Казачьи войска собирают предложения, проекты в отделах, оформляют их и передают в правление Всероссийского казачьего общества. Некоторые из них могут и должны стать предметом обсуждения Совета по делам казачества при Президенте России. Наиболее актуальные из них оформляются в качестве указов и распоряжений главы государства. Было бы неплохо подкорректировать пункт «и» части третьей о целях, приоритетах и задачах Стратегии. В нем говорится о содействии и совершенствовании законодательства субъектов РФ по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства казачьими обществами.

Во-первых, нужно убрать фразу об аренде земли на торгах, поскольку казакам их не потянуть — не те у них возможности.

Во-вторых, дополнить фразой «участие казачьих обществ в содействии и совершенствовании законодательства субъектов РФ» и далее по тексту. Без этого дела, скорее всего, будут идти ни шатко ни валко, так как далеко не все чиновники заинтересованы в создании крепкой казачьей экономики. Как показала практика Кубанского войска, казаки не раз обнаруживали так называемые неучтенные или забытые земельные участки. Поэтому присутствие их представителей во властных коридорах, где принимаются решения о выделении земли из фонда перераспределения, подействует на чиновников должным образом.

Что делать тем казачьим обществам, где в силу природных условий заниматься сельским хозяйством нет смысла? На какие средства им заниматься тем же патриотическим воспитанием молодежи? Участвовать в конкурсах на предоставление президентских грантов, а также в региональных и иных грантовых конкурсах? В Стратегии сказано об оказании методической и консультативной поддержки казачьим обществам.

В целом Стратегия отвечает нуждам и чаяниям казаков. Главное — от стратегии перейти к тактике.

Читайте также: По каким правилам будут жить казаки в России

Поля
Подкасты
База