Памяти юных героев

Памяти юных героев
«Пионеры-герои в годы Великой Отечественной войны» — так назывался классный час в казачьей школе № 66 имени сотника Горбатко Крымского района. Его открыла классный руководитель 4-го казачьего класса Инна Гусева.

— Мы собрались с вами, чтобы почтить память юных героев, на долю которых выпали недетские лишения и тяготы, для которых война была не игрой, а жестокой, суровой болью. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных порывах юных борцов, еще сильнее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре.

Атаман-наставник Сергей Салата рассказал о детях военных лет, познавших тяжелую науку войны. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена сыновей полков и партизанских соединений, маленьких разведчиков и партизан. Много юных героев погибло в борьбе за свободу нашей Родины. У них разные имена, но народ дал им общее определение — отважные, смелые, бесстрашные.

1.jpg

Сергей Иванович рассказал ребятам о пионере Лене Голикове — бригадном разведчике 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу.

На счету разведгруппы, в которую входил Леня, значилось 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга — Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады.

То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг пионер был представлен к званию Героя Советского Союза.

В декабре 1942 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. В строю осталось 50 человек, рация была разбита, патроны на исходе. Попытки установить связь с другими отрядами и запастись продовольствием заканчивались гибелью все новых партизан.

Ночью 24 января 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов. Разведка ничего подозрительного не обнаружила — гарнизон немцев располагался в нескольких километрах. Заняли три крайние избы. Командир отряда дозоры решил не выставлять, чтобы не привлекать внимания. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета — нашлись предатели, сообщили немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…

В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Достигнуть леса удалось шестерым, из них двое были серьезно ранены и не могли передвигаться без посторонней помощи. Только 31 января истощенные, обмороженные партизаны встретились с разведкой регулярных частей Красной Армии. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Казачата рассказали о подвигах других пионеров-героев, сопровождая их. слайдами презентации.

Подобные уроки необходимы, поскольку в наше время школьники мало что знают о пионерах-героях. В этом можно убедиться, если пройти по улицам, названным в честь юных участников войны. Это не их вина. Виновны в таком положении дел убогие учебники, часть из которых не соответствуют требованиям сегодняшнего времени. Времени, когда на ребят обрушивается шквал вредной, а порой опасной информации всемирной паутины. Для того чтобы заполнить образовавшийся пробел, нужны не только новые учебники, так как в рамах уроков истории невозможно охватить большой пласт информации. Поэтому есть другие варианты.

Первый. Организация исследовательской работы школьников, в ходе которой они самостоятельно станут искать информацию о пионерах-героях. Свои работы они могут оформить в виде докладов.

Второй. Под эгидой Союза казачьей молодежи Кубани начать акцию, цель которой — борьба за право присвоения классам имен героев войны. Можно разработать положение о защите проектов, а победителям вручать документы, дающие право присвоения классам имен героев Великой Отечественной войны. Такой подход будет способствовать сохранению памяти о тех, кто отдал свою жизнь ради победы над фашизмом.

Александр ГОРБАНЬ.
Подхорунжий, заместитель атамана Крымского РКО
по связям с общественными организациями и СМИ.

Читайте также: В Краснодаре прошли соревнования по картингу в память Героя России Сергея ПалагинаВ Новороссийске пройдет патриотическая акция «Бескозырка».

Степа
Подкасты
База