Прекрасный пол в кубанках: нужны ли союзы женщин-казачек?

Прекрасный пол в кубанках: нужны ли союзы женщин-казачек?
В последнее время то и дело встает вопрос о роли женщины-казачки. Должна ли она быть только хранителем домашнего очага, воспитывать детей, следуя казачьим традициям? Этого мнения придерживаются те, кто, несмотря на реалии нынешнего времени, пытается вернуться в прошлое. Их рассуждения, как правило, начинаются со слов: раньше было так-то и так-то. До революции 1917 года казаки жили так-то и так-то. Нельзя войти в одну реку дважды, тем более если это река времени.

Есть и другое мнение: поскольку мы живем в современном мире, в котором и мужчины и женщины работают на равных условиях, то казачки имеют право на свою роль в жизни служилого народа. Действительно, сегодня женщины служат в армии, в силовых структурах, работают в органах власти. Чисто мужских профессий осталось немного, грани между ними постоянно стираются. Поэтому почему женщины не могут участвовать в жизни казачьих обществ, общин или иных объединений?

Какая из этих двух точек зрения верное? Давайте разберемся.

Преданья старины глубокой…

Еще несколько веков назад роль женщины была строго регламентирована в духе немецкого выражения: дети, кухня, церковь. На Руси, чья история полна войн и трагедий, женщины в трудную годину, когда враг был у ворот, помогали мужчинам в ратном деле. Во время осады городов Киевской Руси они варили смолу, подавали стрелы, зачастую сами брали в руки оружие и сражались с захватчиками, не уступая мужьям и братьям в мужестве и силе духа.

Во время Отечественной войны 1812 года женщины уходили в партизанские отряды и громили отряды французов. Василиса Кожина организовала партизанский отряд, состоящий из подростков. За заслуги перед Отечеством император Александр I вручил ей медаль, и она была удостоена права обращаться с личными прошениями на любые темы.
Казачка из кубанской станицы Роговской Елена Чоба, получив одобрение стариков станицы и наказного атамана Кубанской области Бабыча, участвовала в военных действиях и не раз отличалась в бою. За спасение двух артиллерийских батарей получила Георгиевский крест 4-й степени.

Этот исторический экскурс можно продолжать и продолжать, вспомнив и жену сотника Ефима Горбатко Марьяну, защищавшую тело мужа и убившую двух горцев, и подвиг женщин станицы Наурской, два дня отбивавших атаки турок и татар, и других женщин с воинским духом и отважной душой.

День сегодняшний

Сейчас ситуация с вовлечением женщин-казачек в общественно-политическую, социально-экономическую жизнь общества изменилась. Они интегрировались во все сферы деятельности. Казачество не стало исключением. Начнем с того, что обучение в казачьих школах и классах стало своего рода стимулом для девочек активно окунуться в жизнь хуторских, станичных обществ.

Девочки наравне с мальчиками участвуют в соревнованиях, поминовениях, викторинах, в казачьем диктанте, в военно-полевых сборах, осваивают приемы фланкировки и элементы джигитовки.
Короче, во всех делах ККВ. При этом никто их не заставляет, они все делают добровольно. Нередко активность и участие в жизни казачьих школ такова, что юных казачек избирают атаманами. Да, это противоречит казачьим традициям, но в школах действует система самоуправления и решения принимаются учениками без давления со стороны педагогов.

IMG_7763.JPG

По инициативе девушек казачьей школы № 18 поселка Юровка сестер Алины и Мелиты Шевченко там был запущен проект «Школа юного наставника». Смысл его в том, что старшеклассники выступают в качестве наставников в начальных классах, ведут занятия с малышами по истории казачества, занимаются с ними строевой подготовкой. Этот опыт перенимается другими казачьими школами.

В Староминском районе уже несколько лет подряд существует неформальное объединение — женская полусотня. По словам главы района Владимира Горба, который является еще и атаманом районного казачьего общества, среди молодых педагогов, воспитателей, активных сотрудниц районной администрации нашлось немало желающих встать в строй. И уже в 2011 году женская полусотня участвовала в параде в Краснодаре, посвященном принятию Закона «О реабилитации репрессированных народов», в том числе и казачества, и вызвала настоящий фурор.
Активность девушки проявляют и в работе Союза казачьей молодежи Кубани. Часть должностей лидеров муниципальных отделений занимают женщины. Одним словом, женщины-казачки не сильно отстают от сильного пола с кубанками на головах.

Форма и содержание

Несколько раз приходилось слышать вопросы о возможности вступления женщин в Кубанское казачье войско. Первый раз этот вопрос прозвучал в адрес Николая Долуды в его бытность атаманом ККВ во время проведения казачьей смены молодежного форума «Регион 93». Второй раз был адресован помощнику Президента РФ, председатель Совета по делам казачества при главе государства Анатолию Серышеву в рамках первого съезда молодых казаков России. По словам атамана Анапского РКО Валерия Плотникова, с такими вопросами не раз обращались мамы казачат. То есть проблема назрела и требует решения.

DSC_0256.JPG

Безусловно, принятие женщин в ряды Кубанского войска недопустимо. Это был бы нонсенс, но и отказываться от такого мощного ресурса нет резона. Ответ лежит на поверхности — создание общественной организации при ККВ Совета женщин казачек.

Подобный опыт на Кубани есть. В Брюховецком районе уже который год действует совет женщин казачек. Причем весьма успешно.

Женщины занимаются с девочками, прививают им навыки казачьего декоративно-прикладного искусства, учат ведению домашнего хозяйства, проводят с ними беседы, рассказывая о девичьей чести и гордости, о том, как блюли себя казачки в старину, проводят беседы с родителями, которые злоупотребляют спиртным.
Вот он — готовый опыт, который нужно только лишь взять и внедрить в жизнь.

Что это даст?

Во-первых, женщины получат возможность, если так можно выразиться, легитимно участвовать в делах ККВ, которые непосредственно касаются их. Возьмут на себя работу с юными казачками. Да, семейное воспитание — это хорошо, но такая работа с девочками лишней не будет. Тем более с учетом деградации немалого числа семей.

Во-вторых, такой подход укрепит казачьи семьи. 

Пусть их жены побывают на военно-полевых сборах, на состязаниях по казачьим видам спорта, парадах, в казачьих школах и классах и увидят, что их мужья, отрывающие время от своих семей ради дел общественных, стараются сделать жизнь станиц и хуторов безопаснее, комфортнее, вкладывают силы в воспитание достойных членов общества. В этом случае уйдут непонимание и ссоры, возникающие на этой почве.
Упускать такой шанс нельзя. Но и торопиться не стоит. Для начала нужно сбросить шоры с глаз, внимательно изучить все аспекты, воспользоваться опытом тех, кто уже движется в этом направлении, взвесить все за и против (хотя что в этом может стать против?), провести семинары, которые станут площадкой для диалога заинтересованных сторон, и обкатать пилотные проекты в нескольких районах. А там и до учредительного съезда недалеко. Ведь до 2017 года никто и не предполагал, что можно объединить казачью молодежь в единое движение. Но ведь сделали этот шаг и не пожалели. Так почему бы не сделать следующий?
Арина
Депутаты
База