Российское движение школьников на Кубани может использовать опыт казачьего воспитания

Российское движение школьников на Кубани может использовать опыт казачьего воспитания
Восточная мудрость гласит: хочешь победить врага — воспитай его детей. Самый актуальный пример тому — воздействие профашистской идеологии на украинских детей и молодежь. В интернете и по телевидению не раз можно было видеть, как ребенок пяти лет кричит: «Москаляку на гиляку».

Или как сотни молодых украинских ребят скачут как припадочные, скандируя: «Кто не скачет — тот москаль». Пока на Украине вбивали в голову детям и молодежи неонацистские лозунги, прививали лютую ненависть к России, в нашем государстве упустили из виду такую важную проблему, как воспитание детей и молодежи. Да, что-то и как-то делалось, но если не брать в расчет казачество, где большое внимание уделялось и уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, военно-патриотические движения «Юнармия» и «Жуковцы», воспитательный эффект был очень скромным.

В последнее время наверху озаботились проблемой воспитания детей и молодежи. Итогом стал Федеральный закон «О российском движении детей и молодежи». Основные цели этого закона: проведение государственной политики в интересах детей и молодежи, а также для воспитания детей, их профессиональной ориентации, организации досуга, формирования у детей и молодежи мировоззрения на основе российских духовных и нравственных ценностей, любви и уважения к Отечеству, личной ответственности за его судьбу. Движение предполагается финансировать путем предоставления субсидий из федерального бюджета.

Что ж, лучше поздно, чем никогда. Экстраполируем новый подход к воспитательному процессу на Кубань. Не стану утверждать, что в обычных общеобразовательных школах воспитательная работа не ведется. Однако ее объем, периодичность, целевая направленность в казачьих школах куда более насыщенные. Она проводится не от случая к случаю, а постоянно. Это признает председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, сказавшая, что в учебном процессе делается основная ставка на образование, а воспитание отодвинуто на второй план.

Большое преимущество казачьих школ и классов — работа казаков- наставников. Они могут и сами хулиганов приструнить, и пригласить их на совет атаманов школы. По сути дела, казаки-наставники — это вторые классные руководители или их первые помощники. Казаки совместно с учителями составляют план военно-патриотической и спортивной работы, причем школьники в кубанках вносят свои предложения.

Пока новое движение школьников развернется, пока найдет наиболее эффективные методы воспитательной и патриотической работы, пока подберет вожатых, которые должны быть в каждой школе, много воды утечет. Конечно, можно этот процесс ускорить, но такой подход грозит превратиться в фикцию и дискредитировать вполне здравое предложение.

В то же время у нас в крае 74 казачьи школы, причем в новом учебном году их число вырастет. В этих школах накоплен богатый опыт воспитательной работы, краеугольным камнем которой является патриотизм. Не воспользоваться этим багажом наработок, опробованных методических материалов было бы, как минимум недальновидно. Есть готовые кадры — председатели муниципальных отделений Союза казачьей молодежи Кубани. Почему бы в таком случае не назначить лидеров СКМК муниципальными координаторами российского движения школьников?

Так можно решить две проблемы.

Во-первых, использовать опыт, накопленный за почти пятилетний период существования Союза казачьей молодежи.

Во-вторых, часть лидеров муниципальных отделений СКМК работают на общественных началах. Они вполне могли бы стать координаторами на местном уровне, получая за свою работу стабильную зарплату.

Возможно, кто-то скажет: дескать, есть ли смысл использовать опыn казачьего воспитания, если в школах учатся дети различных национальностей и конфессий, не имеющих отношения к казачеству? Есть. И вот почему. Одной из составляющих понятия «патриотизм» является любовь к тому месту, где проживают люди. Эта мысль очень хорошо озвучена в песне «С чего начинается Родина».
Кубань — край казачий. Как метко выразился губернатор края Вениамин Кондратьев, не было бы казаков — не было бы и нынешней Кубани. Недаром же более двадцати лет подряд во всех школах края преподается такой предмет, как кубановедение, в рамках которого школьники изучают географию, историю, культуру и литературу, диалекты Кубани.

Да, в казачьих школах и классах история казачества изучается более углубленно. Что плохого в том, что школьники больше узнают о казаках, которые были и остаются патриотами, об атаманах, проявивших мужество и отвагу в борьбе с врагами? Воспитание патриотизма, который является не наследственным, а социальным качеством, не может быть абстрактным. Нужны яркие примеры, своего рода маркеры проявления любви к Отечеству. В истории кубанского казачества таких примеров масса.

Вывод: одно другому не мешает. Наоборот: чем лучше кто-то из некоренных жителей, избравших Кубань своим новым домом, будет знать историю казачьего края, его героев, тем больше можно использовать способов для воспитания любви к Родине.

Ранее мы писали:

Система непрерывного казачьего образования не нуждается в восхвалении. Она доказала свою жизнеспособность, важность и значимость. Ежегодно десятки тысяч ребят, усевшись за парты, наряду с общеобразовательными предметами изучают историю, традиции, обычаи и культуру казачества. Такой подход дает положительные результаты.

Читайте также:

Тема казачества остается в топе самых популярных. В том числе обсуждается образование в казачьих школах и классах — чем оно отличается от традиционной формы? Почему на Кубани оно встречается все чаще?

В минувшую субботу в Анапе в поселке Уташ было необычайно многолюдно. Повод для этого был, да еще и какой! Казачья школа № 24 имени кавалера ордена Мужества Александра Паша получила статус «региональное казачье учебное заведение»