" />

Шашкой или разумом: как решить казачий земельный вопрос на Кубани

Шашкой или разумом: как решить казачий земельный вопрос на Кубани
Несмотря на позицию губернатора края Вениамина Кондратьева и атамана ККВ Николая Долуды, последовательно выступающих за создание прочной экономической базы войска, то в одном, то в другом районе у казаков забирают землю.

Кому Фемида благоволит?

Конкурентами казачьих обществ выступают фермеры. Дело доходит до судебных разбирательств, и служители Фемиды выносят решения в пользу фермеров. Так было с Новокубанским РКО. Казаки подали заявку в краевой департамент имущественных отношений, получили добро, заключили договор аренды и собрались обрабатывать земельный участок. Еще одним претендентом на участок выступил фермер Шейкин из Выселковского района. В департаменте имущественных отношений его заявление с просьбой заключить договор аренды было отклонено, поскольку Новокубанское РКО подало заявку раньше.

Фермер обратился в краевой арбитражный суд, но дело проиграл. Тогда он подал иск в арбитражный суд Северо-Кавказского округа, где ему улыбнулись и Фемида и Фортуна. Суд у казаков землю забрали.

В настоящее время нам известны три подобных случая, то есть создан весьма опасный для казачьих обществ прецедент, который может быть использован при рассмотрении идентичных дел в качестве судебной практики. Некоторые судьи почему-то руководствуются не столько нормой закона, сколько практикой применения решений в отношении специальных субъектов, к коим люди в мантиях относят казачьи общества. Если дела будут и дальше рассматриваться в том же ключе, то многие казачьи общества рискуют лишиться земли в тот момент, когда истечет срок договора аренды.

Судья сказал «а»

В редакцию поступил ответ на наш запрос за подписью исполняющего обязанности председателя арбитражного суда Северо-Кавказского округа Андрея Мещерина. По его мнению, вопросы земельных отношений казачьих обществ нужно рассматривать, опираясь на два федеральных закона: «О государственной службе российского казачества» и «Об обороте земель сельхозназначения». Логично. Так же логична и постановка вопроса, каким образом должны разрешаться ссоры между казачьими обществами, которым выделяется земля для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и для нужд фермеров.

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельхозназначения» землю в аренду без проведения торгов могут получать и казачьи общества, и крестьянско-фермерские хозяйства. Самый простой и логичный путь разрешения возникающих коллизий — принятие решений исходя из того, кто раньше подал заявку в соответствующий орган, наделенный правом передавать землю в аренду. В случае с Новокубанским РКО такой разумный подход не сработал. Почему-то предпочтение было отдано главе КФХ Шейкину.

Насколько мы поняли, арбитражные суды не берут во внимание и принцип или цель хозяйствования. Цель фермера — извлечение прибыли, а казачьи общества используют прибыль для уставной деятельности, а не для распределения между ее членами. Не принимается судами во внимание социальная значимость деятельности казачьих обществ, которые за счет заработанных на земле средств покупают форму для детей малообеспеченных семей, финансируют поездки по местам боевой славы, на поминовения, проводят за свой счет соревнования, закупают спортивный инвентарь и так далее.

Ладно, оставим этот важный социальный аспект за скобками, хотя, на мой взгляд, как не обращать внимания на тот факт, что казачьи общества помогают городским и сельским поселениям, берут на себя часть расходов на социальную сферу и образование. Я уже не говорю о воспитательной работе с детьми и молодежью, об участии в охране государственной границы, общественного порядка, природных и биологических ресурсов Краснодарского края и так далее.

Казачьи земли: где они?

По мнению председателя Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Андрея Мещерина, казачьим обществам отдается приоритет на получение земли в аренду исключительно на территории, определенной в соответствии с законами субъектов РФ.

«Соответственно, крестьянские (фермерские) хозяйства не вправе претендовать на земельные участки в границах территорий, предназначенных для сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Определение таких территорий относится в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к компетенции субъектов Российской Федерации. Что касается иных земельных участков сельскохозяйственного назначения, то казачьи общества вправе участвовать в процедуре предоставления на общих основаниях».

Как же в таком случае быть с законом Краснодарского края № 3358 КЗ, где говорится о том, что казачьи общества имеют право получать землю в аренду на территории всего края без каких-либо ограничений и деления на некие территории, определенные законами Краснодарского края. Как разрешить эту проблему?

Если нельзя, но очень нужно, то можно

Первый путь. Следуя логике о неких территориях, где казаки имеют приоритетное право брать землю в аренду, нужно от чего-то оттолкнуться. Почему бы не от Жалованной грамоты императрицы Екатерины II, согласно которой все земли до реки Кубани и от реки Еи до Усть-Лабинска? К этому прибавить еще и линейных казаков, которые несли службу за несколько десятилетий до высадки на Кубань казаков-черноморцев. Между прочим, никто Жалованную грамоту российской императрицы не отменял.

Или взять за основу исследование кандидатов исторических наук Николая Бондаря и Владимира Громова, в котором сказано: «78,3 процента общей территории Кубанской области составляли войсковые земли, из 69,17 процента находились в коллективной собственности казачьих общин»? Этот путь приведет к масштабному переделу земли, что категорически неприемлемо. Нам на Кубани вторая гражданская война не нужна.

Путь второй, предложенный атаманом Новкубанского РКО есаулом Дмитрием Шкаредой. Он считает, что необходимо внести в закон «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» поправки. Их суть — формирование целевого земельного фонда для наделения землей казачьих обществ и порядок формирования и использования войскового земельного резерва. Целевой земельный фонд может создаваться за счет земель запаса, земель фонда перераспределения земель. Это предложение, на мой взгляд, разумно. Законодательная основа имеется. Это ранее упомянутая статья 72 Конституции РФ о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В числе прочих там говорится о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Нас упорно не хотят признать этносом, то есть народом, и считают субэтносом — компактно проживающим сообществом людей, которые принадлежат к большому народу, но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие.

Ладно, пусть мы будем официально считаться малочисленной субэтнической общностью (хотя на Кубани казаков намного больше, чем хантов, чукчей или табасаранцев), тогда пусть нам нарежут земли для формирования целевого земельного фонда, который казаки смогут арендовать в течение 49 лет. А чтобы не ломать копья в судах, нужно внести в федеральное законодательство изменения, устраняющие проблему двоякого толкования закона с разъяснениями о порядке предоставления земли в аренду в случае подачи заявок двух субъектов, пользующихся льготным порядком предоставления земель. То есть закрепить законодательно преимущественное право на предоставление земельного участка казачьему обществу, если заявление крестьянского фермерского хозяйства поступило позже. Все просто как дважды два. Да, это займет время, да, у этих поправок будут противники, ничего, главное — было бы желание и возможность. Желание есть, есть и возможность законодательной инициативы ЗСК. Возможностей наверняка будет больше, когда начнет работу Всероссийское реестровое казачье войско. В конце концов, мы живем на казачьей земле, политой кровью и потом наших предков.

Ева
Подкасты
База