Система казачьего образования: от слов к делу

Система казачьего образования: от слов к делу
Лет пять назад трудно было представить, что казачьему образованию будет уделяться серьезное внимание на федеральном уровне. В то время каждое из реестровых войск России занималось собственными проектами. По сути дела, варилось в собственном соку. Где-то эта работа шла достаточно активно, как, к примеру, на Кубани и Дону, где-то дело шло ни шатко ни валко — в Забайкалье, Сибири и ряде других регионов. Федеральный центр на словах поддерживал систему непрерывного казачьего образования, однако все заканчивалось благими пожеланиями.

Вектор развития

Положение дел резко изменилось после двух судьбоносных решений главы государства — создания Всероссийского казачьего общества (ВсКО) и утверждения «Стратегии государственной политики в отношении российского казачества до 2030 года». Верховный атаман России Николай Долуда еще в бытность атаманом Кубанского казачьего войска считал развитие системы непрерывного казачьего образования (СНКО) одной из приоритетных задач. Эту позицию он занял, возглавив реестровые казачьи войска страны. Позиция стопроцентно верная.

Во-первых, сегодня в России практически нет альтернативы СНКО, воздействие которой сказывается на формировании сознания детей и молодежи самым положительным образом, поскольку в ее основе лежат истинные ценности: патриотизм, уважение к старшим, готовность помочь слабым, православие. Это не пустые слова. Не раз бывая в казачьих школах, детских садах, где действуют казачьи группы, убеждался в том, насколько дети в них отличаются от своих сверстников, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях. Это плод системной воспитательной работы педагогов, казаков-наставников, атаманов и их заместителей по работе с молодежью. Во всех казачьих школах действует система казачьего самоуправления, избираются атаманы, проводятся советы атаманов классов, куда могут вызвать нарушителей дисциплины и поговорить, наставляя их на путь истинный. Такая работа дает очень хорошие результаты.

Приведу один пример. В казачьих школах практически нет подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

DSC_0686.JPG
Фото из архива «ВК Пресс».

Во-вторых, казачьи общества любого уровня сейчас остро нуждаются как в росте числа молодых казаков, так и в подготовленных кадрах. Как не раз говорил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, казачество, сохраняя наследие предков, должно стать современным. Это реалии сегодняшнего дня, требующего притока образованных молодых казаков, которые, повзрослев и набравшись жизненного опыта, станут атаманами, сменив ветеранов казачьего движения.

Последовательная позиция

Буквально с первых дней после назначения Николая Долуды на пост Верховного атамана он наряду с другими направлениями основательно взялся на казачье образование. Кубань стала учебно-практической площадкой, где побывали сначала директора казачьих кадетских корпусов, их заместители по воспитательной работе и их учредители. Недавно атаманы всех реестровых войск увидели, как поставлена работа в детских садах, казачьих школах Ленинградского района и Ейском кадетском корпусе. Все они увезли методические материалы и авторские программы, разработанные кубанскими педагогами.

Идет серьезная работа и на федеральном уровне. В обновленный Совет по делам казачества вошли министр просвещения Сергей Кравцов и науки и министр высшего образования Валерий Фальков. Действует профильная комиссия по развитию казачьего образования.

В конце мая состоялось заседание постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте РФ по делам казачества, на котором были приняты важные решения.

Создан сектор изучения истории российского казачества в федеральном Институте российской истории Российской академии наук. Казалось бы, материалов по истории казачества сегодня достаточно. Изданы сотни книг, тысячи статей размещены в мировой паутине, но в этих материалах содержатся умышленные или неумышленные искажения, даются различные оценки тем или иным фактам и событиям, кто-то пытается спекулировать, преследуя свои цели, в частности предпринимаются попытки раскола среди казаков. Весь массив богатой казачьей истории требует изучения, классификации, беспрестанной оценки, исключения любых политических инсинуаций.

Взять, к примеру, восстание Кондрата Булавина 1707–1708 годов. В дореволюционной историографии оно оценивается негативно, рассматривается как предательство частью донского казачества интересов Российской империи, которая тогда вела тяжелую Северную войну за выход к Балтике. Советские историки, наоборот, расценивают восстание положительно, как один из этапов народно-освободительной борьбы против самодержавия. Современные исследователи опровергают многие тезисы и гипотезы предыдущих исследователей.

Факт, его значение, документальное подтверждение, влияние на историю казачества, России, конкретного казачьего войска. Таким, на мой взгляд, должен стать подход к изучению истории российского казачества. Только так можно достичь важнейшей цели — создания единой концепции преподавания истории российского казачества.

Еще одна важная задача комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте РФ по делам казачества — формирование экспертной группы для проведения экспертизы содержания вышедшей учебной и научной литературы по истории казачества. Начиная с 90-х годов прошлого столетия такой литературы издано немало. Зачастую за перо брались дилетанты, люди, негативно относящиеся к казачеству. Например, Михаил Венюков в книге «Описание реки Уссури», утверждал, что в станицах царит тяжелый дух «казармы и монастыря». Сами же казаки недоброжелательны, суровы, смотрят на чужаков с плохо скрываемой язвительной ненавистью.

Пришло время провести ревизию и разобраться в изданных книгах, брошюрах, видеофильмах, отделив зерна от плевел.

Кто и чему будет учить?

Во время проведения в Краснодаре практического семинара с участием всех атаманов реестровых войск России Николай Долуда рассказал о создании Ассоциации казачьих вузов. На сегодня заключены соглашения с 14 из них. Направления следующие: аграрное, педагогическое, технологическое и спортивное. Это очень верное решение, поскольку учитывает особенности регионов, где расположены штабы казачьих войск. Аграрная специализация больше востребована там, где у казачьих войск есть земля, как собственная, так и арендованная. Например, на Кубани, Дону, в Поволжье. Технологическое направление сегодня нужно всем. Впрочем, как и педагогическое.

Сейчас в казачьих школах и классах требуются педагоги, хорошо знающие историю и культуру служивого народа. Пока только на Кубани, в Ленинградском социально-педагогическом колледже, готовят учителей для казачьих школ — и то только для младших классов.

А как быть со средним и старшим звеном? По всей вероятности, решением этой задачи займутся Армавирский и Омский государственные университеты, вошедшие в ассоциацию. Возможно, войдут и другие педагогические вузы. К слову, кроме Армавирского в списке еще два кубанских вуза — университет физической культуры, спорта и туризма и аграрный университет имени И. Т. Трубилина. Поэтому нашим молодым казакам будут доступны практически все направления. Заместитель атамана ВсКО Константин Перенижко на заседании комиссии предложил провести рабочую встречу ректоров и проректоров по воспитательной работе вузов, готовых войти в ассоциацию на базе Южного федерального университета, где наработан большой опыт реализации казачьего компонента. На их кафедре изучается история казачества России в начале ХХ века и в период революций 1917 года. Не исключено, что на базе Ростовского университета будет вестись подготовка учителей истории для всех реестровых войск.

Об условиях поступления, о льготах и целевых наборах пока мало что известно. Однако думается, что эти вопросы будут решены в ближайшее время. На мой взгляд, было бы разумно ввести систему государственного заказа, при которой средства на обучение будущих специалистов перечислялись бы вузам из региональных бюджетов, а выпускники отрабатывали бы их в течение определенного времени (лучше, чтобы это стало для них постоянным местом работы), обучая казачью молодежь.

Читайте также:

Вице-губернатор Александр Власов принял символ атаманской власти

Все флаги в гости к нам: что увидят атаманы реестровых казачьих войск на Кубани?

Богдан 3
База