" />

Только ли шашка казаку во степи подруга?

Только ли шашка казаку во степи подруга?
Уже не первый год в казачьей среде растет роль женщины. Да-да, братцы, хотим мы этого или нет, но с фактами не поспоришь. Кто занимается казачьими классами? Почти одни женщины. Немало женщин в органах правопорядка. В Краснодарском высшем военно-авиационном училище набрана группа девушек. Слабый пол ценится за усидчивость, внимательность. Можно привести еще ряд примеров, подтверждающих кардинальные изменения в распределении труда и общественной деятельности между мужчинами и женщинами. Если взглянуть внимательнее на этот процесс, станет ясно: фактически стоит говорить о труде как таковом, не разделяя его по половому признаку. Как в этих процессах выглядит казачка? Какая роль ей отводится в стремительно меняющемся мире? Должна ли она следовать вековым традициям, оставаясь только хранительницей домашнего очага, женой и матерью?

Шутки в сторону

Буквально на днях закончилась казачья смена молодежного форума «Регион 93». Девушек там было почти столько же, сколько и мальчиков. Все они входят в Союз казачьей молодежи. Более того, являются лидерами в своих муниципальных отделениях. Скажу больше, они позиционируют себя лидерами. 

На встрече с войсковым атаманом Николаем Долудой девочки задавали вопросы: как вступить в казачье общество, когда будет создан женский кадетский корпус, как встать на охрану общественного порядка? Практически одни и те же вопросы, свидетельствующие о растущем интересе представительниц прекрасного пола к казачьей жизни. Николай Александрович старался несколько сгладить остроту вопросов, отвечая: чтобы стать казачкой, нужно выйти замуж за казака.

Да, действительно, жены казаков, вступивших в хуторские или станичные общества, автоматически становятся казачками. А если девушка родовая казачка? Как быть ей? Более того, запустив на полную мощность процесс казачьего образования, задумывался ли кто-нибудь о том, что девочки, изучая историю, обычаи, традиции, культуру служивого народа наравне с мальчиками, пропитываются казачьим духом, стараясь не уступить в состязаниях, играх, викторинах? Поскольку девочки в целом
более ответственно относятся к поручениям и заданиям, они нередко становятся атаманами классов. Нравится это кому-то или нет, но система школьного самоуправления — это вещь серьезная. Раз ребята решили, так тому и быть.

Кубанские амазонки

Девочки из казачьих классов добиваются успехов в спорте, в том числе и в восточных единоборствах. Например, воспитанница спортивного клуба «Багратион» Павловского района Арина Хавронина, мастер спорта по рукопашному бою, после окончания университета Министерства обороны России на кафедре «Спецназ. Рукопашный бой» работает в суворовском училище города Омска инструктором по рукопашному бою.

Можно увидеть девушек в камуфляжной форме и на военно-полевых сборах. В Ейском отделе в них принимала участие женская сотня. Студентки педагогического колледжа стреляли из автоматов, десантировались из отсека БМП.

А взять Аню Болвачеву — царство ей небесное — она настолько владела джигитовкой, что каждое ее выступление в составе конной группы почетного караула ККВ вызывало фурор на ипподромах.

Сейчас все более отчетливо проявляется тот факт, что женщины хотят наравне с мужчинами участвовать в жизни казачьих обществ. С одной стороны, казачки и раньше имели весьма широкие права и в обиду себя не давали. Казачки умели все, что делали их отцы, мужья и братья: скакать верхом, стрелять из ружья, владеть холодным оружием. Вспомним жену сотника Горбатко Марьяну. Казачка, защищая тело павшего мужа, застрелила одного горца, второго убила штыком. Ее поступок ошеломил врагов, и только оправившись от шока, они изрубили отважную казачку.
Во время польской войны прославилась донская казачка Прасковья Куркина, дослужившаяся в боевых частях до сотника! Кубанская казачка Елена Чоба за героизм была награждена двумя Георгиевскими крестами. Можно привести еще ряд примеров.

В условиях военной угрозы, а на границах юга России подобное состояние было в порядке вещей, казачки являлись своего рода негласным резервом. Не все, конечно, но отважных амазонок на Кубани хватало.

Разрешима ли дилемма?

Сейчас сам факт совместного обучения в казачьих классах и школах, где упор делается в том числе и на военно-прикладные виды спорта, вольно или невольно воздействует на девочек, чьи гены дают о себе знать. Просто сбросить со счетов стремление представителей прекрасного пола неразумно. Тем более что ныне выражение «Да убоится жена мужа своего» фактически потеряло актуальность. 

Редко в какой казачьей семье царят сегодня домостроевские порядки. Нравится нам это или нет, но это так. Запреты ничего не дадут, а обычаи, ограничивающие участие казачек в мужских делах, канули в Лету, как и ряд других традиций. Например, раньше кинжал либо переходил по наследству, либо должен быть добыт в бою. Сейчас мы покупаем его в специализированных магазинах. Есть еще несколько обычаев, потерявших свою актуальность в XXI веке, но не об этом речь.
Вводить раздельное обучение, как это было до 1917 года, утопия с отчетливым привкусом маразма. Попытка закрыть на глаза на стремление женщин участвовать в жизни казачьих обществ, отделываясь шутками, — тоже не самая удачная.

С другой стороны, принимать казачек в хуторское или станичное общество — явный перебор. Тут впору, подобно гоголевскому персонажу «Сорочинской ярмарки», воскликнуть: «Господи Боже мой, за что такая напасть на нас, грешных! И так много всякой дряни на свете, а ты еще и жинок наплодил!». Представить страшно, как казачки могут развернуться на сборах хуторских обществ, заткнув за пояс мужчин. К счастью, в Уставе Кубанского войска речи о женщинах не идет.

«Порядок приема в станичное казачье общество определяется правилами приема граждан в станичные казачьи общества, устанавливаемыми войсковым сбором», — гласит Устав. То есть граждан (читай — мужчин), а не гражданок (женщин). Значит, в этой части казаки защищены от вмешательства своих вторых половинок в казачьи дела. Среди жен есть такие натуры — хоть караул кричи. Было несколько случаев, когда во время событий 2014 года в Крыму они добирались почти до передовых позиций и пытались забрать мужей домой. К чести казаков, стоявших на передовой, никто под женской юбкой прятаться не стал.

Альтернативный путь

И все-таки что же делать с активными казачками, которые не желают ограничиваться воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства? Есть третий путь — создание общественной организации женщин-казачек при Кубанском войске со своим уставом, правлением, структурой. В прошлом году во время встречи с участниками казачьей смены «Региона 93» Николай Долуда давал поручение подумать и внести предложение о возможности создания подобной организации, но что-то, видимо, не срослось. Возможно, и к лучшему. 

Почему? Как показывает практика инициативы, идущие сверху, нередко не находят понимания внизу. То ли из-за того, что на муниципальном уровне кто-то что-то не так понял, вольно или невольно исказил идею (не зря на Востоке говорят: вода, пройдя через один кувшин, теряет свежесть), то ли указаний сверху стало так много, что еще одна, пусть даже самая распрекрасная, не воспринимается. Наиболее разумный вариант — движение не сверху вниз, а наоборот, снизу вверх. Именно таким путем пошли в Брюховецком районе.

— Я долго размышлял над тем, почему первичные казачьи общества не движутся вперед, а фактически стоять чуть ли не на месте. И пришел к неожиданному выводу: из-за психологического барьера между казаками и их женами. Как они обычно рассуждают? «Сиди у хате. Шо тоби у казакив робить?». Года три с половиной у меня ушло на то, чтобы убедить атаманов всех уровней, начальников штабов привлечь к работе казачьих жен. Первое время реакция была неизменной: «Шо бабам в казачьих делах робить? — рассказал первый заместитель атамана Брюховецкого РКО войсковой старшина Лапчинский.
Николай Александрович, несмотря на непонимание, граничащее с обструкцией, продолжал гнуть свою линию, пытаясь достучаться до сознания казаков. И наконец капля, точившая камень, прорвала психологический барьер. Казаки Брюховецкого станичного общества решили попробовать привлечь своих боевых подруг. 

Их примеру последовали Батуринское и Новоджерелиевское хуторские общества. Как показал опыт, казаки попали в яблочко. Их жены, побывав в качестве гостей на сборах, в школах, в летних детских лагерях и походах, увидели, что мужья занимаются нужными делами, стараются сделать жизнь своих станиц и хуторов безопаснее, комфортнее. Энтузиазм казачек вырос на 120 процентов. Они решили создать советы женщин-казачек.

— Немало времени ушло на размышления об организационной структуре этой организации. Мы решили собрать советы женщин-казачек в Брюховецкой и провести районный сбор для избрания членов совета и его председателя. Все прошло как по нотам. Первым председателем совета стала Нелли Михайловна Скиба. По сути дела, мы ничего нового не придумали, а воспользовались опытом прошлых лет. Тот, кто служил в армии, кому пришлось кочевать из гарнизона в гарнизон, помнят женсоветы, которые существовали во всех частях Советской Армии. По собственному опыту знаю, что это был действенный общественный орган. Женщины решали многие вопросы быта, культурной жизни и так далее.
Сейчас председатель совета женщин-казачек района — Евгения Мартыненко. Энергии и желания работать на общее благо у родовой казачки буквально через край. За этот сравнительно короткий срок сделано немало. Например — поздравления юбиляров в День семьи, любви и верности.

— Пусть это будет чисто символическое поздравление казачьих семей. Главное — внимание.

Кроме того, мы уже три года подряд участвуем в молодежных военно-полевых сборах. Казачки занимаются приготовлением пищи. Два года назад я была вместо медика. Когда одному ребенку стало плохо, я позвонила родителям, чтобы они забрали хлопца домой. До их приезда мне пришлось успокаивать его, так как он не хотел уезжать из лагеря, — говорит Евгения Мартыненко.

В активе совета женщин-казачек немало добрых дел. Они вместе с казаками посещают неблагополучные семьи, где родители попали в зависимость от зеленого змия. Одно дело, когда приходят официальные лица: полиция, работники органов соцзащиты. И совершенно другое, когда на пороге стоят односельчане. В станицах молва разносится со скоростью звука. Были случаи, когда после таких визитов родители брались за ум.
Женщины выступают в роли наставников казачьих классов, проводят беседы с девочками, рассказывая о девичьей чести и гордости, о том, как вели себя молодые казачки в старину, как блюли себя.

Список добрых дел можно продолжать и продолжать. Атаман Новоджерелиевского ХКО Роман Чайка признался: сейчас он не представляет, как раньше обходились без советов женщин-казачек, которые созданы во всех хуторских и станичных обществах Брюховецкого района.

В других городах и районах тоже есть активные казачки, которые хотят внести свою лепту в общее дело. Посему бы не изучить опыт Брюховецкого района и не воспользоваться им? Даст Бог, лет через пять женское казачье движение оформится в краевую организацию. И вновь Кубань покажет другим казачьим регионам, как вовлечь в общее дело не только мужчин, но и женщин.


Денис Кулеш
Подкасты
База