Уроки русского для казаков: о проекте Захара Прилепина

Уроки русского для казаков: о проекте Захара Прилепина
Захар Прилепин — человек известный и многими уважаемый. Его книги отличаются от литературного вала, в большинстве своем имеющего чисто коммерческое направление. Литературные негры работают с утра до ночи, выдавая на-гора тонны книг-однодневок, что сродни макулатуре. Каждая книга Захара Прилепина — это литературное явление. Как иначе можно назвать такие произведения, как «Обитель», «Санькя», «Патологии». Вызывает интерес и его публицистика — острая и злободневная.

С чего это вдруг Захар Прилепин взялся за казачью тему? Один из последних его проектов, выложенных в сеть — «Уроки русского языка для казаков», — вызвал неоднозначное отношение.

Подоплека ясна и понятна — идеологическое противоборство с украинскими политиками, которые всячески стараются откреститься от всего русского и обосновать версию о том, что украинцы — едва ли не одна из древнейших цивилизаций. Как-то встретил высказывание одного незалежного самостийника, на полном серьезе утверждающего, что Александр Македонский был украинцем. Оголтелая русофобская политика, проводимая Киевом, требует отпора, чем воспользовались федеральные каналы, тиражирующие одно за другим ток-шоу, где эксперты и политики спорят, доказывая свои воззрения на украинскую действительность и перспективы незалежной.

Захар Прилепин внес свою вязанку дров в полыхающее пламя политической дискуссии, резонно указав на попытки киевских властей найти какие-то другие корни, которые бы не имели ничего общего с русским народом.
История — удивительная наука. Никому в голову не придет пытаться оспаривать закон всемирного тяготения, бином Ньютона или таблицу Менделеева. История — иное дело. Все, кому не лень, пытаются переписывать летописи, учебники, монографии в угоду тому, кто здесь и сейчас стоит у власти. В этом отношении Киев отнюдь не оригинален.

Захар Прилепин, походя разделавшись с хазарской и готской версией происхождения казаков (такие умозаключения имеют место быть на Украине, дабы доказать, что незалежная, чьим становым хребтом и реальной боевой силой было запорожское казачество, возникла раньше государства Российского), пошел дальше, углубившись в историю казачества. Один из его выводов: казаки — это воинское сословие, но никоим образом не народ и даже не субэтнос.

В 2008 году лаборатория Медико-генетического научного центра, изучающего популяционную генетику человека под руководством профессора Евгения Балановского, изучила ДНК донских казаков. В итоге выяснилось, что их хромосомы генететически сходны с населением южных областей России и Украины и частично отличаются от хромосом жителей центральной части России. Да, среди запорожских и донских казаков были и славяне, и татары, и даже евреи-перекресты. Для казачьего воинского братства были важны личностные, боевые качества и православие, исповедуемое ими.
Таким образом, с XI по XVI век казачество складывалось как этнос. Позже, попав под мощное политическое, культурное и экономическое воздействие Русского государства, этногенез прекратился, и казачество стало одним из сословий. Казаки в отличие от других сословий — дворян, купцов, мещан — были спаяны не только компактностью проживания, но и особым складом психологии, они хранили и передавали из поколения в поколение обычаи, традиции, свою самобытную культуру. То есть, даже будучи включенными в служивое сословие-де-юре, оставались народом-де-факто.

Вообще, если апеллировать не понятием «народ», а использовать термин «славяне», то все становится на свои места. На базе славянства сформировались русские, белорусы, украинцы и казаки.

Опять же казаки настолько отличались своим образом жизни, психологией от каждого из базовых этносов, что по праву могли считать себя народом или уж, по крайней мере, субэтносом — компактно проживающим сообществом людей, которые принадлежат к большему народу, но отличаются особенностями своей культуры и осознают это отличие.

Как вы думаете, мог ли председатель Совета по делам казачества при Президенте РФ, помощник главы государства Анатолий Серышев оговориться, заявив на заседании этого совещательного органа, состоявшегося 27 ноября этого года, что казачество — «это народ с традиционным жизненным укладом, с вековой культурой и желанием служить Отечеству»? Вряд ли эта фраза вырвалась случайно. Не тот человек Анатолий Серышев, чтобы разбрасываться непродуманными словами.
Собственно говоря, весь сыр-бор вокруг вопроса, является казачество народом или нет, сводится не к страху перед потомками вольных людей, которых Захар Прилепин назвал разбойниками и пиратами. Хотя они были воинами, защищавшими свою государственность, пограничниками, унаследовавшими дух вольнолюбия и принцип казачьей демократии. Дело в другом. Если признать казаков народом, то они могут апеллировать к Закону «О реабилитации репрессированных народов». Благодаря ему народы, испытавшие тяжелые лишения, получили возможность вернуть себе землю, на которой они проживали до Октябрьского переворота 1917 года и последовавшего за ним террора.

Правда, Захар Прилепин по-своему трактует тот страшный период.

Об этом — в следующей публикации.

Читайте также: Верховный атаман сделал шаг навстречу: как отреагируют казаки-общественники?

Варенька
Подкасты
База