Войны под парусом: как на Кубани спортивные бюджеты делят

Войны под парусом: как на Кубани спортивные бюджеты делят
Зачем известному тренеру подделывать диплом о высшем образовании, можно ли за счет налогоплательщиков отправиться на Мальту под предлогом участия в парусной регате? И как оптимизировать командировочные расходы на поездку в Португалию и разницу оставить себе? Об этом и многом другом — в исследовании «ВК Пресс».

Конфликт из-за кресла: как президента выбирали

Около двух лет назад, в 2017 году, в Краснодарской краевой общественной организации «Федерация парусного спорта» (полное название НКО — очень важный момент) произошли перестановки. Один из основателей краевой федерации президент Владимир Сакович сложил полномочия, а затем вышел из состава учредителей. Но возникла проблема: полноценной замены ушедшему лидеру не было. Никто из спортсменов, тренеров, бизнесменов, не хотел взваливать на себя столь тяжелую ношу.

В качестве временно исполняющего обязанности федерацию возглавил Сергей Старков, которому и доверили подготовить выборы следующего лидера. Предвыборная кампания проходила непросто.

На пост руководителя федерации претендовали три кандидата: Сергей Старков, Сергей Захаров и Александр Мазурин. Последнего активно лоббировал президент Всероссийской Федерации парусного спорта Владимир Силкин. Как утверждают участники процесса, руководитель Всероссийской общественной организации писал письма в различные краевые инстанции с просьбами поддержать кандидатуру Александра Мазурина.

maxresdefault.jpg

Для чего? Чтобы контролировать финансы общественной организации, уверены парусники, а также «прятать» бюджетные деньги в коммерческих парусных регатах. В распоряжении «ВК Пресс» есть соответствующее обращение парусников (так причастные к этому виду спорта называют друг друга) в прокуратуру Краснодарского края, которое и по сей день рассматривают в надзорном ведомстве.

Попытки Владимира Силкина «продавить» своего кандидата Александра Мазурина провалились. Президентом Краснодарской краевой общественной организации «Федерация парусного спорта» стал Сергей Захаров. Сергей Старков отказался от участия в выборах в пользу соперника. Казалось бы, управленческий кризис позади. Но как показала жизнь, настойчивый президент ВФПС Владимир Силкин «проиграл лишь битву, но не войну».

Борьба за ресурс: на Кубани появился дубль

Пока члены Краснодарской краевой общественной организации разбирались с уставными документами и приходили в себя после бурной предвыборной кампании, в апреле 2018 года в краевом управлении Минюсте зарегистрировали «дубль» — общественную организацию «Федерация парусного спорта» Краснодарского края. Ее президентом стал Александр Мазурин. По данным информационной системы Селдон. Базис, в состав ее учредителей вошли пять человек — Виктор Айвазьян, Егор Дробышев, Александр Мазурин, Владимир Павлов, Павел Щербаков. Некоммерческая организация стремительно ворвалась в спортивный мир Кубани. Через пять месяцев после регистрации получила в кубанском минспорта аккредитацию на два года  (это, между прочим, нарушение норм федерального законодательства (ФЗ-329). Документы подписал первый заместитель министра Сергей Мясищев.

Все быстро и документально оформили в ВФПС, а старую федерацию оставили «за бортом», хотя каких-то ограничений по количеству согласованных профильных федераций нет. Можно и две, и три, и четыре. Но даже несмотря на согласование, которое по сути является формальностью, организация должна соответствовать некоторым жестким критериям: иметь финансовую историю и опыт проведения спортивных парусных регат (его в организации не было).

Парусники уверены, что в министерстве спорта грубо нарушили собственный административный регламент и ФЗ-329.

В общем-то, взаимодействие двух однотипных НКО вполне возможно. Лишнее тому доказательство — нескольких боксерских ассоциаций, которые сосуществуют друг с другом. И точки соприкосновения вполне возможны, но не в нашем случае. Очень уж сильно парусники Кубани сегодня зависят от бюджетных ресурсов. На развитие этого вида спорта регион выделяет немало средств.

Сергей Захаров.jpg

— В кубанский парусный спорт с 2017 года стали активно вмешиваться люди из Москвы и Ростовской области, — предполагает экс-президент Краснодарской краевой общественной организации «Федерация парусного спорта», Сергей Захаров. — Свидетельство тому, что в Сочи уже больше двух лет проводится несколько этапов «Национальной парусной лиги». Это коммерческие старты под эгидой Всероссийской федерации парусного спорта. Для того чтобы снизить расходы на эти гонки, понадобилась «своя» ассоциация на Кубани.

По словам собеседника, экономить, имея подконтрольную в регионе федерацию, можно буквально на всем. Например, на зарплатах судей. В коммерческих стартах их гонорар — от 7 до 21 тысячи рублей, а в соревнованиях, которые проводит федерация — 1,5 тысячи рублей. Аренда РИБа (мотолодки для судьи) — 5 тысяч рублей, для федерации — до 1,5 тысячи рублей. Таким образом при проведении коммерческих регат, включенных в годовой календарь мероприятий Минспорта РФ (что само по себе вызывает вопросы у специалистов) можно сэкономить до 6 миллионов рублей.

Парусный спорт: как делят деньги

Как происходит финансирование соревнований на практике.

— На Центры олимпийской подготовки (в нашем крае их два — в Краснодаре и Сочи) выделяются бюджетные средства, — на условиях анонимности рассказывает источник в одном из этих госучреждений. — Суммы не очень большие — до 5 миллионов ежегодно — на организацию тренировочного процесса (это и соревнования календаря и выезды не только лидеров рейтинга за границу, но и резервистов) требуется минимум восемь-девять миллионов рублей.

По словам собеседника, календарь формируется с учетом ресурсов. Если денег не хватает, срезаются пункты плана внутренних бюджетов. Например, сокращают расходы на подготовку спортивного резерва. Эти выкручиваются сами, если найдут спонсоров или если есть возможность оплатить сборы самому (но таких немного). В основном, варятся в краевом котле соревнований. За счет средств краевого бюджета, на сборы и соревнования отправляются только те, кто застолбил место в основном составе сборной Краснодарского края, а как же в такой ситуации быть начинающим спортсменам?

Бюджетные деньги, предназначенные для спортсменов (речь идет о выездах на сборы и соревнования), в государственных учреждениях и организациях Кубани проводятся через «торги». О том, как расходуются средства, необходимо отчитываться, но это формальность. Как показывает практика, она никого не пугает. Составляется смета расходов, которая утверждается министерством спорта с одними цифрами, а закупки проводятся по заниженным ценам.
Например, реально гостиничная услуга может обойтись бюджету в 500 рублей в сутки на человека, а через ФЗ-44 та же услуга закупается за 1000 рублей. Такая же схема с питанием. Эту практику необходимо менять и переходить на прямые договоры с исполнителем той или иной услуги.

Пиар на море: как забрать успешную регату

В ноябре 2018 года в Геленджике разыгрался настоящий медийный скандал. Во время традиционной регаты (ее проводили 28 раз) в один из дней резко усилился ветер, хотя прогноз погоды был хорошим. В результате участники соревнований допустили массу переворотов.

Геленджик 2018 когда налетел ветер.png

Всего перевернулось более 20 парусных лодок. Новость подхватили все ведущие информагентства страны. Тональность сообщений была одна: детей подвергли опасности, а организаторы соревнований не смогли обеспечить необходимый уровень безопасности. Президент ВФПС Владимир Силкин, пригрозил закрыть «опасную регату».

На самом деле все совсем не так, как представляли в средства массовой информации, — продолжает рассказывать «ВК Пресс» Сергей Захаров. — Уровень безопасности был беспрецедентный. При проведении регаты на восемь яхт приходилась одна мотолодка, готовая прийти на помощь, хотя рекомендуется — одна лодка на 16 парусных судов. Как впоследствии выяснилось, некоторые дети оказались не готовыми к такой ситуации. Вопросы на самом деле следовало задать тренерам, которые готовили своих спортсменов. К слову, в нашем виде спорта — это нормальная, рабочая ситуация.

Главный показатель: во время регаты ни один яхтсмен не пострадал и даже не заболел, добавляет собеседник. Но кого сейчас это волнует. Даже опровержения не помогли.
Затем регату попытались закрыть, — поясняет ее организатор Александр Белозерец. — После 30-й «Геленджикской регаты» я собирался передать дело более молодым и энергичным ребятам, которые наберутся опыта в организации и проведении таких масштабных мероприятиях. Однако не успел. Меня опередили. 29-я регата провела новая федерация. Не обошлось без скандалов. Кубанские спортсмены вдруг стали оплачивать стартовый взнос — в среднем, 1000 рублей с человека без каких бы то ни было договоров, документов строгой финансовой отчетности. А в регате, на минуточку, участвовали более 500 спортсменов. Почему сейчас новая федерация это делает, ведь она должна работать и помогать кубанским спортсменам. Регата проводится в первую очередь для наших спортсменов, на нашей земле, на нашем море, у нас дома?


Однако, заметил собеседник, нет худа без добра — неожиданная пиар-атака спровоцировала внутренние проверки. И обнаружились весьма любопытные детали.

Поддельные дипломы, фальшивые судьи и другие шалости

Саморевизия парусников показала, что квалификация многих специалистов, воспитывающих юных яхтсменов, вызывает сомнения.

Так, одному из тренеров — Елене Щербаковой (в девичестве Гирман) — в 1992 году якобы присвоили звание «мастер спорта по парусному спорту» (удостоверение № 01837). Но выяснилось, что сведения не соответствуют действительности. По данным министерства спорта РФ, «корочка» с этим номером значится за другим человеком — Станиславовым Вадимом Анатольевичем. Мало того, что деяние это можно легко квалифицировать как уголовное преступление, так еще есть и финансовый аспект: доплата за звание «мастер спорта» к зарплате тренера сегодня составляет 1,5 тысячи рублей. А работает Елена Щербакова уже более 15 лет… 

001 (5).jpg

Судя по документам, имеющимся в редакции, один из соучредителей новой «Федерации парусного спорта» Краснодарского края десять лет назад стал участником истории, которой тогда почему-то не дали ход.

В 2010 году тренер Павел Щербаков с командой Краснодарского края отправился на Мальту на международную регату «Евромед». Поездку финансировали через краевое министерство спорта.

001 (2).jpg

Сумма была «небольшой» — порядка 400 тысяч рублей. Но оказалось, что соревнований во Всероссийском календарном плане не было, а значит, и бюджетное финансирование невозможно. Стало быть, «фальсификация официального вызова»? Вопрос был вынесен на заседание Исполкома ВФПС. Но на Кубани по каким-то причинам делу ход не дали.

Другой тренер, кстати, весьма заслуженный, Виктор Айвазьян ненадолго уволился из сочинского ЦОПа. Его «попросили» уйти из-за поддельного диплома о высшем образовании. Как следует из ответа Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, среди выпускников 1996 года человека с такой фамилией не значится.

КГИФК 001 чистый.jpg

Правда, спустя несколько месяцев, «в порядке исключения» он был «восстановлен» в сочинском ЦОПе. Ведь он прошел некие курсы переподготовки.

Обнаружились в рядах парусников и липовые судьи. Так, Егор Дробышев стал рефери в результате подлога. При получении категории он представил протоколы соревнований, которые судил его отец Сергей Дробышев (фамилия одна, а инициалы разные, авось, не заметят). Фальсификацию в июле 2018 года обнаружил Сергей Старков. Категория дает возможность получать бюджетные деньги за судейство. Так, в 2018 году Минспорта России в августе перечислило ему 40 000 рублей за судейство регаты «Кубок «Черного моря». Несколько обращений в краевую прокуратуру остались без ответа (вх.№ 5494 от 10.07.2019).

001 (3).jpg

Мы рассказываем эти истории не для того чтобы кого-то уличить, обвинить, просто иллюстрируем то состояние, в котором пребывает парусный спорт сегодня. В конце концов, то, о чем мы рассказываем — не преступление. Это жизнь. Наши чиновники — дисциплинированные ребята, именно профильное министерство является основным распределителем бюджетных средства. Если деньги выделены, то они должны быть освоены в полном объеме. При этом неважно, что кто-то предоставил документ из гостиницы с печатью мясной лавки и жил в автомобильном трейлере.

Или отчет и аналитическая справка о более чем странном вояже в Португалию известного тренера Виктора Сорокина наверняка и сейчас хранятся в столе у какого-нибудь чиновника в министерстве спорта, раз сканы проездных документов есть в распоряжении «ВК Пресс». Как же чиновники минспорта отреагировали на служебную записку? Попросили уволиться и.о. директора ЦОП по водным видам спорта Алексея Асташина.
Прежде, чем выделять бюджетные деньги на яхтенный спорт на Кубани, в ситуации просто обязаны разобраться депутаты ЗСК, а быть может, и правоохранительные органы — ГУ МВД по Краснодарскому краю, СУ СКР по Краснодарскому краю. К процессу должна подключиться и региональная Контрольно-счетная палата. Ведь речь идет об эффективности расходования бюджетных средств.

Спортсмены бегут из края: объясняем почему

— Новая федерация начала полномасштабную атаку на ресурсные центры парусного спорта на Кубани, коими являются Центры олимпийской подготовки в Краснодаре и в Сочи. Получив подконтрольного «ручного» директора, они обретают контроль над финансами. Из ЦОП г. Сочи уже заставили уйти Павла Комарова (экс-чемпиона мира), известного детского тренера Николая Юшкова, который воспитал немало успешных спортсменов — чемпионов мира и Европы, участников Олимпийских Игр и различных крупных соревнований. Маститого тренера уволили из ЦОП за то, что он категорически отказывался вступать в новую федерацию, — говорит Александр Белозерец.

Сочинский Тренер Юшков Н.В..jpg

В результате кадровых решений спортивные результаты кубанских яхтсменов резко упали. В начале 2020 года федеральное министерство спорта обнародовало список кандидатов в сборную страны по парусному спорту. В основном составе фигурируют имена шести спортсменов из Краснодарского края.

Почему Кубань, которая в прежние годы стабильно поставляла яхтсменов в главную дружину страны, вдруг показала такой «невнятный результат»? Еще в 2016 году в состав сборной команды России входили 17 лучших спортсменов в различных парусных дисциплинах.

Именно в конфликте, которая развернулась в борьбе за ресурсы в парусном спорте, считает Ирина Паршина — родительница юных яхтсменов.

— В прошлом году в Сочинском Центре олимпийской подготовки полностью поменяли менеджмент, который сделал все, для того чтобы уволить тренерский костяк, который давал результат. И взяли на работу совершенно непонятных и непрофессиональных специалистов.

Ирина Паршина рассказывает, что многие спортсмены предпочли уехать из Краснодарского края в поисках лучших условий. Например, в прошлом году из Краснодарского края в Санкт-Петербург сбежала 12-летняя «звездочка» Юлия Наймушина. Ей создали такие невыносимые условия, что сначала она выступала параллельным зачетом за два региона — Кубань и Красноярский край, — а затем перебралась в северную столицу. Юная спортсменка уже завоевала несколько наград на международных стартах.

Drx5NZSX4AAYA43.jpg

Ирина, которая начала ставить неудобные вопросы перед новым руководством сочинского ЦОП, тоже пострадала: ее детей отчислили из спортивной школы без каких бы то ни было оснований.

В Краснодарском МБУ «Спортивная школа № 4» поступили еще круче. 13-летнего перворазрядника Романа Макурина исключили из городской спортивной школы (ежегодная практика), но обратно не зачислили из-за невозможности сформировать группу со взрослыми разрядами.

Есть множество претензий и у других родителей у подающих надежды спортсменов.

Разменная монета: кто зарабатывает на хайпе

В региональном министерстве спорта уверены, некоторые родители сегодня активно используют «смутное время».

— Ведь НКО, аккредитованное в министерстве, получает возможность на финансирование из бюджета соревнований, которые включены в утвержденные календарные планы, — считает источник в министерстве спорта. — А дети — флаг, козырь. Почти джокер. Его трудно, почти невозможно побить. Таким образом родители добиваются выделения дополнительных средств на парусные лодки, какое-то снаряжение, финансирование поездки для «своего чада». Плохо это или хорошо? Не знаю.

Слова собеседника из кубанского министерства спорта хорошо иллюстрирует деятельность председателя объединенного родительского комитета по парусному спорту г. Краснодара Владимира Майстренко. Он пообещал всем родителям юных яхтсменов выиграть гранты на 10 лодок класса «Оптимист» (детская парусная лодка). Но почему-то у главы родительской общественности получилось обеспечить спортивным инвентарем только двух дочерей. Остальные до сих пор ждут. Дождутся ли? Большой вопрос.

Как считают члены федерации и ветераны парусного спорта, руководитель городской Федерации парусного спорта, тренер ЦОП по парусному спорту Елена Щербакова и тот же Владимир Майстренко сфальсифицировали протокол выборной конференции. Большая часть кворума в момент проведения собрания — 14 августа 2017 года — отсутствовала. В распоряжении «ВК Пресс» есть свидетельства как минимум 18 человек. В результате манипуляции в состав учредителей некоммерческой организации АНО СЯК «Парус» ввели опять же Владимира Майстренко.


Затем заняли помещения яхт-клуба, разместили здесь спортсменов Центра олимпийской подготовки. Отметим, что в постройках, которые стали объектом интереса этой группы, нельзя находиться детям. В 2016 году они были признаны не соответствующими требованиям безопасности.

Ток-шоу: как яхтсмены в формат не вписались

В пятницу, 13 марта, в Законодательном собрании Краснодарского края для двух краевых телеканалов снималась телепередача «Право имею».

Тема ток-шоу «Развитие парусного спорта на Кубани». Мы связались с продюсерами этого проекта и попытались принять участие в разговоре. Но нам отказали — мы не впишемся в сценарную концепцию передачи. Попытались связаться с председателем комитета ЗСК по физической культуре, спорту и взаимодействию с общественными объединениями Александром Поголовым. Но народный избранник не нашел времени пообщаться, сославшись на какое-то совещание.

За бортом этого удивительного проекта — тоже «не вписались в формат» — остались весьма уважаемые люди. Тот же президент «Федерации парусного спорта Темрюкского района» Александр Белозерец, ветеран парусного спорта, тренер Юрий Федорович Калдеев, экс-президент ККОО «Федерация парусного спорта» Сергей Захаров.
— Яхт-клуб в Анапе прекратил свое существование. В Геленджике вообще запутанная ситуация. До сих пор не решен вопрос хождения крейсерских яхт в водах Черного моря ночью. Это лишь малая часть проблем, — с горечью отмечает учредитель Краснодарской городской общественной организации «Федерация парусного спорта» Сергей Старков.

Собеседнику также интересно, как исполняются решения совещания «О создании Центра водных видов спорта в акватории Краснодарского водохранилища» для всех желающих, которое 12 апреля 2019 года провела депутат ГД РФ Наталья Костенко?

Что делать? Найти компромисс и навести порядок

Казалось бы, дела пошли на лад. В начале декабря 2019 года в кубанском парламенте обсудили перспективы развития парусного спорта в регионе. Перед депутатами отчитывался руководитель профильного ведомства Андрей Марков. Результат этой встречи: у депутатов возникло желание увеличить объемы финансирования яхтенного спорта.

По данным краевого министерства спорта, по сравнению с 2019 годом, объем выделяемых средств вырос на 15 миллионов рублей — с 90 миллионов до 105 миллионов. Дополнительные средства планируется направить на завершение реконструкции помещений в Геленджике и в Приморско-Ахтарске.

Но почему ни одного рубля не досталось, например, Темрюкскому району? Там 12 лет назад выделили земельный участок для строительства краевого яхт-клуба? Это только один из многих вопросов, которые волнуют сообщество яхтсменов.

Вот, по сути, краткий перечень их предложений.

ПЕРВОЕ. Провести аудит расходования бюджетных средств за последние как минимум за три года.

ВТОРОЕ. Собрать за круглым столом всех, кто имеет отношение к воспитанию юных яхтсменов, профессиональных спортсменов, тренеров, руководителей федераций, родителей спортсменов и выработать и найти компромиссные решения.

ТРЕТЬЕ. Провести анализ уровня подготовки специалистов и тренеров, которые готовят юных спортсменов к выходу на большую воду.

ЧЕТВЕРТОЕ. Разобраться, почему произошло «заморозили» «дорожную карту» строительства и развития яхт-клубов в Краснодарском крае.

Пока же парусный спорт на Кубани — это конфликтная сфера.

Впрочем, ситуацию можно исправить уже в нынешнем году. В октябре 2020-го истекает аккредитация «Федерации парусного спорта» Краснодарского края.

Главное — не принимать поспешных решений.

Марк Туапсе
Подкасты
База