" />

Макроэкономические планы государства: еще один шанс или очередная дележка?

Макроэкономические планы государства: еще один шанс или очередная дележка?
Радость российских властей от прорывных макроэкономических успехов становится все более неописуемой: и бюджет принимается с профицитом, и цены на нефть высокие, и Фонд национального благосостояния готовятся вскоре распечатать. Но и планы по использованию этих средств тоже, судя по всему, макроэкономические. Иными словами, так же далеки от реальных запросов населения, как таргетирование инфляции от содержимого наших кошельков.
Много уже говорилось, что российские власти неоднократно, с 2008 года, упускали возможность задать новый вектор развития отечественной промышленности, реально изменить ситуацию с уровнем жизни населения, начать полноценное экономическое развитие страны. Но этого не происходит целое десятилетие.

Постоянно слышится лишь, что пора начинать, нет времени на раскачку, вот теперь-то мы всем покажем. Гигантские средства куда-то выделяются, потом, как правило, исчезают. Затем следуют два-три показательных ареста тех, кто не успел уехать на «новую родину».
После все благополучно забывается. И кроме роста количества российских официальных миллиардеров в списке «Форбса» (их насчитывается 111, а долларовых миллионеров уже больше 246 тысяч), ничего прорывного не происходит. Винить здесь конкретно, конечно же, никого нельзя. Нынешние власти — наследники и последовательные продолжатели системы, созданной еще в 90-е.
И, к сожалению, дело эффективных западных, в первую очередь заокеанских советников живо и пока побеждает глубинные национальные интересы страны.

Иногда складывается впечатление, что многие правительственные чиновники приезжают или прилетают на работу из других стран. Иначе как еще объяснить их совершеннейшее непонимание своей страны, тех проблем, что стоят перед государством? А их «решение» российских проблем действиями по постоянному увеличению финансовой нагрузки на все беднеющее население и предпринимателей наводит на крамольную мысль.

Возможно, всеми этими профицитными деньгами они распоряжаться самостоятельно не могут, поэтому все ведомства постоянно вводят новые налоги (наплевав на собственные обещания), штрафы и т. д. Наверное, только этими дополнительно собранными средствами они и могут пользоваться по собственному разумению, развивая собственный бизнес.
Последний яркий пример с медсправками для водителей, на мой взгляд, служит подтверждением истинных интересов некоторых высокопоставленных чиновников. И понятно, что доверять им распоряжаться гигантскими средствами от продажи нефти никто не позволит.
И этими триллионами, золотовалютными резервами страны, похоже, руками Минфина распоряжается Центробанк, точнее, в его лице — Международный валютный фонд. К слову, первый вице-премьер российского правительства, он же министр финансов Антон Силуанов, по сообщениям СМИ, является штатным сотрудником этой структуры.

Он же считается и главным локомотивом принятия решения о повышении пенсионного возраста. Точнее, стал им после визита в 2017 году в Москву миссии экспертов этого фонда, настоятельно рекомендовавших повысить в России возраст выхода на пенсию. Что и было выполнено.
По подсчетам экспертов, эта мера позволила изъять из бюджетов российских домохозяйств не менее 2,5 триллиона рублей. Куда пошли эти «сэкономленные» средства, не знает никто, а кто знает, наверное, промолчит.
Сейчас объявлено о скором приезде ревизоров из МВФ, которые в этот раз заинтересовались отчетностью российских госкорпораций. И как, вы думаете, поступили российские финансовые власти?

Правильно, Минфин РФ уже обязал налоговую службу создать «федеральный информационный ресурс», где госкомпании должны будут отчитываться по консолидированному учету, финансовой и бухгалтерской отчетности по сегментам. Перед кем теперь должны отчитываться госкомпании, среди которых полно оборонных предприятий? Перед МВФ! Как это понимать?

Остается добавить, что всего в России примерно 58 тысяч предприятий с той или иной долей госучастия. И уже благодаря прорывным действиям финансового ведомства восемь тысяч из них представляют свою отчетность фонду, который, не встречая сопротивления, сейчас требует самого полного раскрытия финансовой информации российского госсектора.
И самое интересное, что об этом даже сообщается как о каком-то достижении. Кроме того, эксперты фонда намерены еще и лично инспектировать заинтересовавшие их корпорации.
Впрочем, если взглянуть на историю вопроса, то так называемое вовлечение России в мировую финансовую систему произошло еще при правительстве Гайдара — Ельцина — Чубайса, 27 лет назад.

Тогда между Москвой и МВФ был подписан некий документ о сотрудничестве, согласно которому фонд начинал выдавать стране кредиты, а президент и правительство обязалось работать впредь в плотном контакте с американскими экспертами (по сути — под их контролем). Такую ситуацию тогда называли «внешним управлением» или «вашингтонским соглашением».

Его результатом стал полнейший развал сначала угольной, а потом и остальной промышленности, произошла криминализация экономики. Сейчас, как утверждают в фонде, Россия из заемщика стала кредитором фонда, и ее взносы в организацию — примерно 18 миллиардов долларов.
Бывший руководитель МВФ Кристин Лагард очень хвалила Россию в лице г-жи Набиуллиной за финансирование ряда программ фонда и в африканских странах, и на Европейском континенте…
Пресловутое бюджетное правило, согласно которому все доходы от нефти свыше 40 долларов поступают не напрямую в российский бюджет, а в Фонд национального благосостояния, — тоже рекомендация МВФ. Сколько в нем накопилось, доподлинно неизвестно, но его размер превысил семь процентов ВВП, и по правилам МВФ теперь можно тратить его ликвидную часть — около полутора триллионов.

Правда, МВФ и, похоже, наш Минфин по-прежнему против того, чтобы эти средства были потрачены на внутренние инвестиции, которые так нужны регионам.

Премьер-министр
РФ Дмитрий Медведев позавчера объявил о планах российского правительства потратить триллион из фонда. Это будет, по его словам, происходить только на условиях софинансирования. Что это такое, думаю, всем понятно. Основными претендентами на средства фонда назывались госкорпорации, в первую очередь нефтегазового сектора, но есть еще и Почта России, которая требует 80 миллиардов, и РЖД, и дорожники.

Скорее всего, ситуация будет выглядеть следующим образом: софинансирование этим корпорациям, можно не сомневаться, обеспечит правительство. Ну не будут же Роснефть или Газпром, РЖД или Почта России, да и тот же дорожный фонд тратить свои средства. Не было так никогда в новой России (вспомните залоговые аукционы). Какая часть этих денег вскоре будет выведена за границу, сказать сложно, но будет обязательно.
Смею предположить, что в этом и есть реальный смысл существования новой российской экономики. Так что МВФ может не беспокоиться по поводу трат средств ФНБ, экономического рывка у России при таком раскладе не случится.

Вот только как-то странно получается: ведь этот Фонд национального благосостояния изначально создавался для других целей. Даже на сайте Минфина значится: «Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.
Целями ФНБ является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации». Если бы в правительстве и Минфине прочитали то, что у них самих написано, то, по логике, эти деньги должны были бы в первую очередь пойти на покрытие убытков Пенсионного фонда.
Или на обеспечение тех самых добровольных отчислений граждан на будущую пенсию, которые сейчас, после повышения пенсионного возраста, власти пытаются сделать обязательными (индивидуальный пенсионный продукт). Или хотя бы разморозить накопительную часть пенсий. И на это понадобилось бы меньше средств из фонда, чем на «инвестиции» в госкомпании. Так, может, пора уже переименовать эту организацию в ФПМ — ФОНД ПОМОЩИ МИЛЛИАРДЕРАМ?

Экономика у нас давно уже стала какой-то другой, с измененными смыслами. Помнится, в прошлом году г-жа Набиуллина заявила, что эпоха потребления для россиян закончилась, новые, мол, времена настают. Таким образом, классическая модель, в которой спрос рождает предложение, у нас уже не работает. Вон сколько денег в стране у кого угодно, кроме народа. И это при стагнирующем потребительском спросе.

Стоит согласиться, что повышение уровня потребления, а следовательно, и рост благосостояния населения не является, несмотря на все заверения, приоритетной задачей властей. Судя по всему, основой нынешнего экономического процесса в России следует считать только освоение бюджетных средств небольшой частью этого самого населения.

А вы как считаете?

Саша
Подкасты
База