Мигранты и коронавирус: будет ли вторая волна COVID-19

Мигранты и коронавирус: будет ли вторая волна COVID-19
Все мы, безусловно, ждем окончания всех ограничительных мер, возврата к прежнему ритму жизни и работы. Уже началось поэтапное снятие запретов, перезапуск экономики, постепенно снимается табу на массовые мероприятия, оживает курортная сфера Кубани, восстанавливается транспортное сообщение и между муниципалитетами, и между регионами.

В то же время различными ведомствами, экспертами, да и просто здравомыслящими людьми прогнозируется в скором времени значительное увеличение безработицы и нищеты в стране. Ну оно и понятно: почти три месяца стагнации практически во всех сферах не проходят бесследно. Насколько адекватные меры будет принимать правительство страны по снижению уровня безработицы, сказать сейчас сложно. С одной стороны, идет изменение привычных форматов работы — вот уже законодательно оформляются нормативные основы удаленной работы граждан, защита их прав и т. д. Впрочем, как обычно у нас происходит в таких случаях, эффективных способов решения этой проблемы всего два — статистика и реальное создание рабочих мест. Какой будет основным, думаю, догадаться несложно.

На мой взгляд, если представить себе чисто теоретически, что в течение всего времени восстановления экономики будут закрыты границы для перемещения граждан, то проблема безработицы в России могла бы решаться не статистически. Но нет никаких сомнений, что со скорой отменой запрета на транспортное сообщение с СНГ в Россию хлынут новые толпы мигрантов и гастарбайтеров, в первую очередь из Средней Азии.

Ведь там ситуация и до пандемии была плачевная, а сейчас, увы, коллапс. Нетрудно понять, что перебираться в те центры, где всегда можно найти работу благодаря развивающейся экономике — в Москву, Санкт-Петербург, на Кубань, — жители СНГ начнут гораздо активнее, чем до пандемии. В качестве примера достаточно пройти по улицам столицы или проехать в метро, чтобы убедиться, что Москва при мэре Собянине не только похорошела, но и приобрела ярко выраженные восточные черты.
Давно не секрет, что большая часть иностранной рабочей силы завозится хоть и нелегально, но организованно. В ту же Москву. Для крупных строек, для городских работ по благоустройству и т. д. В результате целые районы столицы заселяются как легальными, так и нелегальными мигрантами и временными рабочими. И эти этнические анклавы только разрастаются. Сейчас же, по мнению специалистов, ожидается не только увеличение завозной рабочей силы из тех же среднеазитских республик, но и переселение большого количества тех их граждан, кто до недавнего времени имел источник дохода у себя на родине. И согласитесь, что при нецивилизованности российского рынка рабочей силы, неспособности (читай — коррумпированности) контролирующих ведомств навести порядок в этой сфере ПРОБЛЕМА БУДЕТ ТОЛЬКО УСУГУБЛЯТЬСЯ.

Так, по некоторым данным, в 2019 году в Россию официально въехали с целью работы около пяти миллионов мигрантов, а патенты получили чуть больше половины из них. Понятно, что где-то и на что-то живет гораздо большее, может быть даже в разы, количество выходцев из ближнего зарубежья. И наверняка еще долго будут бесконтрольно к нам ехать бывшие соотечественники в поисках лучшей жизни, будут так же вдесятером работать на том месте, где раньше, скажем, мог работать один дворник, и делиться доходами со своими уже очень сильными диаспорами.

Ограничительные мероприятия, введенные в той же Москве, в связи с пандемией были достаточно жесткими. В том числе и системы цифрового контроля за гражданами. Сейчас везде говорится о возможности в недалеком будущем возникновения второй волны заболевания коронавирусом. И предстоящее открытие границ вызывает вполне серьезные опасения, что ожидаемый рост миграционных потоков значительно увеличит угрозу НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. В этой связи, может быть, стоит властям начать в приоритетном порядке начинать внедрять цифровой контроль за передвижениями не стариков или посетителей поликлиник, а в первую очередь мигрантов — как группы риска. По аналогии с московским «Социальным мониторингом». И очень не помешало бы, на наш взгляд, расплывчатые формулировки законодательных норм о приоритетном приеме на работу местной рабочей силы конкретизировать по примеру, скажем, закона о госзакупках. Четко в процентах установить, сколько можно на работу брать мигрантов. Коренному населению ведь тоже нужна работа. И уже, увы, не только высокооплачиваемая.

Читайте также: Кого и как спасать будем: как в России поддержат бизнес

Юля
Подкасты
База