Общественный договор: читайте мелкий шрифт

Общественный договор: читайте мелкий шрифт
Думаю, не только у меня иногда возникает легкое, скажем так, недоумение, когда на глаза попадаются очередные инициативы всевозможных министерств и ведомств. Впечатление такое, что все в стране идет по-прежнему, и население умудряется планово повышать уровень своего благосостояния, несмотря на пандемию. А поэтому грех ему не помочь правильно им распорядиться.
Сейчас даже термин появился новый — медианная зарплата. Что это такое и зачем оно нужно, никто толком объяснить не может. Зато теперь к реальной, начисленной среднестатистической зарплате прибавилась эта самая медианная, и не исключено, что вскоре в отчетах статистического ведомства у нас будет фигурировать биссектрисная, угловая, перпендикулярная или параллельная. И кто станет спорить, что они будут расти на радость профильным министерствам? Но это так, к слову.

Да и, видимо, нет сейчас ничего важнее для российских чиновников, чем ударно внедрять в стране автоматизированную систему техосмотра или новый стандарт автомобильных номеров. Принятый не так давно закон о введении для граждан налога на процентный доход со вкладов, превышающих один миллион рублей, или вступивший в силу законодательный запрет гражданам анонимно пополнять электронные кошельки еще понять можно — у государства деньги заканчиваются.
Но зачем объявлять начало разработки масштабнейшей за 20 лет реформы налоговой системы страны, когда непонятно, что вообще будет с бизнесом и экономикой? Тем не менее вносятся и вносятся всевозможные инициативы — от введения налога на роботов, заменяющих людей на производстве, до снижения административной ответственности кредитных кооперативов перед Центробанком и тому подобное. Хотя, по логике, именно сейчас должны, наверное, как на конвейере создаваться нормативные механизмы будущей антикризисной программы. Но — увы…
Да Бог с ними, с текущими инициативами, активных лоббистов вокруг Федерального Собрания хоть отбавляй. Но вот, например, на сайте одного из знаковых, на мой взгляд, комитетов ГД — по государственному строительству и законодательству — сказано, что на 4 августа на рассмотрении у них находилось 311 законопроектов. Из которых, если я правильно посчитал, около 250 (или более 80 процентов) касаются внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административно-правовых нарушениях.

И, как вы понимаете, данные инициативы направлены отнюдь не на уменьшение штрафов или смягчение ответственности для населения. Безусловно, это очень тревожная тенденция и очень показательная. Ведь основной поставщик законодательных инициатив в Госдуму — Правительство РФ и все входящие в его структуру учреждения. И явный тренд на закручивание гаек очень уж очевиден… Хотя, наверное, должно быть наоборот. Людям ведь сейчас совсем нелегко.

Многие из нас наверняка слышали термин «общественный договор». В российских реалиях политологи под ним подразумевают некие нерушимые и негласные договоренности, условно говоря, между народом и властью. Мол, мы за вас голосуем, а вы обеспечиваете нам некоторые базовые гарантии. А это и есть, на мой взгляд, то, что принято сейчас называть скрепами.

На государственном уровне обычно под государственными обязательствами понималась социальная нагрузка бюджета, защита прав малоимущих, детей, стариков и т. д. Это важно, конечно, но не хлебом единым, как говорится… Недавно прошло голосование по поправкам в Конституцию, и, казалось бы, новые договоренности должны быть выработаны и озвучены властными элитами, ведь изменилось время, изменился мир.
Так, те же социологи постоянно фиксируют растущий в обществе запрос на социальную справедливость. Но будет ли в этот раз достигнут такой общественный консенсус? И на чем он может основываться? Давайте подумаем.
Согласитесь, как-то странно, что после почти 80-процентного одобрения населением упомянутых поправок забузил Хабаровск. Власти Москвы и Санкт-Петербурга постоянно с помощью правоохранителей купируют акции в поддержку хабаровчан, а они все не прекращаются, и не только в столицах.

Недавний конфликт армян и азербайджанцев (или наоборот) показал, что по факту выходцы из этих республик давно создали в столицах свои, по сути неподконтрольные местным властям территории. Все более тревожна ситуация с Белоруссией, где в воскресенье пройдут выборы с непредсказуемыми последствиями. Падает экспорт российского сырья, существование малого и среднего бизнеса находится под вопросом, перспективы отечественной экономики печальны и туманны. А значит — и жизнь большинства населения, которое ожидает второй волны неприятностей, связанных с коронавирусом. Думаю, каждый из наших читателей этот список проблем может продолжить.

Но на этом фоне продолжается привычная практика успокоения людей через ТВ, в том числе и с помощью статистики, переключения внимания на Украину, США или Белоруссию с Сирией. У НАС ЧТО — СВОИХ ПРОБЛЕМ МАЛО? И, к сожалению, причинами их возникновения и недовольства населения служит не только внешний враг.
Сколько говорилось, к примеру, о возмутительном, но законодательно защищенном праве неких компаний собирать с жителей многоквартирных домов по всей России взносы за капремонт или устанавливать на федеральных трассах свои платные пропускные пункты. Это ведь то же самое, что метр госграницы приватизировать. На каком основании, кто позволяет так демонстративно наживаться на государственной собственности, создаваемой в том числе и за счет наших налогов?
Более того, на содержание одного километра федеральных дорог, по данным Счетной палаты, в 2019 году из бюджета выделялось в среднем 2,2 миллиона рублей. Куда же в таком случае идут сборы от всех этих пунктов оплаты, если все платные участки по большому счету содержатся на бюджетные деньги? Кстати, в упомянутом выше списке законопроектов есть и предлагающий ужесточение ответственности «за неисполнение обязанностей по оплате проезда» по платным участкам автодорог. Поэтому не может в этой связи не возникнуть вопрос: у нас уже и государство под шумок приватизировали, что ли?

Сейчас в коридорах той же Госдумы бродит инициатива подключить к системе «Платон» и частный легковой автотранспорт. Да и СМИ в последнее время усиленно обсуждают тему введения обязательной платы за проезд по федеральным магистралям для авто с предельно допустимой массой ниже 12 тонн, в том числе и для владельцев легковушек. Под прицел попадают в первую очередь многие жители пригородов, что ежедневно ездят на работу в ближайшие города.

И понятно, что такое новшество их, мягко говоря, не обрадует. Слухи об обязательной регистрации в системе «Платон» для легковых автомобилей уже в 2020 году вызваны появлением на сайте оператора полного перечня видов автомобильного транспорта, в числе которого уже присутствуют и легковушки. Представители системы пока никак не комментируют данный факт.

И не будут, наверное. Дождутся «тихого» принятия в ГД соответствующего закона. Но платить тогда мы, возможно, будем не только за проезд, скажем, из Ростова в Краснодар, но и из Динской в город.
Как тут не вспомнить сатирика Михаила Жванецкого, который когда-то предлагал на улицах городов ставить турникеты, чтоб народ бесцельно не ходил непонятно куда. Бывает, ловишь себя на мысли, что владельцы такого нашего окологосударственного бизнеса вполне могут пойти дальше — взять да забить себе на улицах платные пешеходные зоны.
А еще проще — прямо на выходе из подъездов ставить платные терминалы: выйти в магазин — рубль, на работу — два. Должен же кто-то платить за комфортную городскую среду! И если вы думаете, что Конституция РФ гарантирует неприкосновенность частной жизни и законы РФ запрещают использовать системы и приборы слежения за частными лицами без соответствующих разрешений со стороны системы правосудия, то имейте в виду: в Москве как-то эту проблему уже решили. И штрафуют граждан по любому поводу вовсю.

Складывается впечатление, что на фоне снижения бюджетных поступлений власти могут с удвоенной силой взяться за законный отъем денег у населения под разными предлогами. И уже невооруженным глазом видно, как чьи-то личные, корыстные интересы (пусть даже под невинной маской частно-государственного партнерства) преобладают над интересами народа и государства, как провластные элиты безостановочно делят страну по корпоративному признаку.

Думаю, власть скоро просто вынуждена будет под натиском совершенно объективных и непреодолимых обстоятельств каким-то образом представить народу новые параметры этого самого общественного договора, обозначить принципы, скажем так, сосуществования большей части населения и олигархов.

Иначе ее способность считать себя таковой станет более чем сомнительной (ну не только же артистов награждать за агитацию по поправкам). И очень хотелось бы, чтобы в договоре были обозначены принципы той самой истинной, глубинной справедливости, которой уже требуют люди. Но есть у меня большое опасение, что в этом условном договоре будет очень много примечаний, как бы написанных мелким шрифтом теми, кто должен будет его выполнять со стороны властных элит.

А вы как думаете?

Юля
Подкасты
База