Первое заседание Госдумы: смогут ли депутаты контролировать правительство?

Первое заседание Госдумы: смогут ли депутаты контролировать правительство?
В минувший вторник состоялось первое пленарное заседание депутатов нового, VIII созыва Государственной Думы России. Этим событием в стране начался новый политический год. Задачи, в первую очередь социально значимые, которые предстоит решать этому составу российского парламента, в общем-то, были обозначены еще во время предвыборной кампании. Их неоднократно ставил в своих выступлениях президент Владимир Путин, которого можно, на мой взгляд, назвать главным идеологом и ньюсмейкером прошедших выборов. И то, что ни так называемая оппозиция, ни западные «партнеры», несмотря на громкие обещания не признавать итоги кампании, протестовать и т. д., не пошли дальше громогласных заявлений, говорит о том, что политическая вертикаль страны приобретает все большую устойчивость и подлинный суверенитет.

12 октября думцы решали свои организационные вопросы, избрали на второй срок председателем нижней палаты Вячеслава Володина, утвердили руководство комитетов (которых стало 32 вместо 26), в которое вошли и депутаты от Кубани.

Так, председателем Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики стал избиравшийся по партийному списку в Краснодарском крае член КПРФ Николай Харитонов.

Первыми заместителями председателей двух думских комитетов — по физической культуре и спорту, по делам СНГ — стали соответственно Дмитрий Пирог и Константин Затулин.

Должность зампреда Комитета Госдумы по контролю доверена Дмитрию Ламейкину, по делам национальностей — Николаю Долуде, по туризму — Наталье Костенко, по развитию туристической инфраструктуры — Сергею Кривоносову. После окончания заседания состоялась встреча Владимира Путина с новым составом парламента. И его обращение к парламентариям можно считать если не напутствием, то программой-минимум деятельности Госдумы на ближайший период.

Итак, Президент России назвал главным врагом российского общества и угрозой стабильного развития низкие доходы миллионов граждан. Напомню, несколько ранее на встрече с вице-премьерами глава государства по этому поводу выразился более жестко, он назвал «главных врагов России» (читай — врагов народа): бедность значительного числа населения, нерешенные проблемы в области здравоохранения, образования и развития инфраструктуры. В этой связи вспомнилась недавняя встреча главы государства с вице-премьером, ответственным за «агрессивное развитие» этой самой инфраструктуры и автором программы завоза для этого пяти миллионов мигрантов. Вел себя Марат Хуснуллин в кабинете Владимира Путина, на мой взгляд, не менее агрессивно, чем курируемый им проект: обещал построить 90 миллионов квадратных метров жилья, потрясал графиками и уверял президента, что «улучшил пять миллионов семей». Если он имел в виду семьи тех, кого собрался завозить, то как-то рано еще об этом рапортовать. А если он подразумевал, что еще пять миллионов россиян взяли ипотеку по самым высоким если не в мире, то в Европе точно процентам, — здесь ему, как чиновнику, ответственному за весь стройкомплекс страны, думаю, не хвалиться надо. А предлагать, наверное, меры к тому, чтобы дорожающее жилье хотя бы теоретически становилось более доступным для граждан нефтедобывающей страны сообразно их доходам. Но, увы. Кроме того, вице-премьер намерен так же агрессивно взвинтить тарифы ЖКХ до «экономически обоснованных». Впрочем, это так, к слову о выполнении поручения президента о борьбе с бедностью…

Обращаясь к депутатам, Владимир Путин говорил о трех приоритетах бюджета — социальной политике, экономическом развитии и здравоохранении, о необходимости корреляции законодательных инициатив с национальными целями развития.

Президент уверен, что рост экономики России в нынешнем году будет выше прогнозируемого. Владимир Путин предложил, а значит — дал поручение перейти со следующего года на индексацию материнского капитала и других бюджетных соцвыплат не по прогнозной инфляции, а по фактической. Напомню, она в сентябре, даже по официальным данным, составила 7,4 процента. И, по уверениям экономистов, это не предел. Да и в правительстве все чаще говорят об ожидаемом росте цен практически на все. Наверное, в этой связи глава государства считает необходимым в течение месяца разработать дополнительные меры поддержки граждан в условиях повышенной инфляции и, соответственно, повышенных ценников.

Кто ответствен за скачок цен, не говорилось, но многие депутаты в своих выборных речах, помнится, обещали положить этому конец. Ну что ж, самое время взяться за выполнение обещаний, тем более что и Владимир Путин, поздравляя «Единую Россию» с победой на выборах, нацелил народных избранников на безусловное ВЫПОЛНЕНИЕ НАКАЗОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. И, возможно, представительная власть в первую очередь заинтересуется в это тревожное время причиной роста тарифов на перевозки товаров, работой системы «Платон», обратит внимание на необходимость обязательной маркировки товаров и утилизации продукции, на тарифную политику крупнейших торговых сетей, повнимательнее посмотрит на прорывную деятельность финансово-экономического блока правительства и «лучшего в мире» Центробанка. Ну согласитесь, нельзя же до бесконечности винить во всем мировую конъюнктуру.

Тем не менее президент уверен, что в бюджете сейчас достаточно средств для исполнения важнейших социальных мер, в том числе для формирования целостной системы ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ. За предстоящие три года на соцподдержку направят 41,5 триллиона рублей, на развитие экономики и поддержку регионов — 15,1 триллиона, на здравоохранение — 10,9 триллиона рублей. Также необходимо, по мнению главы государства, наращивать темпы вакцинации от COVID-19 и «терпеливо и настойчиво» продолжать разъяснять гражданам необходимость вакцинации.

Тут стоит отметить, что во внесенном в Госдуму проекте трехлетнего бюджета правительство предлагает расходы на ряд госнужд сократить, в том числе — на здравоохранение (!) на 118 миллиардов рублей. А в целом на социалку (!) планируют потратить на 370 миллиардов меньше. Но здесь, по словам Владимира Путина, предполагается максимально использовать средства внебюджетных фондов — ФОМС, Пенсионного и других.

Однако депутатам еще только предстоит работа над бюджетом, и нет сомнений, что они, в том числе и в свете выступления президента, обязательно поинтересуются у профильного финансового ведомства необходимостью подобных сокращений бюджетных трат при профицитном-то бюджете, целесообразностью дальнейшего накопления и без того переполненных ФНБ и других минфиновских «кубышек», необходимостью при таких запасах увеличения налоговой и тарифной нагрузки на предприятия и граждан в условиях падения доходов населения и, соответственно, покупательского спроса и многими другими не менее важными вопросами. Тем более что принятыми в прошлом году поправками в Конституцию РФ полномочия парламента по контролю за формированием правительства и, по сути, его деятельностью значительно расширены.

Так что, несомненно, предстоящие парламентские слушания главного финансового документа страны пройдут достаточно бурно. И если удастся депутатскому корпусу «подвинуть» Минфин на увеличение тех же соцрасходов, то это станет яркой заявкой на самостоятельность, на право выполнять роль, предусмотренную обновленной Конституцией. Ну ведь не случайно же президент предоставил российскому парламенту новые полномочия. И настала пора ими воспользоваться! Тогда будет понятно, КТО СТАНЕТ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОЛИТИКУ В ГОСУДАРСТВЕ: очень далекий, на мой взгляд, от нужд простых людей, глобально ориентированный тот же финансово-экономический блок правительства — или избранный населением и, безусловно, национально ориентированный парламент РФ?

А вы как думаете?

Ранее мы писали: Выборы-2021: нужен авторитетный парламент
Даня
База