" />

Принято на Кубани: итоги работы Заксобрания края за 2018 год

Принято на Кубани: итоги работы Заксобрания края за 2018 год
Заканчивается 2018 год. Для Кубани, как и для всей страны, он не был простым. Помимо всего прочего, край постоянно испытывала на прочность непогода: засуха, грады, наводнения. Выстояли! Справились, как говорится, всем миром. Примерно в три с половиной миллиарда рублей оценен ущерб только от октябрьского паводка. Людям восстанавливали жилье, отстраивали коммуникации, выплачивали оперативно компенсации пострадавшим.

В отличие от погоды политическая ситуация на Кубани каких-то экстремальных периодов не переживала. Даже шок от объявленного повышения пенсионного возраста постепенно проходит…

Трудиться ведь надо и людям, и органам власти. Эта слаженная совместная работа, и не только в кризисные моменты, несомненно позволила и преодолеть трудности, и вывести Кубань в топ рейтинга социально-экономического развития. Краснодарский край по этому показателю сейчас в тройке лидеров среди российских регионов вместе с Московской и Ленинградской областями.

Но есть еще один, на мой взгляд, очень важный показатель. Это — качество регионального законодательства. От него, по большому счету, зависит и инвестиционная привлекательность субъекта, и уровень жизни людей, и общая стабильность всех процессов.
Мы регулярно слышим: в Краснодарском крае выделены средства на строительство новых школ, на ремонт дорог, заложены деньги на содержание районных поликлиник, направлены средства на поддержку аграриев, субсидии и субвенции — муниципалитетам. Список можно еще долго продолжать, четкая организация бюджетного процесса на Кубани — факт общепризнанный. И то, что удается так оперативно устранять последствия стихийных бедствий, тоже говорит о подготовленности и качестве нормативно-правовой базы региона. Если провести аналогию с набирающим сейчас популярность брендом «Сделано на Кубани», то отметку «Принято на Кубани», как стандарт качества, можно ставить на всех законопроектах ЗСК.

Одной из отличительных особенностей работы Законодательного собрания края является то, что его сессии проходят четко, без сбоев, практически всегда в рамках регламента. Ну вот, скажет кто-то, мол, и кубанский парламент перестал быть местом для дискуссий. И будет не прав.
Четкость такой работы достигнута тем, что все вопросы перед голосованием предварительно очень тщательно обсуждаются депутатами и представителями заинтересованных сторон в профильных комитетах ЗСК. Именно там проходят «обкатку» все будущие законопроекты и постановления. 

Кроме того, самые важные темы выносятся на еженедельные планерки, которые всегда проводит председатель ЗСК Юрий Бурлачко и на которых в основном контролируется исполнение уже принятых краевых госпрограмм: от ЖКХ до организации детского отдыха.
Помню, на одной из них всегда корректный спикер с трудом скрывал свое, скажем так, недоумение по поводу возможного неисполнения программы по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Исполнители тогда выглядели не очень, но горячо заверяли, что справятся. Примечательно, что выполнение резолюций этих совещаний, если перевести на цифры, почти стопроцентное.

Проиллюстрировать эффективность такого подхода может недавний пример: на прошлой неделе председатель ЗСК провел прием граждан, на котором в том числе было рассмотрено обращение родителей несовершеннолетних детей, больных диабетом. Суть в том, чтобы помочь обеспечить тех ребятишек, чьи родители не могут себе этого позволить, инсулиновыми помпами. Спикер сказал, что вопрос будет решен, его еще обсудят на Совете законодателей в январе. А уже в феврале, рассчитывают участники встречи, в краевой бюджет можно будет внести необходимые изменения. Разумеется, на эту встречу депутаты тоже пришли традиционно подготовленными. И это, пожалуй, визитная карточка ЗСК — предпочли озвучить уже проработанный алгоритм решения проблемы. Без излишнего шума, без дискуссий, без приглашения СМИ, что называется в рабочем порядке.

И такой подход заслуживает признания. Ведь не стали же парламентарии объяснять мамочкам: для того чтобы требуемые средства в размере 40 миллионов (подсчитали уже), необходимых на закупку этих помп, были заложены в краевые расходы, необходимо сначала получить одобрение Минфина РФ и других федеральных ведомств. Уверен, все необходимое к моменту этой встречи ими было сделано — родителей проинформировали уже о путях решения проблемы.

Так же на протяжении года получилось и с возвратом льгот на проезд для пенсионеров в пригородном транспорте, с ситуацией по ремонту жилья, по субсидиям и по многому другому. В ЗСК признают, что сложно еще решается проблема обманутых дольщиков… Так что ответ на вопрос: что лучше — дискутировать или работать? — в ЗСК, похоже, не обсуждается.
Чаще всего под термином «лоббизм» понимается возможность влиять законными или не очень методами на принятие решений органами государственной власти. Порой многие из нас не понимают: ну скажите, зачем бесконечно реформировать тот же рынок страхования, увеличивать штрафы, сборы и многое другое? В большинстве случаев причина одна — лоббизм! Как правило — различных финансово-промышленных объединений или бизнес-структур. На федеральном уровне это присутствует, более того, во многих странах лоббизм разрешен официально.

Вообще, особенность нынешнего законодательного процесса, на мой взгляд, не просто в диктате федеральной повестки дня, а в совершенно очевидном перекосе в сторону обеспечения интересов этих самых лоббистов.
Конечно, регионы имеют право законодательной инициативы, но попробуйте им воспользоваться. Самый свежий пример: реки в федеральной собственности, поэтому и расчищать их местные власти пока не могут, они вправе только героически бороться с наводнениями и их последствиями… Вот и решают проблему депутаты ЗСК на федеральном уровне, и решат ли — большой вопрос. Ведь права распоряжаться живописными берегами российских водоемов, в том числе разрешать на них строительство, добровольно никто не отдаст. Так что, получается, таким вот своеобразным лоббизмом (в хорошем смысле этого слова), продвигающим интересы населения края на федеральном уровне, занимается ЗСК.

Безусловно, при поддержке и краевой исполнительной власти, и депутатов Федерального Собрания от Краснодарского края. И это нормальный региональный лоббизм. Поэтому больше чем уверен, что в ЗСК напишут корректное несогласие по поводу принятия, скажем, «налога на колбасу», если его вдруг кто-то начнет всерьез проталкивать.

К примеру, уникальный для страны закон о животноводстве закладывает правовую основу для возвращения этой отрасли на показатели докризисных времен. Согласитесь, логично будет, если этот опыт распространят потом по всей стране. 
На очереди — еще ряд интересных инициатив, одна из них тоже будет, уверен, новаторской — закон о так называемом гаражном виноделии. Предполагается, что он даст право небольшим производителям лицензировать и брендировать свою продукцию. Всего же в этом году в ЗСК «обкатали» и приняли 224 закона и 620 постановлений. Эта нормативная база как раз и отражает те темпы роста, которые сейчас демонстрирует Краснодарский край.

Но об этом и о многом другом, уверен, мы поговорим уже в следующем году. Так что выписывайте и читайте «Вольную Кубань». И с наступающим Новым годом! Берегите себя!
Ева
Подкасты
База