" />

Россия и Белоруссия: побратаемся экономиками

Россия и Белоруссия: побратаемся экономиками
О возможности и необходимости объединения России и Белоруссии говорится примерно с 1996 года. За это время процесс, что называется, так и не пошел, хотя были всплески активности межгосударственного сотрудничества в этом направлении. Были и периоды полного забытья. Сейчас эта тема вновь становится актуальной.
Ряд СМИ сообщил, что в рамках широко не обсуждавшейся «программы экономической интеграции России и Белоруссии», утвержденной сторонами в сентябре, за полтора года предполагается провести частичное объединение двух экономических систем. Старт назначен на январь 2021-го.

Согласовали процесс с возможностью незначительных изменений на днях премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас. В так называемой дорожной карте этого проекта значится в том числе принятие общего Налогового и Гражданского кодексов, унификация внешнеторговых правил и порядка разграничения собственности. Также предполагается сохранение банковского надзора за двумя Центробанками (ну, куда же без них?).

Думается, «наш» Центробанк будет категорически против этой экономической интеграции, ведь в Белоруссии национальный ЦБ стопроцентно государственный и подчиняется президенту страны. А вот регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии должен остаться один. И чей здесь приоритет, понятно всем. Вопросы обороны, госбезопасности, судов, МВД, а также непосредственно госуправления с учетом различий в устройстве исполнительной власти в России и Белоруссии пока остались за рамками документа.
Разумеется, подобные экономические проекты дают полное основание говорить о возможном создании как бы нового конфедеративного государства. Но, видимо, эта болезненная, но исторически неизбежная, на мой взгляд, для белорусского руководства тема всплыла раньше положенного. И пресс-секретарь президента Белоруссии, конечно же, сразу начала все отрицать. Заявила, что страна не готова к созданию конфедерации с Россией, а программа экономической интеграции «станет программой» только после того, как ее подпишут президенты стран и она будет принята на высшем Госсовете в декабре. 
Ее российский коллега прокомментировал новость немного в ином ключе. План дальнейшей интеграции России и Белоруссии может быть представлен президентам двух стран до конца года, его содержание пока носит предварительный характер и будет дальше согласовываться, заявил журналистам Дмитрий Песков. Кроме того, он отметил, что этот совместный план действий по большей части уже согласован и проделана очень серьезная работа с двух сторон.

Действительно, в прошлом, да и в этом году главы двух государств часто встречались, в том числе и в Сочи. Правда, всегда после этого Батька начинал делать резкие выпады в сторону России, видимо для того, чтобы расслабить свое окружение, которое, как известно, весьма скептически относится к возможному объединению. В том числе и в связи с действиями российского правительства в рамках пресловутого налогового маневра. Который, если говорить просто, дает значительные преференции российским нефтяникам, фактически снимая с них обязанность продавать нефтепродукты на внутреннем рынке (и в Белоруссии тоже, по сложившейся практике) по более низким ценам.
В этой связи и происходит то, что можно назвать конфликтом интересов элит, сформировавшихся в двух государствах на торговле углеводородами. Разумеется, соседние «элитарии» во главе с Батькой очень недовольны падением своих доходов, связанным с повышением для них стоимости российского сырья. А наши заявляют, что хватит дотировать белорусскую экономику, ничего не получая взамен. Взамен, это надо понимать — предоставить им возможность поприватизировать нефтегазовый комплекс Белоруссии, который помимо современных перерабатывающих мощностей имеет трубопроводы в Европу. 
Да, много еще каких лакомых кусочков есть в братской республике для эффективных российских менеджеров из новых «элит». А вследствие их отлучения от западных преференций в связи с санкциями борьба внутри этого вида россиян начинается нешуточная, и новые рынки им просто необходимы.

Поэтому, наверное, так изящно сформулирован еще один пункт дорожной карты, касающийся промышленной политики — ввести общий режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольной политики, защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства.
Российские экономисты давно говорят, что белорусская экономика меньше российской почти в 30 раз, правда, не уточняется, что доход на душу населения там выше. Так же как и то, что российский рост показателей во многом обеспечен значительным снижением расходов на социальные обязательства и закредитованностью населения. Да и не слышно что-то о миллионах нищих в «отсталой» экономически Белоруссии…
Очевидно, что различие между двумя государствами не только в размерах экономик, но и в социальных приоритетах. А в этом направлении программа интеграции совершенно не прописана. Есть только общие формулировки типа «сближение уровня» соцгарантий, а в будущем — «равные права» граждан двух стран.

Понятно, что трудно сейчас предусмотреть «сближение» того же пенсионного возраста теперь значительно более долгоживущих россиян или «плановое» повышение тарифов на коммуналку. Белоруссия мало того что четко ориентированное еще по советским социальным стандартам государство (льготы, дотации, госпенсии — по понятным критериям), но и белорусский народ не является отвлеченным понятием, а конституционно определен основой госвласти. Не многонациональный, как у нас. И будет ли сохраняться это базовое отличие в политическом устройстве двух государств в архитектуре будущей конфедерации, пока не обсуждается. Вероятнее всего, потребуются изменения и в конституциях двух стран.
Тем не менее, если отвлечься от сегодняшних экономических реалий и действительно сложных вопросов будущей интеграции, будет понятно: Россия становится сейчас центром притяжения для многих народов и государств на постсоветском пространстве. Даже несмотря на чудовищную коррупцию, оторванность правящих элит от реальности и т.д. 
Эта притягательность значительно возрастает и в связи с начавшимся расколом Евросоюза из-за миграционных проблем, скорого выхода Великобритании из этого объединения, других факторов. Вырвавшиеся на «свободу» в 90-е, наверное, скоро будут не прочь вернуться под крыло «старшего брата». Но возьмут, очевидно, не всех…

На мой взгляд, нынешнее соглашение об экономической интеграции стоит рассматривать и как проработку еще одной дорожной карты по созданию будущей конфедерации, куда сможет войти не только Белоруссия. А вы как думаете?
Ксюша Рогозина
Подкасты
База