Ротация губернаторов, или Вертикаль власти врастает в регионы

Ротация губернаторов, или Вертикаль власти врастает в регионы
Случившаяся на днях на фоне несбывшихся слухов о грядущей всеобщей мобилизации в России и даже о возможном объявлении войны Украине внезапная ротация пяти губернаторов тоже породила немало домыслов. В частности, о том, что грядет замена чуть ли не всего корпуса глав субъектов РФ, за исключением разве что юга России. Впереди, утверждают политологи, еще ряд замен.

Как правило, выбывших руководителей регионов заменяют назначенцы Кремля. И какие бы это в либеральной среде ни вызывало эмоции, не стоит забывать, что в стране давно объявлена, действует и активно укрепляется вертикаль власти, главным органом которой априори является Администрация Президента РФ. Однако надо признать: не всегда московские назначенцы (особенно пролоббированные госкорпорациями в стратегические для их деятельности регионы) способны выстроить, как это модно говорить, отношения с местными бизнес-элитами, деловыми кругами и найти баланс интересов между, так сказать, верхушкой вертикали и ее низовым звеном. Как, например, будет это делать бывший руководитель Росстата Павел Малков в кресле губернатора Рязанской области, покажет время. Но можно предположить, что область моментально может выбиться в российские лидеры по ряду показателей социально-экономического развития. Но это к слову.

Собственно говоря, за последние 30 лет роль губернаторов в российской истории менялась неоднократно. К примеру, их практически повсеместное превращение в удельных князей к началу двухтысячных годов стало составлять серьезную угрозу для новой федеральной власти. Настолько, что в 2004 году выборы губернаторов были отменены вплоть до 2012 года, когда в Москве на Болотной площади провалилась попытка устроить цветную революцию. Но сравнивать с выборами начала века их нельзя ни по накалу страстей, ни по предсказуемости, мягко говоря. Тогда, в начале 2000-х, самое большое напряжение у формирующейся вертикали вызывали, условно скажем, главы регионов, находящиеся в тесной связке с местными силовиками и реализующие в первую очередь бизнес-интересы своих людей. И создаваемые ими бизнес-империи регионального уровня были слабо подконтрольны тогда еще не очень сильному федеральному центру. Но надо отдать должное фактам: реальный сектор экономики тогда развивался успешно. Последний раз потенциал «независимых» губернаторов пытались задействовать, как утверждают некоторые политологи, на то, чтобы они помогли усадить Дмитрия Медведева в президентское кресло на второй срок. И не согласившиеся с этим предложением, такие, как Юрий Лужков (утверждают знающие люди), были уволены в период с 2010 по 2011 год по новой формулировке о недоверии или заменены «газпромовскими» губернаторами.

Сейчас все наоборот — вертикаль выстроена, губернаторы никакого влияния на силовиков не имеют и, по сути, стали проводниками федеральной повестки на местах, а их назначение на выборы (читай — судьба и карьера) или ротация — исключительная прерогатива АП.

Прошедшая на днях, надо полагать, первая в текущем периоде замена глав субъектов, весьма вероятно, связана с низкой эффективностью их работы, высоким антирейтингом у населения и, наверное, потенциальной невозможностью перестраивать региональные экономики на, так сказать, мобилизационные рельсы, чего требует логика момента. Хотя они, стоит отметить, также были московскими назначенцами.

В единый день голосования в сентябре 2022 года избираются 14 глав субъектов РФ. Главу Адыгеи, напомним, избирают депутаты Госсовета республики.

Итак, 10 мая в отставку подали глава Марий Эл, губернатор Кировской области, рязанский губернатор, глава Саратовской области и губернатор Томской области. На их места президент Владимир Путин соответственно назначил: Юрия Зайцева, Александра Соколова, Павла Малкова, Романа Бусаргина, Владимира Мазура. Двое из них — бывшие сотрудники АП, двое, как утверждают СМИ, пролоббированы энергетическими монополистами и четверо из них прошли так называемую школу губернаторов, которую курирует Сергей Кириенко. За какие другие заслуги или достижения перед страной этим относительно молодым людям доверяют руководить российскими регионами — не сообщалось.

Но здесь стоит отметить, что г-н Мазур в конце апреля текущего года, будучи еще в должности замначальника Управления Президента России по внутренней политике, сообщил прессе, что обсуждается возможность изменения процедуры выборов губернаторов и что ПРЯМЫЕ ВЫБОРЫ ГЛАВ РЕГИОНОВ МОГУТ БЫТЬ ОТМЕНЕНЫ. С чем это связано, он не пояснил, просто констатировал факт.

Связи с ситуацией начала 2000-х здесь искать, думаю, не стоит. Губернаторы давно перестали представлять для Кремля даже теоретическую угрозу несогласия с проводимой в рамках вертикали политикой, чего не скажешь о муниципальном уровне. Пожалуй, вероятная отмена прямых выборов связана с несколькими факторами, главный из которых — идущая спецоперация на Украине. Ну предположим, после вхождения в состав России ДНР, ЛНР и, не исключено, Херсонской области, а также Южной Осетии и Абхазии проводить там выборы в единый день голосования просто неразумно. Может случиться все что угодно, а как умеют наши бывшие партнеры превращать любые протестные акции в цветные революции, мы прекрасно знаем. Так что рисковать с народным волеизъявлением что в новых, что в «старых» субъектах РФ власть, надо полагать, в нынешних условиях не будет. Да и не будем скрывать, что большому числу избирателей сейчас не до выборов. Важнее не потерять работу, сохранить привычный уровень жизни, а то и просто выжить с такими ценами. Но эти вопросы должно решать правительство, а кандидаты разве что обещания раздавать в этот момент могут, которые, скорее всего, рост недовольства вызвать могут у избирателя.

Так что решение об отмене прямых выборов, если оно будет утверждено, пожалуй, самое правильное в данный момент. Хотя сам институт выборов, и здесь вряд ли кто будет спорить, является одной из базовых основ государства и власти и разрушать его окончательно никто не будет. Тем более что отмена ЕДГ может ассоциироваться с тем, что за всю историю страны выборы в Верховный Совет СССР отменялись только во время Великой Отечественной войны. А у нас ведь не война, а спецоперация. Так что, скорее всего, будет реализован гибридный вариант. Например, утверждение процедуры выборов губернатора депутатами Законодательного собрания региона или иные формы. Они, в принципе, возможны в рамках нового законопроекта, который в начале мая на суд общественности представили наши известные парламентарии.

Председатели комитетов Госдумы и Совета Федерации по госстроительству Павел Крашенинников и Андрей Клишас внесли в Думу законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Документ, подготовленный в развитие обновленной Конституции, должен заменить действующий закон об органах региональной власти. Если коротко, то в нем содержится норма о пятилетнем сроке полномочий глав регионов, но нет ограничения по количеству таких сроков. Нет в законопроекте и нормы об отзыве губернатора избирателями, которая была введена в 2012 году.

Предполагаются изменения и в работе региональных парламентов. Все депутаты, независимо от того, работают ли они на профессиональной основе или на общественных началах, будут признаны лицами, замещающими госдолжность субъекта РФ. Но за эту безусловную, на мой взгляд, привилегию им сокращают сроки предоставления отзывов на федеральные законопроекты совместного ведения с 30 до 15 дней. Для народных избранников в субъектах это означает, что периодически им придется работать в авральном режиме, ведь поправки в федеральное законодательство вносятся чуть ли не ежедневно.

Но наиболее существенной представляется смена статуса МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Оно по-прежнему, согласно Основному закону, не входит в систему органов госвласти РФ, но теперь является частью «публичной власти» — понятие которой было введено поправками в Конституцию РФ. Прям двоевластие какое-то на местном уровне получается. Но это опять же к слову пришлось. Главное же во всем этом — что с 2023 по 2028 год планируется полностью переформатировать местное самоуправление в России, а потом, предположу, и вообще его упразднить. Согласно законопроекту ликвидируется поселенческий уровень самоуправления, отменяется нынешнее административно-территориальное деление, и будут у нас только укрупненные городские и муниципальные округа.

Также на время переходного периода местные выборы разрешаются только в городах, но не факт, что их будут проводить. Вот местные Советы депутатов в округах должны быть обязательно выборными, а главы округов могут выдвигаться главой региона.

Так что выборы всех уровней не отменяются, но прямые в перспективе могут остаться только на уровне депутатов. Глав городов и муниципальных округов, скорее всего, будут выбирать окружные Советы депутатов или совместные с ними комиссии по предложению губернаторов. Иными словами, принципы федеральной вертикали власти будут внедряться на местах, формируя региональные вертикали, как говорится, по образу и подобию федерального центра. И муниципальных выборов глав исполнительной власти на местах, по сути, вскоре может не быть. Но вполне возможно, что это решит и проблему вечного безденежья муниципалитетов. И ОНИ СТАНУТ ИНТЕНСИВНЕЕ РАЗВИВАТЬСЯ.
А вы как думаете?

Ранее мы писали:

Стратегические аргументы российского руководства: все решения приняты