" />

Слуги народа, разойдись: о количестве занятых в госсекторе

Слуги народа, разойдись: о количестве занятых в госсекторе
Количество людей, занятых в госсекторе, даже по официальным данным уже превышает 50 процентов от фактически занятых в стране. Более половины трудоспособного населения так или иначе зависит от бюджета. Если добавить к этому весь бизнес, общественные и иные организации, которые также существуют за счет госконтрактов, грантов и т.д., то цифра получится катастрофическая для стремящейся в пятерку мировых лидеров экономики.
В последнее время мы постоянно слышим о проблемах с малым и средним предпринимательством. Оно уже настолько окружено «заботой и вниманием» контролирующих и регламентирующих органов, что впору задуматься: нужно ли оно вообще правящей элите или является для нее раздражающим фактором? А раз так, то нужно с ним бороться как с явлением.

Иными словами, зарегулировать по максимуму. Тем более что и с высоких трибун все чаще раздаются утверждения, что небольшой частный бизнес в стране — это сплошной черный нал, криминал и все такое. Как правило, такие возгласы раздаются перед очередным планируемым введением новых непопулярных у населения экономических мер или увеличением размеров штрафов, сборов.

Так, кстати, случилось, когда вводился эксперимент по выводу из тени так называемых самозанятых граждан. Озаботились власти тем, что, оказывается, без контроля государства живут-выживают в России миллионов 15—20 человек. На жизнь себе зарабатывают где-то в сером секторе и ничего за это не платят. А так пусть понемногу, но начинают. Главное — их всех учесть. А дальше видно будет.
Государству ведь нужны налоги. А на что они в том числе будут тратиться, давайте посмотрим. Ведь возникает очевидный вопрос: зачем же нужны такие непродуманные новации в непростое для основной части населения время? Ну подождали бы для начала, пока число бедных начнет снижаться в рамках развернувшейся с ними борьбы, или пенсионная реформа даст декларируемый результат, или те же самозанятые вместе с МСП начнут как-то расти.
Но инициативы, усложняющие нашу жизнь, производятся как на конвейере и чуть ли не каждый день. То появляется запрет подрабатывать матерям, находящимся в декрете, то принимается очередная попытка поставить на контроль использование гражданами Интернета и даже ввести на него налог, то рассматривается возможность запрета покупок на зарубежных электронных площадках сверх некой минимальной суммы, то кредитоваться за рубежом и т.д.

Согласитесь, все это и многое-многое другое, что можно приводить бесконечно, странно смотрится на фоне отсутствия роста экономики, когда почти половина российских домохозяйств, по последним данным Росстата, может позволить себе только еду и одежду. Но премьер на днях заявил, что в экономике у нас все, оказывается, в порядке. Почти как в пятерке стран-лидеров.

Думается, дело в том, что дикое социальное расслоение в российском обществе отразилось и на экономических приоритетах государства. Ну как можно топ-менеджера госкорпорации, которой всегда погашает убытки российский бюджет, сравнить, например, с закошмаренным различными требованиями проверяющих органов владельцем пекарни? Который при этом умудряется сам, без господдержки, выживать, платить налоги да еще и давать работу людям, что в настоящее время сродни героизму. Но это, так сказать, представители разных миров, в одном из которых действительно все в порядке. И в чьих интересах действует власть, нетрудно понять.
Вряд ли исключительно во благо таких пекарей и трудятся миллионы чиновников наверху и на местах, из лучших побуждений выпуская нескончаемым потоком все новые ограничения, требования и инструкции, оправдывая свое существование. По отдельным видам предпринимательской деятельности количество различных нормативных и правовых актов может превышать тысячу. Один производитель рассказывал СМИ: чтобы поставить свои спортивные тренажеры за рубеж, ему помимо всего прочего приходилось возить в Москву на экспертизу даже деревянные поддоны, чтоб единственная в стране кем-то уполномоченная контора дала какое-то нелепое заключение о качестве древесины.
Примеров такого регуляторного беспредела огромное количество. Но если кто-то думает, что анонсированная правительством программа по уменьшению количества нормативных и регламентирующих актов, в том числе и советского периода, в сфере МСБ даст положительный эффект, то он оптимист. Вспомним, как недавно из лучших побуждений всех «малышей» государство обязало оснаститься онлайн-кассами. В некоторых городах вскоре закрылось до половины ИП. Ну разве не знают в том же Минэкономики, что не все ведут бизнес у нас в стране в одинаковых условиях? Понимают, наверное, что нет у всех этих ИП возможностей что-то там выводить в офшоры, большинству из них просто выжить бы на «фоне больших кораблей». Но тем не менее продолжают закручивать им гайки. Зачем?

Еще одна категория бизнеса «сидит» на местных бюджетных контрактах. Это, как правило, свои, аффилированные с местным руководством компании, и зачастую они весьма успешны. Но и им сейчас непросто. По некоторым данным, «расходы» по получению таких контрактов, особенно в сфере строительства и благоустройства, доходят до 50 процентов от суммы. В узких кругах это называется социальной функцией контракта. Раньше говорили — «откат». И это тоже, на мой взгляд, определенная форма контроля над этим классом предпринимателей.

Ну а третий вид бизнеса, как вы понимаете, принадлежит правящей финансовой элите страны и находится под прямой протекцией государства. Это сырье, банки, транспорт, связь и т.д. И этой элите, наверное, не нужны другие «точки роста» бизнеса, кроме их собственного. В советские времена по схожей причине боролись с мелкобуржуазными проявлениями, прекрасно понимая, что только они являются основной угрозой авторитарному режиму.
Ну а новой России с ее олигархами средний класс, теоретически способный по мере своего укрепления в будущем выдвигать политические требования хотя бы в плане госуправления, видимо, нужен как пятое колесо. Поэтому, наверное, заниматься негосударственным бизнесом в новой России всегда было опасно: или отнимут, или посадят, когда будет за что. Интересно, какой бизнес имел в виду наш премьер, когда советовал учителям, которым не хватает денег, в него идти?
При таком раскладе крупный бизнес и обслуживающее его чиновничество будут делать все для сохранения статус-кво. Поэтому количество занятых в госсекторе как основе нынешнего устройства страны будет расти. Думается, до тех пор, пока не достигнет процентов так 70. Тогда можно будет не беспокоиться о результатах любых выборов и референдумов.

Но, видимо, при реализации этого плана произошла накладка. Количество всяких чиновников растет (а в дальнейшем, судя по всему, должно вырасти еще больше), но заканчиваются посадочные места в учреждениях. И что делать прикажете? Уже сейчас в какое госучреждение ни зайдешь, ютятся чиновники в стандартных кабинетах по пять-шесть человек. Впритык друг к другу уже сидят слуги народные. И выход был найден! Да какой гениальный!

В сентябре депутаты Московской областной Думы приняли закон, наделяющий госслужащих Подмосковья правом… работать дома. И призывают теперь другие регионы следовать их примеру. Лица, замещающие ведущие, старшие и младшие должности госсслужбы в органах власти, могут теперь трудиться дистанционно! Не отходя, так сказать, от дивана и кухни.
И что бы там ни говорили авторы о растущей информатизации общества, вывод напрашивается один: современный российский чиновник — это, оказывается, не тот человек, кто работает напрямую с людьми, с документами, оказывает госуслуги, участвует в выработке и принятии решений, а некий фрилансер на бюджете.
Какую функцию при таком раскладе вся эта масса дистанционщиков может выполнять, кроме статистической, непонятно. Очевидно, что на работу в подмосковное и любое другое правительство так просто не попасть. Но попадают, и много. Настолько, что им помещений уже не хватает. А чем эти граждане могут заниматься за счет наших с вами (и того пекаря) налогов, что на работе, что дома, догадайтесь сами.

Думается, ничем иным, кроме повышения неких компетенций и мотиваций, конечно же. Они ведь тоже часть элиты, хоть и сервильная. На мой взгляд, этот шаг подмосковной власти еще раз подтверждает тренд на дальнейшее окончательное отделение ее от народа. Даже несмотря на постоянные призывы высшего руководства страны быть ближе к простым людям.

Но, видимо, приносят эти чиновничьи свиты правительству, которое так о них заботится и поддерживает, пользы больше, чем тот же пекарь. И, похоже, это только начало реорганизации правящего российского класса, создание необходимых условий для его дальнейшего эффективного существования. Ведь стоит, наверное, задуматься, чего это Дмитрий Анатольевич после высказываний о необходимости полутора миллионов новых федеральных чиновников для реализации приоритетных проектов вдруг заговорил о введении сокращенной рабочей недели? Оно ведь за пять дней и дома так можно вымотаться на службе государству, что мало не покажется. А как вы думаете, для кого предназначена четырехдневка?
Ксюша Рогозина
Подкасты
База