" />

Три года ждать осталось: об обещаниях власти

Три года ждать осталось: об обещаниях власти
Народу уже столько всего наобещали, а ему все мало! Известное выражение, похоже, перестает быть шуткой. Особенно в свете ударного выполнения приоритетных национальных проектов. В этот раз населению посулили столько, что народ даже поспешил построиться в форме этих обещаний. Наверное, чтобы сбылось быстрее.

Так, официально и с гордостью сообщалось, что 1 Мая в Краснодаре «трудовые коллективы построились в соответствии с причастностью к реализации нацпроектов в три больших блока: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономическое развитие». Хорошо хоть «Демографию» не выложили из пришедших в обязательном порядке на демонстрацию граждан.

На мой взгляд, здорово смотрелось бы и «Развитие магистральной инфраструктуры». Особенно на фоне «торжественного» открытия очередного платного участка трассы М-4 в Павловском районе. Как не обрадоваться тому, что теперь поездка на автомобиле, к примеру, из Краснодара в Ростов и обратно обойдется минимум в 800 рублей без заправки. Довольны наличием такого комфортного участка жизни, наверное, и жители той же станицы Старолеушковской, да и других, примыкающих к трассе, и многочисленные студенты… Впрочем, за комфортные условия, или, как еще обозначается в документах, призванных улучшить жизнь россиян, за среду проживания, все равно придется платить.
Сами же национальные цели и приоритетные задачи стратегического развития страны, обозначенные в указе президента страны, на мой взгляд, в случае их достижения способны значительно увеличить темпы развития России во всех сферах, и самое главное — сделать жизнь большинства людей достойной. Достойной великой страны! Но смогут ли высокопоставленные исполнители, многие из которых давно локализованы на Западе, выдержать это испытание? Испытание не столько на патриотизм, сколько большими деньгами.

Сейчас все «причастные к реализации» — от правительства до муниципалитов — яростно решают стратегические задачи. Пока большей частью на словах. Складывается впечатление, что очередная государственная стратегия превращается в мантру. Впрочем, так уже было с этими проектами во времена президентства Дмитрия Медведева. Также возникает мысль: если кто-то верит, что на самом деле нужные стране проекты будут реализованы исключительно за счет объявленных 25 триллионов рублей, то этот человек точно из числа построившихся на демонстрации.

Уверенность в том, что эта гигантская сумма будет осваиваться оставшееся до окончания президентского срока время в зависимости от политической ситуации, крепнет по мере появления информации об очередных действиях правительства. Очень похоже, что под прикрытием обещаний скорого рая на земле, а особенно беспрецедентного роста зарплат и продолжительности жизни в стране финансовые структуры правящего класса всего лишь формируют себе очередной денежный резерв на случай непредвиденного развития событий.

У президента нет, наверное, сейчас другой опоры, кроме всех этих так называемых элит. Даже официально у некоторых приближенных к власти граждан состояния сопоставимы с некоторыми статьями бюджета РФ. Некоторые выжали из государства столько, что неприлично уже как-то, даже перед соседями.

Впрочем, нет сомнений: эти же люди, их семьи, ставленники будут «осваиваивать» проектные триллионы, и нетрудно предположить, что большая их часть может быть зарезервирована в качестве «запасного парашюта» для всей этой финансово-экономической правительственной гвардии, которая реально может всего лишиться в 2024 году, когда придет время отчитываться. А сомнения в том, что майский указ Президента будет выполнен, есть. Попытки чиновников выполнять нацпроекты за счет Росстата в очередной раз вызвали, скажем так, недоумение Президента России. Как выразился один федеральный телеканал, «Путин стер улыбки с лиц министров».

Произошло это 8 мая в Кремле на президентском Совете по стратегическому развитию и национальным проектам. — Людям неинтересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы — это все наши вопросы с вами, а не граждан, которые ожидают конкретных результатов. И не в отдаленном будущем, а сейчас, — заявил президент.

Министры Орешкин, Новак, Топилин и другие члены кабмина, говорят, выходили понурые. Национальные проекты Путин потребовал как можно быстрее превратить из проектов в реальность. А как это сделать, они не знают, наверное. Или не умеют.

Дмитрий Анатольевич правильно воспринял критику президента и сразу же после праздников тоже устроил разнос своему кабинету. И тоже за невыполнение поручений президента. Но данных еще в 2012 году и позже. Премьер гневно обличал коллег в волоките, разгильдяйстве и бюрократизме. Почему до сих пор не выполнены те поручения: от безопасности детского отдыха, вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения до противодействия картельным сговорам авиакомпаний? — требовал ответа у подчиненных премьер.

В народе это называется «перевести стрелки», хотя президент критиковал министров не за прошлые, а за настоящие, скажем так, недоработки. Впрочем, виновных в правительстве уже назначили. Заранее. Напомню, что на недавнем Российском инвестфоруме в Сочи Дмитрий Медведев объявил, что чиновники в регионах теперь будут нести персональную ответственность (?!) за выполнение указа президента.
Сейчас деятельность органов госвласти, по большому счету, свелась лишь к выделению все больших сумм на разные программы с хорошими и нужными названиями. И к радужным отчетам об их исполнении. Такое впечатление, что все руководители в стране стали бухгалтерами. Впрочем, о результах прорывного освоения средств можно также узнавать из сообщений правоохранительных органов или данных Счетной палаты, регулярно выявляющей нецелесообразные и неэффективные траты бюджета на сотни миллиардов рублей.

В то же время регионы еще в прошлом году забили тревогу, когда стало ясно, что правительство может попытаться переложить бремя финансирования нацпроектов на них. К чему, судя по всему, и идет дело. Самая большая часть их претензий к федеральному центру связана с финансированием. Точнее, с опасениями, что расхождение сумм, заложенных на эти цели в бюджете, с реальными потребностями приведет к необходимости постоянно дофинансировать нацпроекты из средств региональных бюджетов. Специалисты отмечают и явное системное несоответствие установленных правительством нормативов, критериев, коэффициентов, всяких индексов оценки исполнения проектов их заявленным целям. Добавим: объявленным президентом страны. По мнению экспертов, особенно это заметно по образованию и здравоохранению.

Ну чем иным, кроме как выполнением этих «критериев», а иными словами — «улучшением» статистических показателей, можно объяснить, например, перевод в некоторых больницах санитарок в уборщицы, чтобы продемонстрировать беспрецедентный рост зарплат в среднем по больнице? Примерно то же самое может происходить во всем бюджетном секторе. Вот и губернаторов теперь будут оценивать по всем этим коэффициентам, выведенным в недрах правительства.
Но оценить-то можно, да вот незадача. Еще в марте спикер Госдумы забил тревогу: он сообщил, что из всех средств, выделенных из федеральной казны на исполнение национальных проектов, только 1,4 процента направлены в регионы. Сейчас, наверное, больше — процентов 20. Но кардинальных изменений пока не произошло. А прорывные результаты с мест требуют предоставить немедленно. Тут и к гадалке не ходи — главы сельских и городских поселений окажутся в ответе за все. Может быть, такие примеры тоже вынудили президента вернуть министров в реальность?

А теперь давайте на секунду задумаемся: зачем же нужны все эти так называемые нацпроекты? Президент обозначил задачи, решение которых, на мой взгляд, вполне возможно в рамках существующих полномочий министерств и ведомств. Скажите, разве Министерство здравоохранения работает не для того, чтобы население России жило долго и получало современную помощь? А Министерство экономики без указа президента не должно работать так, чтобы прорваться в пятерку ведущих мировых экономик? Но в правительстве решили выполнять указ через нацпроекты и связанные с ними теперь многочисленные госпрограммы. Так, видимо, привычнее. Тем более опыт есть — аналогичные указы президента от 2012 года так и не были выполнены.

И все же остается вопрос: ну почему бы тому же правительству не выполнять указ президента через действительно востребованные в современном мире проекты? Чтобы выглядеть в этой пятерке мировых экономик достойно. Обозначить в числе приоритетов, скажем, развитие промпроизводства, биотехнологий, сельского хозяйства, космических технологий и т. д. Того, что действительно и реально может способствовать рывку. И денег на это, может быть, понадобится меньше, чем на ту же пресловутую комфортную среду проживания. Но, согласитесь, заработать миллиарды на перекладке тротуарной плитки или замене скамеек легче, чем запускать производства, которые неизвестно когда заработают. Да и для чего? Ведь деньги всем этим эффективным менеджерам надо делать здесь и сейчас. А вы как считаете?

Читайте также: Денег нет, но вы – работайте: о внутренней политике России.

Ефим
Подкасты
База