Юбилейный саммит ОДКБ: остались ли у России союзники?

Юбилейный саммит ОДКБ: остались ли у России союзники?
Расширение НАТО, в том числе и за счет присоединения Швеции и Финляндии, практически не обсуждалось на прошедшем 16 мая юбилейном (30 лет со дня подписания Договора) саммите ОДКБ. «У России проблем с этими государствами нет. Непосредственной угрозы для нас не создается», — подчеркнул в открытой части заседания Владимир Путин. Но Москва, по его словам, будет следить за ситуацией, и ответ России будет зависеть от дальнейших шагов Стокгольма и Хельсинки. Позже Турция выразила свой протест против вступления этих стран в альянс, потребовав за свое согласие от НАТО и США ряд преференций.

И процесс замедлился…

В отличие от грядущего принятия Украины в Евросоюз. Это очередной более чем серьезный вызов для РФ. А вот против этого шага ЕС и США сможет выступить хоть кто-то из так называемых союзников РФ по ОДКБ?

Из руководителей этих стран — Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана — только Владимир Путин и Александр Лукашенко на этой встрече глав ОДКБ высказались по поводу специальной военной операции РФ по демилитаризации и денацификации Украины. Причем белорусский лидер в присущей ему резкой манере упрекал коллег за отсутствие согласованной позиции по Украине. Впрочем, для руководителей кавказских и азиатских стран, судя по их поведению, это было, мягко говоря, неактуально. Кто-то из них что-то там прочитал по бумажке, кто-то сказал пару положенных в таком случае ничего не значащих фраз о благородной миссии ОДКБ на камеру. Но в целом, во всяком случае у меня, сложилось впечатление некой вымученности этого (по сути ненужного с точки зрения реального влияния на главные для России события) в данный момент мероприятия, в атмосфере которого к тому же ощущался тщательно скрываемый перед публикой внутренний конфликт его участников. Ну согласитесь, трудно представить себе согласованную позицию Армении и Азербайджана хоть по какому-то вопросу после Нагорного Карабаха.

Но Батька особенно журил коллег (из которых никто не оказался, кстати, под санкциями) за отсутствие поддержки по украинскому вопросу. Более того, тщательно сдерживая негодование, он возмущался тем, что некоторые (из присутствующих в данный момент в зале Кремля союзников по ОДКБ) сознательно и публично присоединились к западным антироссийским ограничениям, запретив полеты к ним самолетов российских и белорусских авиакомпаний, не поддерживают позицию России и Белоруссии при голосовании в международных организациях и т. д. И он прав. Ведь ОДКБ, созданная в 2002 году по Договору еще от 1992 года, задумывалась как альтернатива расширению Североатлантического альянса на восток после распада СССР. Но сейчас говорить об этом даже как-то неприлично, наверное. И реальное политическое или геополитическое влияние ОДКБ на ситуацию в Европе, Азии или на Кавказе, пожалуй, слегка преувеличивается его членами.

Поэтому призывы Александра Лукашенко о том, что Россия не должна в одиночку бороться с расширением НАТО, не были, как говорится, услышаны. Примечательно, что Владимир Путин воздержался от критики союзников за отсутствие солидарности, видимо, понимая бесполезность подобных увещеваний. Но тем не менее он призвал «обратить особое внимание на десятки специализированных биолабораторий и центров», созданных Пентагоном на постсоветском пространстве. И СВО, по его словам, доказала, что главной целью этих лабораторий является «создание компонентов биологического оружия и дестабилизация эпидемиологической ситуации в регионе». Президент деликатно не уточнил, что такие закамуфлированные под научные центры биолаборатории, о чем неоднократно писала пресса, есть в Казахстане, Армении и Киргизии…

Честно говоря, было бы, наверное, более правильно поступить с собравшимися так же, как перед объявлением спецоперации. Тогда, напомню, Владимир Путин в прямом эфире потребовал от каждого из высших руководителей России высказать с-в-о-ю позицию о признании независимости ДНР и ЛНР (читай — оказать народным республикам военную помощь). И, думается, если бы Владимир Путин попросил на этом саммите от собравшихся публично одобрить действия России, то, возможно, в зале остались бы только он и Александр Григорьевич.

Так в чем же высший, как говорится, смысл существования этой организации, странам которой все это время Россия оказывает помощь практически в одностороннем порядке? И какая отдача от такого сотрудничества, мы тоже видим. Между тем по тексту Договора государства-участники не должны принимать участие в каких-либо действиях, направленных против другого государства-участника. А что происходит с тем же авиасообщением, мы видим. Видим также, как члены ОДКБ боятся попасть под западные санкции, сворачивая сотрудничество в российских компаниях по многим направлениям. Есть в этом договоре и пункт о совместных действиях в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности. Но все эти положения предельно размыты, на мой взгляд, и вряд ли могут быть реализованы в рамках этого документа.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РОССИЯ, как неоднократно заявлялось, ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ ДОНОРОМ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. За период с 2008 по 2022 год Российская Федерация только официально оказала странам региона помощи более чем на 6,5 миллиарда долларов. Кроме того, РФ является и крупным инвестором в Центральной Азии. Накопленные российские инвестиции, как с гордостью говорят в российском МИДе, за период 2010–2021 годов превысили 30 миллиардов. В то же время Китай еще до пандемии вложил в Казахстан около 20 миллиардов долларов прямых инвестиций, в 2019-м Пекин объявил еще о 55 новых проектах для Казахстана на сумму 27,6 миллиарда. А во время Пекинской зимней Олимпиады в феврале этого года председатель КНР (как раз накануне спецоперации и без приглашения России) провел селекторное совещание с главами центральноазиатских и среднеазиатских республик, на котором пообещал им еще более существенные вливания в их экономику. Но это так, к слову.

Сколько стоила недавняя десантная спецоперация по спасению режима казахстанского президента Токаева, мы не знаем. Но видим, что его администрация декларирует, мягко скажем, нейтралитет относительно украинских событий ради все более тесного сотрудничества с Великобританией. О растущей же русофобии в Казахстане не писал только ленивый. Поэтому одобрения действий РФ от этого союзника (давно и прочно, по мнению многих экспертов, находящегося вне орбиты интересов России) ждать, как и от остальных членов ОКДБ, увы, не приходится. Впрочем, она и не нужна, наверное. Ведь ОДКБ, опять же по моему мнению, превратилась не в военно-политический союз, а в некий инструмент поддержки экономической деятельности диаспор этих государств в России, трудоустройства мигрантов, оказания провластным элитам, олигархам стран — участниц ОДКБ таможенных, налоговых и иных преференций за наш счет.

Примерно так же было долгие годы и с Украиной. Помогали, выплачивали за нее долги, по сути поддерживая ее олигархат. А ПОЛУЧИЛИ ТО, ЧТО ПОЛУЧИЛИ. ПЛЮС НАЦИЗМ В ЧИСТОМ ВИДЕ.

И в этой связи возникает закономерный вопрос: неужели даже сейчас, когда понятно, что у России не осталось союзников, кроме с-в-о-и-х АРМИИ И ФЛОТА (ну еще и Белоруссии), не стоит пересмотреть роль этой ОДКБ? Или хотя бы перестать спонсировать «дружественные» режимы по всему миру, рассчитывая на их братскую благодарность и поддержку? Чтобы не получить еще несколько Украин.

А вы как считаете?

Ранее мы писали:

Стратегические аргументы российского руководства: все решения приняты