Крушение «Нахимова»: почему это произошло?

Крушение «Нахимова»: почему это произошло?
Ровно 35 лет назад, в ночь с 31 августа на 1 сентября 1986 года, в 23 часа 20 минут потерпел крушение в Цемесской бухте Новороссийска, всего в четырех километрах от берега, пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов». Погибли и пропали без вести 423 пассажира и члена экипажа.

Непроходящая боль

За минувшие с момента кораблекрушения годы выросло два новых поколения. Жителю Нижнего Тагила Василию Койчеву, родившемуся спустя считанные недели после гибели в злосчастном морском круизе его отца Василия Дмитриевича, уже больше лет, чем было родителю, навечно оставшемуся 29-летним. У него уже подрастают свои дети…

Одессит Ефим Бендер остался с внуком Сашей, которому было четыре месяца, когда в Цемесской бухте погибла его мама Елена Долинская.

На «Адмирале Нахимове» она была с четырехлетним сыном Денисом. Очевидцы видели его на спасательном плотике. Это все, что знает дед о внуке. До последних дней дед верил, что Денис жив. И вырастил сам Александра, теперь уже 35-летнего отца собственного семейства…
Боль от чудовищных по своей нелепости утрат не прошла, но успела притупиться. К тому же за три с половиной десятилетия произошло множество куда более жестоких событий, если вообще уместно и справедливо сопоставлять человеческие трагедии. Развал Союза, межнациональные распри, войны и вооруженные конфликты практически по всему периметру России, война в Чечне, гибель пассажирского парома «Эстония», затонувший подводный атомоход «Курск», потопы и пожары, крушения авиалайнеров…
Список длинный и жуткий!.. Тысячи жизней, за каждой из которых — излом сотен тысяч судеб. Но гибель «Нахимова» даже на этом кровавом фоне остается непроходящей болью. Потому что произошла в мирной стране, в мирное время, с мирными людьми.

И вместе с болью мы продолжаем задаваться одним и тем же вопросом: почему произошло это кораблекрушение, какова его истинная причина? Ответов, как и гипотез, множество. От самых невероятных, связанных с не изведанными наукой аномалиями, до банального человеческого фактора.

Как это было

Вспомним, как это произошло. В 22 часа в последний день лета 1986 года, приняв пассажиров на борт, «Нахимов» отдал концы и медленно отвалил от причальной стенки Новороссийска. Всего на его борту в этот момент находились 1243 человека, в том числе 346 членов экипажа и 897 пассажиров.

В это же время к порту Новороссийск приближался сухогруз «Пётр Васёв». В 21 час 30 минут на мостик сухогруза поднялся капитан Виктор Ткаченко и принял управление судном на себя. Он сообщил портовым службам, что пропустит пассажирский пароход, как того требуют правила навигации.

Однако капитан спешил причалиться до полуночи, поскольку это дало бы определенный процент перевыполнения социалистических обязательств, поэтому не остановил судно. При этом Ткаченко наблюдал за расхождением сухогруза с лайнером не визуально, а доверившись электронике, дававшей показания с некоторой задержкой во времени.

Находившийся на мостике «Нахимова» третий штурман Александр Чудновский, видя опасное сближение двух судов, вовремя не предпринял необходимых действий, даже не вызвал капитана. В 23.12 произошло столкновение. За семь с небольшим минут пассажирский пароход ушел на дно…

Пожалуй, уже ранним утром, когда в бухте под Новороссийском вовсю шли спасательные работы, стали возникать первые версии случившегося.

Например, о том, что пароход сглазили. Многие горожане наблюдали с берега отход «Нахимова». Белоснежный пароход, расцвеченный огнями, плавно разрезал спокойную гладь потемневшего в сумерках моря. «Везет же кому-то!..« — вздыхали на берегу.
Сохранились свидетельства спасшихся пассажиров, будто предчувствовавших беду. Ни в какую не хотела брать путевку в круиз Александра Стрельникова, но в профкоме заставили. Перед отправлением ей снились кошмары, и одна женщина на картах нагадала ей все события, сбывшиеся с точностью…
Еще есть немало рассуждений на тему несчастливого названия парохода. Ведь как назовешь судно, так оно и поплывет. Такие «заколдованные» названия есть во всех флотах. В российском всегда не везло «Адмиралам Нахимовым». Первым кораблем с таким названием был броненосец, погибший в 1905 году в Цусимском сражении. Второй, крейсер, переименованный в «Червону Украину», погиб под бомбами в Севастополе в годину Великой Отечественной. В послевоенные годы были списаны раньше срока пришедшие в полную негодность крейсер и противолодочный корабль с названием «Адмирал Нахимов». Пассажирский лайнер стал пятым в этом списке.

Версии, гипотезы…

Попытку научного объяснения этих совпадений сделал Т. И. Горелик, выдвинувший космогоническую гипотезу. В результате изучения нескольких тысяч явлений в биосфере, атмосфере и космосе он пришел к выводу о существовании системы гравитационных и электромагнитных полюсов, которые порождают «влиятельные» аномалии. Ученый даже выдвинул фундаментальную проблему, обозначив ее как «социальная биология», которая и стоит у истоков трагических судеб самого Павла Степановича Нахимова и названных в его честь кораблей.
335555.jpg
Научный сотрудник Одесского университета Светлана Свербиль-Живицкая считает, что четвертый угол Бермудского треугольника находится в Цемесской бухте Новороссийска. Она вспоминала, как однажды совершала круиз на пассажирском лайнере по Черному морю. Через час после того как пароход отчалил от пристани Новороссийска, у всей семьи разом остановились часы. Позже выяснилось, что часы остановились абсолютно у всех пассажиров и членов экипажа. Всем пришлось подзаводить их и переводить стрелки вперед. Это произошло примерно в той точке, где через несколько лет затонул лайнер «Адмирал Нахимов».

Синхронная остановка часов, опаздывание или ускорение хода — довольно часто встречающийся феномен. Он наблюдается и в других районах планеты, отмеченных гравитационными аномалиями. Именно этим ученый объяснила и происшедшее с ней на борту судна. Возможно, считает Свербиль-Живицкая, локальность в районе Новороссийска внезапного и очень сильного ветра бора, или норд-оста, как его называют местные жители, также напрямую связана с гравитационными аномалиями.

Как рассказала Свербиль-Живицкая, через два дня после остановки часов между Новороссийском и Сочи произошло небольшое землетрясение. Кстати, почти одновременно с гибелью «Нахимова» случилось землетрясение в Черноморском бассейне. По одной из версий о причинах кораблекрушения, сухогруз и пассажирский лайнер столкнулись из-за помех и неправильного изображения на их электронных приборах.

Самую оригинальную гипотезу кораблекрушения выдвинул новороссийский ученый Виктор Чуев, в конце прошлого столетия бывший доцентом филиала Кубанского технологического университета. Виной столкновения судов, по его мнению, стал космический спутник американцев, намеренно исказивший изображение на экране радара сухогруза. Так якобы нам отомстили за сбитый на Дальнем Востоке южнокорейский «Боинг», вторгшийся в воздушное пространство Советского Союза.

Есть и версия, связанная с госбезопасностью и партийной контрабандой.
В качестве пассажира на борту лайнера находился начальник управления КГБ по Одесской области генерал А.Крикунов с семьей. Вся семья погибла. Кстати, из-за его опоздания на борт лайнер отчалил от пристани Новороссийска на 10 минут позже. Кто знает, возможно, именно эти минуты стали роковыми в дальнейшей судьбе всех, кто был тогда на борту?
Но версия заключается в другом. На жизнь генерала, имевшего документы о крупномасштабной коррупции партноменклатуры Москвы и Украины, планировалось покушение, которое и было успешно осуществлено в море.

Теория Таламанова

Но, пожалуй, самую правдоподобную версию кораблекрушения выдвинул в 2004 году тогда еще первокурсник Новороссийской государственной морской академии, а теперь уже опытный штурман дальнего плавания Андрей Таламанов.

Его отец, бывший летчик противолодочной морской авиации, ставший впоследствии историком военного флота, дал почитать сыну небольшую статью о трагедии «Нахимова», а потом обронил фразу о том, что вахтенный штурман пассажирского парохода Александр Чудновский вел судно на столкновение с сухогрузом «Пётр Васёв» так же, как военные корабли идут на перехват противника. Это заинтересовало Андрея, и вскоре он выяснил, что Чудновский до прихода в Одесское пароходство действительно был военным моряком, служил штурманом на Черноморском флоте.
Собрав массу материала, Андрей стал находить многочисленные подтверждения возникшей догадке. И постепенно версия выстроилась в стройную теорию, в чем немало способствовал профессор Новороссийской морской академии Сергей Ольшамовский, разложивший по полочкам действия судоводителей в той аварии.
«Адмирал Нахимов» должен был следовать курсом 160 градусов. Но Чудновский, испугавшись появления по курсу сухогруза, стал менять направление движения. Сначала на отметку 154,2 градуса, затем на 150 градусов, а в последние минуты перед столкновением — на 140. Если бы штурман не менял курс, катастрофа бы не произошла.

 Однако часть вины, по мнению автора исследования, лежит и на капитане сухогруза Викторе Ткаченко, который, во-первых, слишком доверился автоматике. Система САРП, в те годы еще не очень совершенная, показывала, что суда разойдутся в 300 метрах друг от друга, хотя простой взгляд за борт говорил об обратном. Во-вторых, когда столкновение стало почти неминуемым, Ткаченко приказал застопорить двигатели, в результате чего сухогруз на несколько драгоценных мгновений оказался неуправляемым, продолжая по инерции движение вперед. И, наконец, третья ошибка капитана заключается в том, что он уже после столкновения приказал дать полный назад, открыв тем самым огромную пробоину в борту пассажирского судна, куда хлынул громадный поток воды, и лайнер затонул всего лишь за восемь минут. Если бы «Пётр Васёв» оставался своего рода пробкой в пробоине, то по крайней мере удалось бы избежать столь значительного количества человеческих жертв.

Вместо эпилога

Трагедию «Титаника» в большей степени, чем любое другое событие, считают конечной вехой старого доброго времени и началом новой, беспокойной эпохи. То же самое справедливо будет сказать и о катастрофе парохода «Адмирал Нахимов», которая стала символом начала крушения огромного государства с названием «СССР».

Ровно за пять лет до распада Союза на дно Цемесской бухты с белоснежным лайнером ушли русские и украинцы, молдаване и прибалты, белорусы и узбеки, представители многих и многих национальностей из всех уголков бывшей державы.

Сегодня породненные общей бедой люди разъединены границами. Но каждый год в последний день лета, в последний его час, на мысе Дооб в поселке Кабардинка, на траверзе которого произошла трагедия и где был установлен мемориал лайнеру и погибшим вместе с ним людям, зажигаются свечи и к плитам с именами сгинувших в морской пучине ложатся живые цветы.
Пам_Нахим1.jpg

Каковы бы ни были истинные причины катастрофы, дата 31 августа 1986 года будет тем событием, которое вне зависимости от того, отмечено оно на листках календарей или нет, навечно остается в памяти. В памяти очевидцев, людей, так или иначе причастных к происшедшему, в памяти грядущих поколений.

Читайте также:

Павшим защитникам: как освобождали Новороссийск
comments powered by HyperComments
Богдан 3
База
Похожие материалы