Зачем нужна маркировка молока: за что заплатит потребитель?


В 2021 году предприятия молочной отрасли в России должны подключиться к специальной системе маркировки продукции под названием «Честный знак». Теперь на этикетке будет QR-код, который, как утверждается, подтвердит качество товара. «ВК Пресс» разбирался, зачем он нужен и, самое главное, кто за него заплатит.

В чем суть: «Честный знак» исключит контрафакт и фальсификат?

Молочная продукция станет первой категорией в пищевой промышленности, которая присоединится к новой концепции маркировки еды в России. Будет применяться предложенная Минпромторгом система маркировки товаров. В результате на йогуртах, кефире и молоке должны появиться особые QR-коды.

По логике властей, это поможет отследить все этапы перемещений молочной продукции. Развертывание системы будет дорогим.

Как утверждается в  соответствующем постановлении, нововведение обеспечит контроль качества и безопасности молочной продукции. Планируется, что систему QR-кодов будут вводить поэтапно.

Сыр и мороженое начнут маркировать с 1 июня 2021 года, молочку со сроком годности более 40 суток — с 1 сентября, продукцию, которая хранится менее 40 дней, — с 1 декабря 2021-го. Для крестьянско-фермерских хозяйств, производящих продукцию из собственного сырого молока, предусмотрели отсрочку подключения маркировки до 1 декабря 2022 года.

Основная задача вводимой куратором проекта Минпропромторгом маркировки — борьба с контрафактом (продукт, созданный на основе оригинала с нарушением интеллектуальных прав) и фальсификатом (подделка, выдаваемая за настоящую вещь).

Диспетчерскими функциями системы «Честный знак» Правительство РФ определило ООО «Оператор-ЦРПТ». Судя по данным ИАС «Базис. Селдон», это юридическое лицо аффилировано с миллиардерами Александром Галицким и Алишером Усмановым. Именно они будут снимать сливки с этого весьма дорогостоящего проекта.

Как сообщили «ВК Пресс» в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, два из 15 крупных и средних предприятия (ООО «АгроИнвестПроект» Усть-Лабинска и ООО «Абинский маслозавод») полностью готовы к новой маркировке товара. Остальные производители в процессе подготовки.

По данным источника, близкого к министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, известные кубанские предприятия-фальсификаторы одними из первых заявили о готовности внедрения системы «Честный знак». Как это получилось? Большой вопрос.

Как выяснилось единственная задача грандиозного проекта, по крайней мере, на начальном этапе собрать деньги. И побольше.

Головная боль: производителей никто не услышал

Представители бизнеса скептически относятся к нововведениям. Пока на горизонте — солидные затраты и головная боль.

— С 2018 года на всех предприятиях молочной отрасли страны уже внедрили систему электронной сертификации «Меркурий», которая, при всей ее неоднозначности, отслеживает путь товара «от поля до прилавка», — напоминает генеральный директор Южного молочного союза Константин Синецкий. — На ее внедрение бизнес затратил значительные средства. Создание фактически дублирующей системы маркировки — вопрос целесообразности.

В подтверждение своих слов собеседник приводит расчеты в масштабах Краснодарского края. По данным Южного молочного союза, совокупные затраты 21 предприятия, которые производят 70 процентов объема продукции на Кубани, на внедрение системы «Честный знак» составят не менее 1,6 миллиарда. Плюс ежегодные расходы на нанесение маркировки — около 1,2 миллиарда рублей.

— Возникает вопрос: каким образом маркировка повысит качество и безопасность молочной продукции? — продолжает Константин Синецкий. — Но уже известно, что нововведение повлияет на отпускные цены молокопереработчиков. Для того чтобы отбить затраты, им придется увеличить цены как минимум на 1,5 — 2 рубля.

По мнению руководителя отраслевого союза, многие из молокопереработчиков столкнутся с огромными проблемами. Первое — кадровый голод (на селе острый дефицит квалифицированных специалистов), второе — риски многочисленных операционных сбоев, в том, что они будут, не сомневается никто, и как следствие остановка производственных линий.

По данным ООО «Оператор-ЦРПТ», минимальная стоимость для внедрения информационной системы (в зависимости от мощности производства) составит: для малых предприятий (до 10 тонн в сутки) — от 19,5 тысячи рублей; для средних (от 10 до 100 тонн в сутки) — от 507 тысяч; для крупных (более 100 тонн в сутки) — 1,29 миллиона.

Не питайте иллюзий: ничего не изменится

Если малому бизнесу дали отсрочку до 1 декабря 2022 года, то крупный уже готовится к первому нанесению маркировки. С 1 июня нынешнего года без нее не будет сыра и мороженого.

Мы выбрали смешанную систему нанесения маркировки. В зависимости от производственного участки: где-то стикеры, где-то нанесение на упаковку, — комментирует «ВК Пресс» генеральный директор ООО «Маслозавод «Абинский» Александр Прудкин. — Но не питайте иллюзий: никакой уникальной информации в QR-коде, отличной от той, что есть на упаковке, не будет. Дата производства, сведения о предприятии, срок годности. В этой затее только одна задача — получить триллионы рублей в масштабах экономики страны. Пользы — ноль.

Одни неудобства. Это в разы усложнит наши бизнес-процессы. На мой взгляд, люди в Минпромторге РФ не понимают, как функционирует отрасль. Беда в том, что никто нас не слышит. У всех в глазах доллары. Мы придем к тому, что отрасль окажется в коллапсе.

По словам собеседника, одна из главных задач нововведения — борьба с фальсификаторами.

— Но они и так всем хорошо известны. Через «Меркурий» это хорошо отслеживается, — уверен Александр Прудкин. — Все элементы фальсификации — пальмовое масло и говяжий жир — нужно взять под строгий контроль. Но мошенники и без того известны всем контролирующим органам. Но за это же деньги не получишь. На огромном предприятии — это огромные сложности, связанные с производством крупной партии скоропортящейся продукции. Если говорить о борьбе с контрафактом, то среди переработчиков молока этих случаев — единицы. На мой взгляд, требование маркировки приведет к серьезным проблемам у крупных предприятий и к гибели малых. Они просто покинут рынок.

ГОСТ спасет мир: ерундой заниматься не будем

Представители малого бизнеса, занимающегося переработкой молока, вообще не понимают, зачем молочным продуктам нужна маркировка.

— Главный вопрос — экономическая составляющая. Так, мы в прошлом году продали на 194 миллиона рублей, 10 процентов заплатил государству — это 19,4, 37 миллионов рублей — зарплаты и опять же налоги. Остальное — сырье по себестоимости на своей же ферме. Итог: на переработке молока мы были в убытке — минус 1,5 миллиона рублей, — подсчитывает генеральный директор ООО Агрофирма «Приволье» Сергей Лагошин. — Сначала нам рассказывали, что это в рамках борьбы с фальсификаторами, затем потчевали войной с контрафактом, затем контролем объемов. В итоге все свелось к тому, что мы должны платить за подключение к системе.

У собеседника возникает закономерный вопрос: как быть, если предприятие реализует продукцию через собственную торговую сеть? Все магазины также нужно обеспечить считывающими устройствами?

Словом, прощайте продавцы мороженого на пляже. До свидания, бабушки с домашним сыром.

— А если я отпускаю небольшую партию молока, сметаны и несколько пачек масла детскому саду и школе не в упаковке, а в другой таре — без упаковки? Мне на бидон со сметаной тоже QR-код наклеивать? — возмущен предприниматель. — А директору школы или заведующему детсадом считывающее устройство покупать?

Это не имеет никакого отношения к борьбе с фальсификатом. С ним можно бороться и в нынешней системе. Но нет. Производители жировых смесей всем удобны: поймал, оштрафовал на 150 тысяч рублей, и так по кругу. Зачем его закрывать? Лучший выход борьбы с мошенниками — ужесточение наказания и введение ГОСТа на безальтернативной основе. Это спасет мир. Никаких техусловий и растительных спредов по ним на прилавках быть не должно.

Фермер Юрий Ильченко из Динского района выделяет две проблемы.

— Первое. Это жуткий дефицит квалифицированных кадров, — говорит он. — На рынке труда просто нет квалифицированных специалистов, способных не то, что работать - наклеить QR-код на упаковку. Второе. Цены на единицу нашей продукции увеличатся минимум на 5 рублей. Мы и так платим за все: за ветосмотр, за сопровождение «Меркурия», за «Платон». Выхода нет: будем внедрять. Скорее всего, нам придется сильно сократить объемы производства и отказаться от некоторых видов продукции. Все издержки мы заложить в цену не можем. Любое повышение цены повлечет за собой отток покупателей. Работать, для того чтобы работать, мы не будем.

В интересах потребителей: вернуться к идеологии

— Теневой сектор, потревоженный введением ЭВС «Меркурий», хоть и с потерями, смог адаптироваться к изменившимся условиям работы, — уверен координатор гражданского проекта «За честные продукты», член рабочей группы по противодействию нелегальному обороту продуктов питания при Общественной палате РФ Александр Бражко. — Несмотря на наличие нескольких государственных информационных систем, молочный фальсификат по-прежнему присутствует на торговой полке и не собирается уступать позиции, в том числе и в эконом-сегменте.

По мнению эксперта, самая сложная ситуация в бюджетных организациях. Их руководители, вовлеченные в оборот фальсификата, не только саботируют любые мероприятия по непосредственному контролю качества сырья и продовольствия, но и «закрывают» глаза на нестыковки в документах, сопровождающих товар.

— Маркировка «Честный знак» на любом продукте должна быть гарантией качества содержимого упаковки. 100-процентной гарантией качества! — продолжает Александр Бражко. — В случае выявления факта фальсификации в любом из товаров человек, купивший продукцию, в течение трех  месяцев должен автоматически получить компенсацию в сумме не менее 25000 рублей за каждую покупку от оператора системы. Только при вовлеченности и заинтересованности потребителя этот механизм заработает.

Собеседник уверен, что даже при значительных выплатах, оператор не пострадает: он сможет компенсировать свои платежи по регрессному иску к виновному лицу.

Экономическое воздействие на участников теневого рынка молочных продуктов будет способствовать выравниванию конкурентных условий. Оператор должен быть заинтересован не в массовой продаже цифровых кодов любому обратившемуся лицу, а в тщательной проверке производственных возможностей пищевого предприятия, поставщиков сырья и ингредиентов.

От редакции. Если подводить итоги, то к внедрению маркировки бизнес относится, мягко говоря, со скепсисом. Вроде бы поднятые флаги с лозунгами «Антиконтрафакт» и «Антифальсификат» внушают определенный оптимизм. Но на деле все это сильно напоминает попытки государства увеличить налогооблагаемую базу и побороть теневой сектор. Проще говоря, создать огромную систему бухучета. Но, кажется, наши чиновники создали избыточный механизм, который показывает, как сильно государство любит контролировать все, от рождения до смерти, — чего бы это ни стоило. В любом случае — за все заплатит потребитель. То есть мы с вами.

Читайте также: Как выбрать настоящее молоко, рассказали эксперты

Похожие материалы