Елена Крылова: о юбилее "Краснодарских известий" и настоящих журналистах

Елена Крылова: о юбилее "Краснодарских известий" и настоящих журналистах
17 августа 25-летний юбилей отметит газета «Краснодарские известия». Накануне наш корреспондент встретилась с Еленой КРЫЛОВОЙ. Она работает в газете с 1991 года. Прошла все ступени, от корреспондента до главного редактора, с 2006 года — во главе издания. Разговор вышел далеко за рамки юбилея газеты. Судите сами...
— Елена Револьдовна, 25 лет назад произошло уникальное для столицы Кубани событие — родилась городская газета. Как вы считаете, между первым и нынешним выпуском большая разница? Или же газета претерпела незначительные изменения? 

— Действительно, для Краснодара рождение городской газеты стало событием. В советское время появление новой газеты такого формата было очень сложной проблемой. Тогда считалось, что если город не миллионник, ему своя газета не нужна. Очень долго добивались разрешения, преодолевая чиновничье сопротивление. И если бы не настойчивость тогдашнего мэра Краснодара Валерия Самойленко и известного журналиста Вячеслава Смеюхи, ставшего первым главным редактором «Краснодарских известий», ничего бы не получилось. Надо отдать им должное — борьба была серьезной. 

К юбилею мы готовим репринт первого номера газеты. Всем коллективом его рассматривали. Некоторые статьи сейчас вызывают улыбку, кажутся наивными. И тем не менее в них чувствуется живое слово. Материалы острые, злободневные, критические. Сравнивать выпуски тех лет и нынешние, конечно, сложно по ряду причин. Но очень заметно, что СМИ теперь стали гораздо сдержаннее. 90-е годы, которые сейчас любят называть «лихими», для журналистов были настоящим праздником, глотком свободы. Перестройка... Писать можно было обо всем, критиковать кого угодно, и самое главное — добиваться действенных ответов на критику. Именно тогда СМИ назвали четвертой властью, и они соответствовали этому определению. Пресса имела огромное значение и для простых людей, и для власти. Потом общество стало меняться, законы ужесточались, появилась масса ограничений. Журналисты и не заметили, как стали заниматься самоцензурой. Один раз получили предупреждение, второй раз — стали избегать острых тем, выбирать сюжеты поспокойнее. Как бы там ни было, юность «КИ» мы вспоминаем как время безоблачного журналистского счастья. 

— Какова нынешняя политика вашего издания? 

— Мы — городская газета, официальный орган администрации и Думы Краснодара. 95 процентов наших подписчиков — краснодарцы. Отсюда и складывается политика: в первую очередь мы обязаны писать о том, что волнует наших читателей. 

«Краснодарские известия» — официальная газета, но это не значит, что учредители нами «рулят». У нас деловые, партнерские отношения. Порой меня спрашивают: а часто ли звонят мэр, председатель Думы? Отвечаю честно: никогда. Нам не диктуют, о чем и как писать. Но при этом власть слышит мнения журналистов и читателей, адекватно реагирует на критику и, думаю, учитывает нашу точку зрения в своей работе. На совещаниях в администрации города нередко звучат проблемы, поставленные газетой. По многим ситуациям спорим. Такие отношения дорогого стоят. Я знаю, что в некоторых муниципалитетах не так все гладко складывается в отношениях власти и СМИ. 

— Кто ваш читатель? И актуальны ли для вас слова: дружить с читателем и разговаривать на интересном для него языке? Как быстро газета, журналисты улавливают те вещи, о которых с людьми надо вести диалог? 

— Об интересе к любой газете красноречиво говорят тиражи. У нас они не падают, несмотря на трудные времена, рост цен на бумагу и почтовые услуги, конкуренцию с электронными СМИ. Если бы было неинтересно, нас бы, наверное, не читали. По поводу быстроты улавливания... Журналисты «КИ» — тоже жители Краснодара, мы знаем проблемы города. На планерках обсуждаем новости, вплоть до того, кто что услышал в транспорте. Конечно, газеты проигрывают в оперативности подачи новостей электронным СМИ, но все же стараемся быть в курсе всех событий. 

— Как вы считаете, какое будущее ждет газеты? На каком носителе мы будем их читать лет через пять-десять? 

— К сожалению, наш читатель возрастной. Действительно, все больше людей, чтобы сэкономить время, переходят на электронные версии изданий. Чтобы выписать газету, дождаться, пока ее тебе принесут, неторопливо пролистать, нужно свободное время. У работающего человека оно не всегда есть. Есть много разных прогнозов относительно будущего газет. Известный медиаэксперт Андрей Мирошниченко, например, считает, что газетам осталось жить буквально лет десять. Он приводил пример: студенты даже не знали, что такое подписка, это слово у них ассоциировалось только с одним понятием — «подписка о невыезде». Я думаю, что процесс ухода бумажных носителей из медиа-пространства неизбежен, но он будет происходить не слишком быстро. Видимо, на бумаге останется глянец, респектабельная деловая пресса, остальные постепенно уйдут в другой формат. Как скоро? Покажут рынок и спрос. 

— Можно ли рассматривать социальные сети как разновидность журналистики? Как быть с непроверенными новостями, тиражируемыми в Интернете? 

— Все хорошо в меру. Если не зависать сутками в Интернете, не подсаживаться на соцсети — это очень хорошая вещь, реально экономит время. Сам ты потратишь на поиски интересных статей на разных ресурсах много времени и сил, а по рекомендации «френдов» найдешь все очень быстро. 

То же самое касается и новостей. В социальных сетях они распространяются молниеносно. Но информация может оказаться и вирусной. Грамотные интернет-пользователи любую новость должны воспринимать критически, тщательно проверять надежность источников. Для журналистов это правило обязательно: не тиражировать сенсацию, пока не проверишь с помощью нескольких источников, не получишь комментарии. 

— Но тогда теряется оперативность... 

— Да, возможно. А иначе катастрофа. Очень неприятно, когда уважаемые, авторитетные издания распространяют слухи, потом опровергают, что совершенно не красит их. 

— Вернемся к газете, редактируемой вами... У вас работают настоящие профессионалы, многих знаю лично, они очень интересные люди. Как удалось сплотить вокруг себя команду? Вливается ли в коллектив молодежь? 

— Скажу без ложной скромности — у нас один из самых сильных на Кубани журналистских коллективов. Ирина Груба, Иван Журавлев, Светлана Журавлева, Елена Назарова, Людмила Романовская, Евгений Тованчев, Анастасия Куропатченко, Наталья Галацан — эти имена знает весь край. Во многих редакциях есть талантливые журналисты, но у нас подобрались уникальные личности. Мы работаем вместе уже много лет. Прекрасно знаем друг друга, творческий потенциал каждого. Текучки в коллективе практически нет. Конечно, большая заслуга в формировании костяка газеты принадлежит Вячеславу Смеюхе — сильному организатору и талантливому редактору. Это он в свое время сумел нас всех собрать, заинтересовать. Мне как редактору досталось хорошее наследство. Часто творческие коллективы бывают проблемными, в них случаются конфликты. У нас такого нет, отношения дружеские, практически родственные. А вот с обновлением кадров дела обстоят не блестяще. У нас в службе новостей две вакансии открыты. Многие пробуются, но выбывают, не пройдя даже испытательного срока. Амбиций у молодых журналистов — через край, а профессиональных навыков, желания учиться явно не хватает. Непростая ситуация. 

Беспокоит и другая проблема: 70 процентов коллектива — женщины. Конечно, наши девушки — великие труженицы, и все же журналистская профессия — не из легких. 

— Парадокс: несмотря на то что мужской слой в журналистике вымывается, главные редакторы кубанских СМИ — преимущественно мужчины. А каково быть руководителем-женщиной? 

— Я бы не сказала, что местными СМИ рулят исключительно мужчины. Трудовой кодекс, профессиональные требования едины для всех. А стиль руководства, думаю, зависит от характера, а не от пола. Да, есть жесткие руководители, но и сотрудники бывают — не сахар. Конфликты мешают делу, разрушительно влияют на людей. Спорить и ссориться надо по принципиальным поводам, а не из-за чьих-то амбиций. Если нормально сотрудничать не получается, значит, кто-то должен менять работу. 

— Современная газета — это факты, аналитика, взвешенные оценки... Что еще? 

— Высокий культурный уровень журналистов, их порядочность, осознание своей общественной миссии. Не должна нормальная газета выставлять себя в неприглядном свете, опускаться до пошлости, допускать ляпы, над которыми потом все смеются. СМИ должно быть респектабельным, отвечать определенным стандартам, иметь репутацию. «Вольная Кубань», я считаю, солидное издание, на протяжении многих лет оно держит высокую планку. 

— Какие федеральные СМИ, на ваш взгляд, отвечают времени и читательскому спросу? Какие «закладки» в вашем ноутбуке, планшете? 

— «Закладок» на компьютере у меня много. «Ведомости», «Российская газета», «Коммерсант», «Слон», «Медуза», «Новое время», «Эхо Москвы», «Дождь», «Новая газета», РБК, «Интерфакс», «Фонтанка», «Росбалт», множество интернет-порталов, местные СМИ. Я стараюсь собирать и анализировать интересную информацию из разных источников, сравниваю трактовки, делаю выводы. «Желтые» ресурсы игнорирую, и очень обидно, когда любимые в прошлом издания теряют лицо, стараясь колебаться вместе с руководящей линией, либо скатываются в пошлость. 

— Как будете праздновать юбилей «Краснодарских известий»? 

— Нашему коллективу не свойственны пафос и помпа. Будет торжественный прием в мэрии, небольшое дружеское застолье в редакции. Собирались выехать на природу, но передумали — жарко. Редакторат решил, что лучший подарок коллективу — это хорошие премии. 

Беседовала Инна МОЧАЛОВА. 

ОТ РЕДАКЦИИ. Вольнокубанцы от всей души поздравляют журналистов, всех сотрудников «Краснодарских известий» с приближающимся юбилеем. Творческих удач, благодарных читателей, растущих тиражей, друзья и коллеги!
Фото: s-kub.ru
comments powered by HyperComments
Андрей
Подкасты
База